СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "РУССКИЙ ЯЗЫК"для детей с ОВЗ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по предмету "Русский язык" для 4 класса детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "РУССКИЙ ЯЗЫК"для детей с ОВЗ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.



Адаптированная программа по предмету «Русский язык» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • С Законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • .Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений», 26.12.2000 г.

  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599),

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

  • Примерной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I варианта «Русский язык» под редакцией И.М. Бгажнокова (2014г.)

  • Учебным планом школы на 2022-2023 учебный год.


Общая характеристика учебного курса


Цель предмета: создать разноуровневые, доступные условия для овладения обучающимися элементарными знаниями по грамматике.

Задачи предмета:

-вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;

-учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,

-формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;

-воспитывать интерес к русскому языку.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

                Основные направления коррекционной работы:

развитие зрительного и слухового, осмысленного восприятия и узнавания, сопоставления и сравнения;

развитие пространственной ориентации,

развитие основных мыслительных операций: точность и прочность и полноту запоминания и воспроизведения информации, умение обобщать и анализировать;

коррекция речи: умение последовательно выражать свои мысли, самостоятельно применять правила построения устной и письменной речи

коррекция фонематического слуха,

коррекция нарушений эмоционально — личностной сферы,

обогащение активного и пассивного словаря,

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Специфика программы

Отличительной особенностью рабочей программы является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегчённые варианты заданий.

Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно.

Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.

Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.



1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, русский язык;

2) овладение начальными навыками адаптации с использованием языковых средств;

3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, языковыми средствами;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на русском языке;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках русского языка;

6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках русского языка;

7) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами русского языка;

8) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям на уроках русского языка.

В рамках учебного предмета «Русский язык» формируются познавательные учебные действия, представленные комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

•        выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

•        устанавливать видо-родовые отношения предметов;

•        делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

•        пользоваться знаками, символами;

•        читать; писать; выполнять арифметические действия;

•        наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

•        работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и других носителях).

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения:

- формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных требований;

- определять план выполнения заданий на уроках письма под руководством учителя;

- оформлять свои мысли в устной речи;

- ссоставлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложения;

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

- писать под диктовку предложения и тексты.

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов .

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На уроках русского языка на уровне начального образования обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения. У обучающихся, освоивших адаптированную основную общеобразовательную программу, сформируются определенные навыки устной и письменной речи в пределах их способностей и психического развития. По завершению освоения программы обучающиеся достигнут следующих результатов:

Минимальный уровень:

      - различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости -глухости, твердости-мягкости;

  • деление слов на слоги для переноса;

  • списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

  • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

  • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

  • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

  • выделение из текста предложений на заданную тему;

  • участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

- различение звуков и букв;

- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

- деление текста на предложения;

- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.

                

Основное содержание учебного предмета

Повторение пройденного. Предложение. Выделение предложений из текста. Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; окончание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.

Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте. Вопросительные и восклицательные предложения.




Место учебного предмета в учебном плане

Русский язык в классе изучается в рамках образовательной области «Язык и речевая практика» Федерального компонента учебного плана.

На изучение курса «Русский язык» в классе отводится 102 часа. Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год. Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 102 часа в год, по календарно-тематическому планированию 102 часа в год. В I четверти 22 часа, II четверти 23 часа, III четверти 35 часов,

I V четверти 22 часа.


Формы организации учебных занятий: комбинированный урок, урок-игра, обобщающий урок, контрольный урок.


4. Учебно-методический материал:

1. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 1991.

2. Аксенова, А.К. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные  общеобразовательные программы./ А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2018.

3. Бгажнокова, И.М. Программы для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные  общеобразовательные программы 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2018.

4. Волина, В.В. Занимательное азбуквоведение. - М.: Просвещение», 1991.




























Календарно - тематическое планирование по предмету «Русский язык» на 2022-2023 учебный год.



п/п

Дата проведения урока


Тема урока


Кол-во часов

по плану

по факту

1



Наша речь и наш язык. Язык и речь. Формулы вежливости.

1

2



Текст и его план. Типы текстов.


1

3



Обучающее изложение.

1

4



Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонаций. Диалог, обращение.

1

5



Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание.

1

6



Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

7



Однородные члены предложения (общее понятие)

1

8



Связь однородных членов предложения . Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

9



Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

1

10



Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

11



Слово и его лексическое значение.

1

12



Многозначные слова, заимствованные слова, устаревшие слова.

1

13



Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

1

14



Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

1

15



Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

16



Правописание приставок и суффиксов .

1

17



Разделительный ъ и ь знаки.

1

18



Склонение имен существительных, имен прилагательных.

1

19



Имя числительное. Глагол.

1

20



Наречие как часть речи.

1

21



Правописание наречий.

1

22



Контрольный диктант по теме «Части речи»

1

23



Анализ контрольного диктанта.

1

24



Распознавание падежей имен существительных.

1

25



Упражнение в распознавании Именительного, родительного, винительного падежей неодущевлённых имен существительных.

1

26



Упражнение в распознавание имен существительных в творительном и предложном падежах.

1

27



Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания .

Несклоняемые имена существительные.

1

28



Три склонения имен существительных. (Общее представление )1-ое склонение.

1

29



2-ое склонение. Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

1

30



3-е склонение имен существительных. Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

1

31



Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения ед.ч. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

1

32



Именительный и Винительный падежи.

1

33



Правописание окончаний имен существительных в Родительном и Дательном падежах.

1

34



Упражнение в правописание безударных окончаний имен существительных в Родительном и Дательном падежах.

1

35



Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже.

1

36



Правописание имен существительных в Винительном и Предложном падеже.

1

37



Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

1



38



Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница»

1

39



Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний им. сущ. в ед. числе»

1

40



Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

41



Склонение имен существительных во множественном числе.

И.п.имен существительных множественного числа.

1

42



Р.п. имен существительных множественного числа.

1

43



Д.п. имен существительных множественного числа.

1

44



Обучающее изложение.

1

45



Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

1

46



Контрольный диктант.

1

47



Анализ контрольного диктанта.

1

48



Имя прилагательное как часть речи.

1

49



Род и число имен прилагательных.

1

50



Описание игрушки.

1

51



Склонение имен прилагательных.

1

52



Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

53



Правописание окончаний имен прилагательных м. ср.р. в Именительном и Родительном падежах.

1

54



Правописание окончаний имен прилагательных м. и ср. рода в И. Р.В. Д падежи.

1

55



И.Р. В. падежи.

1

56



Правописание окончаний имен прилагательных м.и ср. р.в Т. И. П падежах.

1

57



И.и В.падежи имен прилагательных женского рода.

1

58



Р. Д. Т. П. падежи имен прилагательных женского рода.

1

59



В. И. Т. падежи имен прилагательных женского рода.

1

60



Сочинение по картине Н. К. Рериха «Заморские гости»

1

61



И и В падежи имен прилагательных множественного числа

1

62



Р. и П. падежи имен прилагательных множественного числа.

1

63



Д. и Т. падежи имен прилагательных множественного числа.

1

64



Обобщение по теме «Имя прилагательное»

1

65



Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

66



Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

67



Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

1

68



Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

1

69



Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

1

70



Изменение личных местоимений по падежам.

1

71



Изложение повествовательного текста с элементами описания.

1

72



Контрольный диктант по теме «местоимение»

1

73



Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

74



Роль глагола в языке.

1

75



Изменение глаголов по времени.

1

76



Неопределенная форма глагола.

1

77



Изменение глаголов по времени.

1

78



Спряжение глаголов.

1

79



Спряжение глаголов.

1

80



2-ое лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

81



Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

1

82



I и II спряжение глаголов настоящего времени.

1

83



I и II спряжение глаголов будущего времени.

1

84



Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

85



Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

86



Возвратные глаголы.

1

87



Правописание – тся – ться в возвратных глаголах.

1

88



Закрепление изученного материала.

1

89



Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

90



Изложение повествовательного текста по вопросам.

1

91



Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

92



Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

93



Проверка знаний по теме « Глагол»

1

94



Проверка знаний по теме «Глагол». Повторение.

1

95



Язык. Речь. Текст.

1

96



Предложение и словосочетание.

1

97



Лексическое значение слова.

1

98



Состав слова.

1

99



Части речи.

1

100



Итоговый контрольный диктант.

1

101



Анализ контрольного диктанта.

1

102



Звуки .буквы.

1




Итого

102