Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для 4А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом 3 часа в неделю, 34 учебные недели, 101 час.
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения в развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку.
Дети, имеющие выраженные нарушения развития, с большим опозданием овладевают приёмами обследования предметов с целью выявления их качеств, испытывают трудности в выделении существенных свойств и обозначении их словом. Поэтому они значительно позднее усваивают названия цветов, форм, пространственных и временных отношений.
Особенности восприятия связаны с нарушениями мышления. Данная категория детей не выделяют главные, внутренние зависимости наблюдаемых предметов и явлений, слабо владеют приёмами аналитико-синтетической деятельности, проводят обобщение по случайным признакам.
Учащиеся с ТМНР не способны самостоятельно осуществлять контроль за исполнением и результатом деятельности. Одной из причин несформированности деятельности является недоразвитие произвольности, которое обусловлено нарушениями нейродинамических процессов, примитивностью мотивационно - потребностной сферы, эмоционально-личностной незрелостью школьников. Снижение произвольного внимания связано с колебаниями психической активности, быстрой истощаемостью психических процессов, нарушением их подвижности.
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с ТМНР является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
Цель - дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
создание условий, способствующих освоению детьми с ТМНР адаптированной основной образовательной программы начального образования и их интеграции в образовательном учреждении;
организация занятий, направленных на преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития;
создание условий для достижения необходимого уровня самостоятельности в социальном развитии детей и их способности свободно контактировать со взрослыми и сверстниками;
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий;
предоставление возможности для развития художественно-творческих способностей детей.
Данная программа, разработанная с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося, направлена на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций, создание ситуации успеха, коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы.
Содержание программы способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка в школе. Предлагаются развивающие упражнения и игры. Все задания расположены по степени возрастания их сложности.
В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;
выполнять выразительные движения;
согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;
различать и называть основные цвета и их оттенки;
конструировать предметы из 4—5 геометрических фигур;
узнавать предмет по части;
определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;
находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
различать вкусовые качества;
сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
определять времена года.
3. Содержание программы учебного курса.
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
развитие моторики, графомоторных навыков;
тактильно-двигательное восприятие;
кинестетическое и кинетическое развитие;
восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
развитие зрительного восприятия;
восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
развитие слухового восприятия;
восприятие пространства;
восприятие времени.
Категории обучающихся, которым адресована данная программа курса коррекционных занятий: дети с ТМНР.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по сенсорному развитию школьники должны научиться:
ориентироваться на сенсорные эталоны;
узнавать предметы по заданным признакам;
сравнивать предметы по внешним признакам;
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
давать описание объектов и явлений;
различать противоположно направленные действия и явления;
видеть временные рамки своей деятельности;
определять последовательность событий;
ориентироваться в пространстве;
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
опосредовать свою деятельность речью.
Таким образом, система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект:
развитие речи;
развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное;
развитие сенсорной сферы (глазомера, тактильного аспекта);
развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:
воспитание системы нравственных межличностных отношений;
формирование учебной мотивации, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
развивать навыки позитивного социального поведения, умение вступать в контакты и поддерживать их, обращаться к другому человеку.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Тактильно – двигательное восприятие.
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение 2 – 3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному – двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3 - 4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2 -4 детали – дом, машина, и т.д.).Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3 – 4 детали).
Развитие зрительного восприятия зрительной памяти.
Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2 – 3 изображения). Запоминание 3 – 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов.
Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний – лёгкий).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды.
Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Восприятие времени.
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы; их составляющие (циферблат, стрелки).
4. Календарно - тематическое планирование
№ /п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | фактически |
1 | Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. | 01.09 | |
2 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3- предметных (сюжетных) картинок). | 02.09 | |
3 | Нахождение нелепиц на картинках. | 06.09 | |
4 | Дидактическая игра «Лабиринт». | 08.09 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». | 09.09 | |
6 | Формирование произвольности зрительного восприятия: дорисовывание незаконченных изображений. | 13.09 | |
7 | Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях. Задание «Найди одинаковую пару», «Найди отличия». | 15.09 | |
8 | Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. | 16.09 | |
9 | Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. | 20.09 | |
10 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 22.09 | |
11 | Прослушивание, запоминание и воспроизведение ритмического рисунка. Игры «Молоточки», «Ритмические рисунки». | 23.09 | |
12 | «Откуда звук?». Игра с колокольчиком. | 27.09 | |
13 | Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого. | 29.09 | |
14 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит». | 30.09 | |
15 | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). | 04.10 | |
16 | Игра «Повтори» (удары в барабан или бубен, шум трещеток, маракас, свистка). | 06.10 | |
17 | «Танцуй - замри» (движения под музыку). | 07.10 | |
18 | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). | 11.10 | |
19 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит». | 13.10 | |
20 | Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. Дидактическая игра «Угадай по голосу». | 14.10 | |
21 | Адекватная эмоционально – двигательная реакция на прикосновения человека. Игра «Узнай, кто это?». | 18.10 | |
22 | Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела. Дидактическая игра «Зеркало». | 20.10 | |
23 | Адекватная реакция на положение частей тела. Движения и позы всего тела. | 21.10 | |
24 | Адекватная реакция на положение частей тела. Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). | 25.10 | |
25 | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье). | 27.10 | |
26 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. | 28.10 | |
27 | Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные). | 08.11 | |
28 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). | 10.11 | |
29 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). | 11.11 | |
30 | Сравнение 3-4 предметов по длине и ширине. Игра «Строимся по росту». | 15.11 | |
31 | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). | 17.11 | |
32 | Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет». | 18.11 | |
33 | Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета. | 22.11 | |
34 | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». | 24.11 | |
35 | Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. | 25.11 | |
36 | Конструирование предметов из геометрических фигур (5-10 деталей). | 29.11 | |
37 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (5-7 частей). | 01.12 | |
38 | Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию». | 02.12 | |
39 | Составление сериационных рядов по величине: 3-4 предметов по заданному признаку. | 06.12 | |
40 | Адекватная реакция на запахи. Узнавание и различение объектов по запаху. | 08.12 | |
41 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое- влажное- мокрое и т. д.), их словесное обозначение. | 09.12 | |
42 | Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха. | 13.12 | |
43 | Восприятие консистенции продуктов (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). | 15.12 | |
44 | Игра «Съедобное-несъедобное». Деление предметов на 2 группы. | 16.12 | |
45 | Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху». | 20.12 | |
46 | Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения. | 22.12 | |
47 | Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. | 23.12 | |
48 | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте). | 10.01 | |
49 | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Игра «Рыбки». | 12.01 | |
50 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. | 13.01 | |
51 | Деление листа на глаз на 5 - 6 частей. | 17.01 | |
52 | Игра «Следопыт». | 19.01 | |
53 | Пространственная ориентировка на поверхности парты. | 20.01 | |
54 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». | 24.01 | |
55 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном направлении листа. | 26.01 | |
56 | Порядок месяцев в году. | 27.01 | |
57 | Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?». | 31.01 | |
58 | Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5минут, 1 час). | 02.02 | |
59 | Последовательность основных жизненных событий, возраст людей. | 03.02 | |
60 | Дидактическая игра «Успей за 1, 2,5 минут». | 07.02 | |
61 | Закрепление понятия «Части суток». Сбор модели частей суток, разрезанную на 4 части (в форме круга). | 09.02 | |
62 | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок - бег вперед, два хлопка - бег назад). | 10.02 | |
63 | Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперёд — один шаг назад). | 14.02 | |
64 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). | 16.02 | |
65 | Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперёд – поворот направо). | 17.02 | |
66 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 21.02 | |
67 | Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, соединение колец в цепочку). | 28.02 | |
68 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. | 02.03 | |
69 | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур. | 03.03 | |
70 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. | 07.03 | |
71 | Графический диктант (по показу, зрительный). | 09.03 | |
72 | Дорисовывание симметричной половины изображения. | 10.03 | |
73 | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (ёлочка, снежинка, яблоко). | 14.03 | |
74 | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые). | 16.03 | |
75 | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая,шершавая, колючая, пушистая). Игра: «Что бывает... пушистое?». | 17.03 | |
76 | Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). | 30.03 | |
77 | Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате). | 31.03 | |
78 | Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный). | 04.04 | |
79 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 06.04 | |
80 | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). | 07.04 | |
81 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. | 11.04 | |
82 | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть - закрыть, расстегнуть - застегнуть, одеть - раздеть). | 13.04 | |
83 | Дидактическая игра "Зеркало". Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). | 14.04 | |
84 | Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Гимнастика для глаз. | 18.04 | |
85 | «Зрительная гимнастика». | 20.04 | |
86 | Конструирование сложных форм предметов. («Технический конструктор», мелкие пазлы). Узнавание предмета по одному элементу. | 21.04 | |
87 | Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук». | 25.04 | |
88 | Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). Игры с мелкой мозаикой. | 27.04 | |
89 | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). | 28.04 | |
90 | «Строимся по росту» (в порядке возрастания или убывания). | 02.05 | |
91 | Игра «Самый быстрый, точный и внимательный». | 04.05 | |
92 | Игра «Собираем – разбираем». | 05.05 | |
93 | Игра «Рыбки». Размещение рыбок в аквариуме. | 11.05 | |
94 | Графический диктант (по показу, зрительный). | 12.05 | |
95 | Воображаемые действия (сбор фруктов, ягод, грибов). | 16.05 | |
96 | Составление узора из различных мозаик. | 18.05 | |
97 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Игры с мячом. | 19.05 | |
98 | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). | 23.05 | |
99 | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов. | 25.05 | |
100 | Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей. | 26.05 | |
101 | Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей. | 30.05 | |
Методические материалы.
Для реализации программы по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» используется следующая учебно-методическая литература:
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2015. – 160 с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / В.В. Воронкова; 8-е издание. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Для реализации программы «Сенсорное развитие» предполагается следующая литература для детей:
Грищенко Т. А. «Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях». Москва: Владос -2014 - 96с
Боброва Н.В. «Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие»СПб: Питер 2016 -112с
Для реализации программы по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» необходимы следующие материально-технические средства: интерактивная доска, документ-камера, принтер, ноутбук, колонки.
демонстрационный материал предмета включает:
оборудованная сенсорная комната;
сухой (шариковый) бассейн;
игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
сенсорные панели;
мячи, кольцебросы, обручи;
массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки);
мозаики (крупные и мелкие);
игры «Лото»;
плоские и объемные геометрические фигуры разной величины;
карточки дидактические «Геометрические формы»;
карточки дидактические «Фрукты», «Овощи»;
карточки дидактические «Кислое, горькое»; «Сладкое, соленое»
конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки;
звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.);
индивидуальный раздаточный материал для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.