ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Адаптированная программа по предмету «Русский язык» разработана на основе следующих нормативных документов:
С Законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
.Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений», 26.12.2000 г.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599),
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
Примерной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I варианта «Русский язык» под редакцией И.М. Бгажнокова (2014г.)
Учебным планом школы на 2022-2023 учебный год.
Общая характеристика учебного курса
Цель предмета: создать разноуровневые, доступные условия для овладения обучающимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи предмета:
-вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
-учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
-формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
-воспитывать интерес к русскому языку.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного и слухового, осмысленного восприятия и узнавания, сопоставления и сравнения;
развитие пространственной ориентации,
развитие основных мыслительных операций: точность и прочность и полноту запоминания и воспроизведения информации, умение обобщать и анализировать;
коррекция речи: умение последовательно выражать свои мысли, самостоятельно применять правила построения устной и письменной речи
коррекция фонематического слуха,
коррекция нарушений эмоционально — личностной сферы,
обогащение активного и пассивного словаря,
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегчённые варианты заданий.
Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно.
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, русский язык;
2) овладение начальными навыками адаптации с использованием языковых средств;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, языковыми средствами;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на русском языке;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках русского языка;
6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках русского языка;
7) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами русского языка;
8) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям на уроках русского языка.
В рамках учебного предмета «Русский язык» формируются познавательные учебные действия, представленные комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
• выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
• устанавливать видо-родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами;
• читать; писать; выполнять арифметические действия;
• наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
• работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и других носителях).
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения:
- формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных требований;
- определять план выполнения заданий на уроках письма под руководством учителя;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- ссоставлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложения;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов .
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На уроках русского языка на уровне начального образования обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения. У обучающихся, освоивших адаптированную основную общеобразовательную программу, сформируются определенные навыки устной и письменной речи в пределах их способностей и психического развития. По завершению освоения программы обучающиеся достигнут следующих результатов:
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости -глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Основное содержание учебного предмета
Повторение пройденного. Предложение. Выделение предложений из текста. Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; окончание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.
Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте. Вопросительные и восклицательные предложения.
Место учебного предмета в учебном плане
Русский язык в классе изучается в рамках образовательной области «Язык и речевая практика» Федерального компонента учебного плана.
На изучение курса «Русский язык» в классе отводится 102 часа. Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год. Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 102 часа в год, по календарно-тематическому планированию 102 часа в год. В I четверти 22 часа, II четверти 23 часа, III четверти 35 часов,
I V четверти 22 часа.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок, урок-игра, обобщающий урок, контрольный урок.
4. Учебно-методический материал:
1. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 1991.
2. Аксенова, А.К. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы./ А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2018.
3. Бгажнокова, И.М. Программы для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2018.
4. Волина, В.В. Занимательное азбуквоведение. - М.: Просвещение», 1991.
Календарно - тематическое планирование по предмету «Русский язык» на 2022-2023 учебный год.
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Кол-во часов |
по плану | по факту |
1 | | | Наша речь и наш язык. Язык и речь. Формулы вежливости. | 1 |
2 | | | Текст и его план. Типы текстов. | 1 |
3 | | | Обучающее изложение. | 1 |
4 | | | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонаций. Диалог, обращение. | 1 |
5 | | | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. | 1 |
6 | | | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 |
7 | | | Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 |
8 | | | Связь однородных членов предложения . Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
9 | | | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 1 |
10 | | | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 |
11 | | | Слово и его лексическое значение. | 1 |
12 | | | Многозначные слова, заимствованные слова, устаревшие слова. | 1 |
13 | | | Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. | 1 |
14 | | | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 1 |
15 | | | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 |
16 | | | Правописание приставок и суффиксов . | 1 |
17 | | | Разделительный ъ и ь знаки. | 1 |
18 | | | Склонение имен существительных, имен прилагательных. | 1 |
19 | | | Имя числительное. Глагол. | 1 |
20 | | | Наречие как часть речи. | 1 |
21 | | | Правописание наречий. | 1 |
22 | | | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 |
23 | | | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
24 | | | Распознавание падежей имен существительных. | 1 |
25 | | | Упражнение в распознавании Именительного, родительного, винительного падежей неодущевлённых имен существительных. | 1 |
26 | | | Упражнение в распознавание имен существительных в творительном и предложном падежах. | 1 |
27 | | | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания . Несклоняемые имена существительные. | 1 |
28 | | | Три склонения имен существительных. (Общее представление )1-ое склонение. | 1 |
29 | | | 2-ое склонение. Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. | 1 |
30 | | | 3-е склонение имен существительных. Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. | 1 |
31 | | | Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения ед.ч. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 |
32 | | | Именительный и Винительный падежи. | 1 |
33 | | | Правописание окончаний имен существительных в Родительном и Дательном падежах. | 1 |
34 | | | Упражнение в правописание безударных окончаний имен существительных в Родительном и Дательном падежах. | 1 |
35 | | | Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже. | 1 |
36 | | | Правописание имен существительных в Винительном и Предложном падеже. | 1 |
37 | | | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 |
38 | | | Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница» | 1 |
39 | | | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний им. сущ. в ед. числе» | 1 |
40 | | | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
41 | | | Склонение имен существительных во множественном числе. И.п.имен существительных множественного числа. | 1 |
42 | | | Р.п. имен существительных множественного числа. | 1 |
43 | | | Д.п. имен существительных множественного числа. | 1 |
44 | | | Обучающее изложение. | 1 |
45 | | | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | 1 |
46 | | | Контрольный диктант. | 1 |
47 | | | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
48 | | | Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
49 | | | Род и число имен прилагательных. | 1 |
50 | | | Описание игрушки. | 1 |
51 | | | Склонение имен прилагательных. | 1 |
52 | | | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 |
53 | | | Правописание окончаний имен прилагательных м. ср.р. в Именительном и Родительном падежах. | 1 |
54 | | | Правописание окончаний имен прилагательных м. и ср. рода в И. Р.В. Д падежи. | 1 |
55 | | | И.Р. В. падежи. | 1 |
56 | | | Правописание окончаний имен прилагательных м.и ср. р.в Т. И. П падежах. | 1 |
57 | | | И.и В.падежи имен прилагательных женского рода. | 1 |
58 | | | Р. Д. Т. П. падежи имен прилагательных женского рода. | 1 |
59 | | | В. И. Т. падежи имен прилагательных женского рода. | 1 |
60 | | | Сочинение по картине Н. К. Рериха «Заморские гости» | 1 |
61 | | | И и В падежи имен прилагательных множественного числа | 1 |
62 | | | Р. и П. падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 |
63 | | | Д. и Т. падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 |
64 | | | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 |
65 | | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
66 | | | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
67 | | | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | 1 |
68 | | | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | 1 |
69 | | | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | 1 |
70 | | | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 |
71 | | | Изложение повествовательного текста с элементами описания. | 1 |
72 | | | Контрольный диктант по теме «местоимение» | 1 |
73 | | | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
74 | | | Роль глагола в языке. | 1 |
75 | | | Изменение глаголов по времени. | 1 |
76 | | | Неопределенная форма глагола. | 1 |
77 | | | Изменение глаголов по времени. | 1 |
78 | | | Спряжение глаголов. | 1 |
79 | | | Спряжение глаголов. | 1 |
80 | | | 2-ое лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 |
81 | | | Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | 1 |
82 | | | I и II спряжение глаголов настоящего времени. | 1 |
83 | | | I и II спряжение глаголов будущего времени. | 1 |
84 | | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 |
85 | | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 |
86 | | | Возвратные глаголы. | 1 |
87 | | | Правописание – тся – ться в возвратных глаголах. | 1 |
88 | | | Закрепление изученного материала. | 1 |
89 | | | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 |
90 | | | Изложение повествовательного текста по вопросам. | 1 |
91 | | | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
92 | | | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
93 | | | Проверка знаний по теме « Глагол» | 1 |
94 | | | Проверка знаний по теме «Глагол». Повторение. | 1 |
95 | | | Язык. Речь. Текст. | 1 |
96 | | | Предложение и словосочетание. | 1 |
97 | | | Лексическое значение слова. | 1 |
98 | | | Состав слова. | 1 |
99 | | | Части речи. | 1 |
100 | | | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
101 | | | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
102 | | | Звуки .буквы. | 1 |
| | | Итого | 102 |