Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2020-2021учебный год.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения
Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранов., Т.А. Ладыженская, и др. (М.: Просвещение, 2016).
Основной общеобразовательной программы МБОУ «Тубольская ООШ»
Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
6. Приказа Минобрнауки от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
5. Учебника « Русский язык» 5 класс (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова). Москва «Просвещение» 2015
Данная программа рассчитана на 175 часов, что соответствует Учебному плану МБОУ «Тубольская ООШ». Программа составлена без изменений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
фонетика и орфоэпия:
• проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;
• правильно произносить широко употребляемые служебные слова.
морфемика и словообразование:
• по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;
• определять способы образования слов различных частей речи;
• анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
• составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.
лексикология и фразеология:
• соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
• толковать лексическое значение общеупотребительных слов;
• проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.
морфология:
• различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;
• правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
• использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.
орфография:
• владеть правильным способом применения изученных правил;
• учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания.
синтаксис и пунктуация:
• составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
• определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;
• различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
• соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
• объяснять пунктуацию изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений.
Содержание учебного предмета.
Язык и общение (2ч + 1ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17ч + 3ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23ч + 7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
.II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 3ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных пСуществительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
ПолИзменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (29ч + 6ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
МорII. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
фологический разбор глагола.
п онятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (5ч + 2ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. | Кол-во часов |
| 1 четверть 45часов (Р.р.9) | |
| Язык и общение (2+1) | |
1 | Язык и человек. Язык и человек. Виды общения. | 1 |
2 | Язык и его единица | 1 |
3 | Р.р. Стили речи | 1 |
| Повторение изученного в начальных классах (16+4) | |
4 | Звуки и буквы. Слог. Ударение. Значимые части слова. | 1 |
5 | Орфография. Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова | 1 |
6 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 |
7 | Правописание непроверяемых согласных в корне слова. | 1 |
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 |
9 | Правописание непроизносимых согласных. | 1 |
10 | Буквы и,у,а после шипящих. | 1 |
11 | Разделительные Ъ и Ь. | 1 |
12 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 |
13 | Р.р. Текст, его основные признаки, деление текста на абзацы, простой план готового текста. | 1 |
14 | Части речи. Наречие как часть речи. | 1 |
15 | Глагол как часть речи. | 1 |
16 | Р.р. Тема. Широкая и узкая темы. Микротемы текста. | 1 |
17 | Имя существительное как часть речи | 1 |
18 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
19 | Р.р. Устное сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом» | 1 |
20 | Местоимение как часть речи. | 1 |
21 | Р.р. Тема текста. Основная мысль текста. | 1 |
22 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 |
23 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (24+6) | |
24 | Синтаксис как раздел грамматики | 1 |
25 | Словосочетание. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи в словосочетании. | 1 |
26 | Виды словосочетаний. Разбор словосочетания. | 1 |
27 | Предложение. Виды предложений | 1 |
28 | Р.р. Сжатое изложение | 1 |
29 | Р.р. Анализ изложения | 1 |
30 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 |
31 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
32 | Нераспространённые и распространённые предложения. | 1 |
33 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 |
34 | Определение. | 1 |
35 | Обстоятельство. | 1 |
36 | Однородные члены предложения. | 1 |
37 | Однородные члены предложения. | 1 |
38 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 |
39 | Предложения с обращениями и вводными словами | 1 |
40 | Р.р. Письмо | 1 |
41 | Предложения с обращениями и вводными словами | 1 |
42 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 |
43 | Р.р Функционально-смысловые типы речи | 1 |
44 | Простые и сложные предложения | 1 |
45 | Виды сложных предложений. Синтаксический разбор сложного предложения | 1 |
| 2 четверть 36 часов (р.р.8ч.) | |
1 | Прямая речь | 1 |
2 | Прямая речь. Знакомство с косвенной речью | 1 |
3 | Диалог | 1 |
4 | Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация" | 1 |
5 | Контрольный диктант по теме "Синтаксис и пунктуация " | 1 |
6 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
7 | Р.р. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский «Шкатулка») | 1 |
8 | Р.р. Анализ изложения | 1 |
| Фонетика. Орфография (12+3) | |
9 | Фонетика. Гласные и согласные звуки | 1 |
10 | Изменение звуков в потоке речи. твёрдые и мягкие согласные | 1 |
11 | Р.р. Повествование | 1 |
12 | Согласные звонкие и глухие | 1 |
13 | Графика и алфавит | 1 |
14 | Р.р. Описание предмета | 1 |
15 | Обозначение мягкости согласных с помощью ь | 1 |
16 | Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я | 1 |
17 | Орфоэпия. Слог. Ударение | 1 |
18 | Фонетический разбор слова | 1 |
19 | Повторение и систематизация знаний по теме "Фонетика" | 1 |
20 | Контрольный диктант по теме "Фонетика" | 1 |
21 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
22 | Р.р. Сочинение по картине Ф.П.Т "Цветы, фрукты и птицы" | 1 |
23 | Анализ сочинения | 1 |
| Лексика. Культура речи (6+2) | |
24 | Слово и его значение | 1 |
25 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
26 | Прямое и переносное значение слова | 1 |
27 | Омонимы | 1 |
28 | Синонимы | 1 |
29 | Антонимы | 1 |
30 | Р.р. Изложение «Первый снег» | 2 |
31 | Р.р. Анализ изложения | |
| Морфемика. Орфография. Культура речи (18+4) | |
32 | Морфема. Изменение и образование слов | 1 |
33 | Окончание. Основа слова | 1 |
34 | Корень слова. Однокоренные слова | 1 |
35 | Р.р. Рассуждение в повествовании. Выборочное изложение с изменением лица | 1 |
| 3 четверть 50 часов (р.р.8ч.) | |
1 | Суффикс как значимая часть слова | 1 |
2 | Приставка | 1 |
3 | Чередование звуков. Беглые гласные | 1 |
4 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | 1 |
5 | Морфемный разбор слова. | 1 |
6 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 |
7-8 | Буквы З и С на конце приставок | 1 |
9 | Буквы О и А в корне –ЛАГ-, -ЛОЖ- | 1 |
10 | Буквы О и А в корне –РАСТ-, -РОС- | 1 |
11 | Буквы Е-О после шипящих | 1 |
12 | Буквы И-Ы после Ц | 1 |
13 | Р.р. Сочинение по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине" | 1 |
14 | Р.р. Анализ сочинения | 1 |
15 | Повторение по теме «Морфемика» | 1 |
16 | Контрольный диктант по теме «Морфемика» | 1 |
17 | Анализ диктанта | 1 |
18 | Р.р. Основные способы и средства связи слов в предложении | 1 |
| Морфология.Орфография.культура речи. Имя Существительное (17+4) | |
19 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
20 | Имя существительное как часть речи | 1 |
21 | Р.р. Доказательства в рассуждении | 1 |
22 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 |
23 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 |
24 | Морфологический разбор существительного | 1 |
25 | Р.р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение | 1 |
26 | Род имен существительных | 1 |
27 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 |
28 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 |
29 | Три склонения имен существительных | 1 |
30 | Падеж имен существительных | 1 |
31 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе | 1 |
32 | Существительные на -ия. -ий, -ие | 1 |
33 | Р.р. Подробное изложение с элементами описания | 1 |
34 | Р.р. Анализ изложения | 1 |
35 | Множественное число имён существительных | 1 |
36 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 |
37 | Систематизация и обобщение по теме "Имя существительное" | 1 |
38 | Контрольный диктант по теме "Имя существительное " | 1 |
39 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Имя прилагательное (10+4) | |
40 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
41-42 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 2 |
43 | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных | 1 |
44 | Прилагательные полные и краткие | 1 |
45 | Краткие прилагательные с основой на шипящую | 1 |
46 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
47 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 |
48 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
49 | Анализ диктанта | 1 |
50 | Р.р. Художественный стиль речи. Описание животного | 1 |
| 4 четверть 45часов ( р.р.9) | |
1 | Р.р. Описание животного. | 1 |
2 | Р.р.Сочинение по картине А.Н.Комарова "Наводнение | 1 |
3 | Р.р. Анализ сочинения | 1 |
| Глагол (29+6) | |
4-5 | Глагол как часть речи | 2 |
6 | Р.р.Рассказ | 1 |
7-8 | НЕ с глаголами | 2 |
9 | Неопределенная форма глагола | 1 |
10-11 | Написание –тся - ться в глаголах | 2 |
12 | Виды глаголов | 1 |
13 | Видовые пары | 1 |
14-15 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 2 |
16 | Р.р. Невыдуманный рассказ о себе | 1 |
17 | Время глагола | 1 |
18 | Прошедшее время глагола | 1 |
19 | Настоящее время глагола | 1 |
20 | Будущее время глагола | 1 |
21 | Спряжение глаголов | 1 |
22-23 | Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием | 2 |
24-25 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 2 |
26 | Р.р. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени | 1 |
27 | Морфологический разбор глагола | 1 |
28 | Р.р. Сжатое изложение с изменением формы лица | 1 |
29-30 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | 2 |
31 | Употребление времени | 1 |
32 | Употребление «живописного настоящего» в речи | 1 |
33 | Р.р. Сочинение-рассказ по рисунку и его анализ | 1 |
34 | Р.р. Анализ сочинения | 1 |
35-36 | Повторение по теме «Глагол» | 2 |
37 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
38 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| Повторение и систематизация изученного (7 часов) | |
39 | Разделы науки о языке | 1 |
40 | Орфограммы в приставках и корнях слов | 1 |
41 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
42 | Употребление букв ъ и ь | 1 |
43 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 1 |
44 | Итоговый контрольный диктант и его анализ | 1 |
45 | Анализ итогового контрольного диктанта | 1 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
| 1 четверть 45часов (р.р.9) | | | |
| Язык и общение (2+1) | | | |
1 | Язык и человек. Язык и человек. Виды общения. | 1 | | |
2 | Язык и его единица | 1 | | |
3 | Р.р. Стили речи | 1 | | |
| Повторение изученного в начальных классах (16+4) | | | |
4 | Звуки и буквы. Слог. Ударение. Значимые части слова. | 1 | | |
5 | Орфография. Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова | 1 | | |
6 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
7 | Правописание непроверяемых согласных в корне слова. | 1 | | |
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | | |
9 | Правописание непроизносимых согласных. | 1 | | |
10 | Буквы и,у,а после шипящих. | 1 | | |
11 | Разделительные Ъ и Ь. | 1 | | |
12 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | | |
13 | Р.р. Текст, его основные признаки, деление текста на абзацы, простой план готового текста. | 1 | | |
14 | Части речи. Наречие как часть речи. | 1 | | |
15 | Глагол как часть речи. | 1 | | |
16 | Р.р. Тема. Широкая и узкая темы. Микротемы текста. | 1 | | |
17 | Имя существительное как часть речи | 1 | | |
18 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | |
19 | Р.р. Устное сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом» | 1 | | |
20 | Местоимение как часть речи. | 1 | | |
21 | Р.р. Тема текста. Основная мысль текста. | 1 | | |
22 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | | |
23 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (24+6) | | | |
24 | Синтаксис как раздел грамматики | 1 | | |
25 | Словосочетание. Строение словосочетания. Способы выражения грамматической связи в словосочетании. | 1 | | |
26 | Виды словосочетаний. Разбор словосочетания. | 1 | | |
27 | Предложение. Виды предложений | 1 | | |
28 | Р.р. Сжатое изложение | 1 | | |
29 | Р.р. Анализ изложения | 1 | | |
30 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 | | |
31 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | | |
32 | Нераспространённые и распространённые предложения. | 1 | | |
33 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | | |
34 | Определение. | 1 | | |
35 | Обстоятельство. | 1 | | |
36 | Однородные члены предложения. | 1 | | |
37 | Однородные члены предложения. | 1 | | |
38 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | | |
39 | Предложения с обращениями и вводными словами | 1 | | |
40 | Р.р. Письмо | 1 | | |
41 | Предложения с обращениями и вводными словами | 1 | | |
42 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | | |
43 | Р.р Функционально-смысловые типы речи | 1 | | |
44 | Простые и сложные предложения | 1 | | |
45 | Виды сложных предложений. Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | | |
| 2 четверть 36 часов (р.р.8ч.) | | | |
1 | Прямая речь | 1 | | |
2 | Прямая речь. Знакомство с косвенной речью | 1 | | |
3 | Диалог | 1 | | |
4 | Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация" | 1 | | |
5 | Контрольный диктант по теме "Синтаксис и пунктуация " | 1 | | |
6 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | |
7 | Р.р. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский «Шкатулка») | 1 | | |
8 | Р.р. Анализ изложения | 1 | | |
| Фонетика. Орфография (12+3) | | | |
9 | Фонетика. Гласные и согласные звуки | 1 | | |
10 | Изменение звуков в потоке речи. твёрдые и мягкие согласные | 1 | | |
11 | Р.р. Повествование | 1 | | |
12 | Согласные звонкие и глухие | 1 | | |
13 | Графика и алфавит | 1 | | |
14 | Р.р. Описание предмета | 1 | | |
15 | Обозначение мягкости согласных с помощью ь | 1 | | |
16 | Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я | 1 | | |
17 | Орфоэпия. Слог. Ударение | 1 | | |
18 | Фонетический разбор слова | 1 | | |
19 | Повторение и систематизация знаний по теме "Фонетика" | 1 | | |
20 | Контрольный диктант по теме "Фонетика" | 1 | | |
21 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | |
22 | Р.р. Сочинение по картине Ф.П.Т "Цветы, фрукты и птицы" | 1 | | |
23 | Анализ сочинения | 1 | | |
| Лексика. Культура речи (6+2) | | | |
24 | Слово и его значение | 1 | | |
25 | Однозначные и многозначные слова | 1 | | |
26 | Прямое и переносное значение слова | 1 | | |
27 | Омонимы | 1 | | |
28 | Синонимы | 1 | | |
29 | Антонимы | 1 | | |
30 | Р.р. Изложение «Первый снег» | 2 | | |
31 | Р.р. Анализ изложения | | | |
| Морфемика. Орфография. Культура речи (18+4) | | | |
32 | Морфема. Изменение и образование слов | 1 | | |
33 | Окончание. Основа слова | 1 | | |
34 | Корень слова. Однокоренные слова | 1 | | |
35 | Р.р. Рассуждение в повествовании. Выборочное изложение с изменением лица | 1 | | |
| 3 четверть 50 часов (р.р.8ч.) | | | |
1 | Суффикс как значимая часть слова | 1 | | |
2 | Приставка | 1 | | |
3 | Чередование звуков. Беглые гласные | 1 | | |
4 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | 1 | | |
5 | Морфемный разбор слова. | 1 | | |
6 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | | |
7 | Буквы З и С на конце приставок | 1 | | |
8 | Буквы З и С на конце приставок | 1 | | |
9 | Буквы О и А в корне –ЛАГ-, -ЛОЖ- | 1 | | |
10 | Буквы О и А в корне –РАСТ-, -РОС- | 1 | | |
11 | Буквы Е-О после шипящих | 1 | | |
12 | Буквы И-Ы после Ц | 1 | | |
13 | Р.р. Сочинение по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине" | 1 | | |
14 | Р.р. Анализ сочинения | 1 | | |
15 | Повторение по теме «Морфемика» | 1 | | |
16 | Контрольный диктант по теме «Морфемика» | 1 | | |
17 | Анализ диктанта | 1 | | |
18 | Р.р. Основные способы и средства связи слов в предложении | 1 | | |
| Морфология.Орфография.культура речи. Имя Существительное (17+4) | | | |
19 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | | |
20 | Имя существительное как часть речи | 1 | | |
21 | Р.р. Доказательства в рассуждении | 1 | | |
22 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | | |
23 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | | |
24 | Морфологический разбор существительного | 1 | | |
25 | Р.р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение | 1 | | |
26 | Род имен существительных | 1 | | |
27 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | | |
28 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | | |
29 | Три склонения имен существительных | 1 | | |
30 | Падеж имен существительных | 1 | | |
31 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе | 1 | | |
32 | Существительные на -ия. -ий, -ие | 1 | | |
33 | Р.р. Подробное изложение с элементами описания | 1 | | |
34 | Р.р. Анализ изложения | 1 | | |
35 | Множественное число имён существительных | 1 | | |
36 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | | |
37 | Систематизация и обобщение по теме "Имя существительное" | 1 | | |
38 | Контрольный диктант по теме "Имя существительное " | 1 | | |
39 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | |
| Имя прилагательное (10+4) | | | |
40 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | |
41 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | | |
42 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | | |
43 | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных | 1 | | |
44 | Прилагательные полные и краткие | 1 | | |
45 | Краткие прилагательные с основой на шипящую | 1 | | |
46 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | |
47 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
48 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
49 | Анализ диктанта | 1 | | |
50 | Р.р. Художественный стиль речи. Описание животного | 1 | | |
| 4 четверть 45часов ( р.р.9) | | | |
1 | Р.р. Описание животного. | 1 | | |
2 | Р.р.Сочинение по картине А.Н.Комарова "Наводнение | 1 | | |
3 | Р.р. Анализ сочинения | 1 | | |
| Глагол (29+6) | | | |
4 | Глагол как часть речи | 1 | | |
5 | Глагол как часть речи | 1 | | |
6 | Р.р.Рассказ | 1 | | |
7 | НЕ с глаголами | 1 | | |
8 | НЕ с глаголами | 1 | | |
9 | Неопределенная форма глагола | 1 | | |
10 | Написание –тся - ться в глаголах | 1 | | |
11 | Написание –тся - ться в глаголах | 1 | | |
12 | Виды глаголов | 1 | | |
13 | Видовые пары | 1 | | |
14 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 1 | | |
15 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 1 | | |
16 | Р.р. Невыдуманный рассказ о себе | 1 | | |
17 | Время глагола | 1 | | |
18 | Прошедшее время глагола | 1 | | |
19 | Настоящее время глагола | 1 | | |
20 | Будущее время глагола | 1 | | |
21 | Спряжение глаголов | 1 | | |
22 | Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием | 1 | | |
23 | Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием | 1 | | |
24 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 1 | | |
25 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 1 | | |
26 | Р.р. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени | 1 | | |
27 | Морфологический разбор глагола | 1 | | |
28 | Р.р. Сжатое изложение с изменением формы лица | 1 | | |
29 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 | | |
30 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 | | |
31 | Употребление времени | 1 | | |
32 | Употребление «живописного настоящего» в речи | 1 | | |
33 | Р.р. Сочинение-рассказ по рисунку и его анализ | 1 | | |
34 | Р.р. Анализ сочинения | 1 | | |
35 | Повторение по теме «Глагол» | 1 | | |
36 | Повторение по теме «Глагол» | 1 | | |
37 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | | |
38 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | |
| Повторение и систематизация изученного (7 часов) | | | |
39 | Разделы науки о языке | 1 | | |
40 | Орфограммы в приставках и корнях слов | 1 | | |
41 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | | |
42 | Употребление букв ъ и ь | 1 | | |
43 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 1 | | |
44 | Итоговый контрольный диктант и его анализ | 1 | | |
45 | Анализ итогового контрольного диктанта | 1 | | |
Аннотация
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2020-2021учебный год.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения
2. Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016).
3. Основной общеобразовательной программы МБОУ «Тубольская ООШ»
4. Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
5. Приказа Минобрнауки от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
6.Учебника « Русский язык» 6 класс (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова ). Москва «Просвещение» 2015
Данная программа рассчитана на 175 часов, что соответствует Учебному плану МБОУ «Тубольская ООШ». Программа составлена без изменений.