СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" для 3 класса вариант 2 СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" для 3 класса вариант 2 СИПР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" для 3 класса вариант 2 СИПР»









  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для 3 А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом 3 часа в неделю, 34 учебные недели, 97 часов.

Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения в развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку.

Дети, имеющие выраженные нарушения развития, с большим опозданием овладевают приёмами обследования предметов с целью выявления их качеств, испытывают трудности в выделении существенных свойств и обозначении их словом. Поэтому они значительно позднее усваивают названия цветов, форм, пространственных и временных отношений.

Особенности восприятия связаны с нарушениями мышления. Данная категория детей не выделяют главные, внутренние зависимости наблюдаемых предметов и явлений, слабо владеют приёмами аналитико-синтетической деятельности, проводят обобщение по случайным признакам.

Учащиеся с ТМНР не способны самостоятельно осуществлять контроль за исполнением и результатом деятельности. Одной из причин несформированности деятельности является недоразвитие произвольности, которое обусловлено нарушениями нейродинамических процессов, примитивностью мотивационно - потребностной сферы, эмоционально-личностной незрелостью школьников. Снижение произвольного внимания связано с колебаниями психической активности, быстрой истощаемостью психических процессов, нарушением их подвижности.

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с ТМНР является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

Цель - обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.


Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

Задачи:

  • создание условий, способствующих освоению детьми с ТМНР адаптированной основной образовательной программы начального образования и их интеграции в образовательном учреждении;

  • организация занятий, направленных на преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития;

  • создание условий для достижения необходимого уровня самостоятельности в социальном развитии детей и их способности свободно контактировать со взрослыми и сверстниками;

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий;

  • предоставление возможности для развития художественно-творческих способностей детей.

Данная программа, разработанная с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося, направлена на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций, создание ситуации успеха, коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы.

Содержание программы способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка в школе. Предлагаются развивающие упражнения и игры. Все задания расположены по степени возрастания их сложности.

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ожидаемые личностные результаты:

  • Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

  • Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.

  • Знание основных цветов радуги.

  • Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

  • Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

  • Умение составлять предмет из 3—5 частей.

  • Способность различать речевые и неречевые звуки.

  • Умение соотносить звук с его источником.

  • Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

  • Знание частей суток и названий дней недели.

  • Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

  • Способность узнавать продукт по вкусу.

  • Способность различать объект по запаху.

  • Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).

  • Способность согласовывать свои действия и движения.

  • Способность опосредовать свою деятельность речью.

Возможные предметные результаты:

  • Умение воспринимать и демонстрировать двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции в ответ на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие;

  • Умение координировать работу различных анализаторов (зрительно-моторная, акустико-моторная, зрительно-акустико-моторная координация);

  • Умение принимать ситуацию повторения взрослым звуков, движений, действий с предметом;

  • Умение осуществлять поисковую активность в игре со взрослым и с игрушкой;

  • Умение устанавливать причинно-следственные связи между воздействием на объект и полученным эффектом;

  • Умение осуществлять зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики;

  • Умение узнавать знакомые объекты и знакомых людей и связанные с ними повторяющиеся ситуации;

  • Умение принимать сенсомоторные игры и участвовать в играх на ориентацию в схеме тела;

  • Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес;

  • Умение осуществлять доступным способом практическое исследование объектов;

  • Умение выделять функцию предмета и использовать предмет по назначению.

Изучение предмета «Сенсорное развитие» в третьем классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

  1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

  • Спокойное пребывание в новой среде;

  • Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;

  • Принятие контакта, инициированного взрослым;

  • Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;

  • Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек.

  1. Формирование учебного поведения:

  • Поддержание правильной позы;

  • Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;

  • Подражание простым движениям и действиям с предметами;

  • Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);

  • Использование по назначению учебных материалов;

  • Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);

  • Выполнение действий с предметами (по подражанию);

  • Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу);

  • Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу);

  • Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);

  • Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;

  • Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;

  • Выполнение речевых инструкций на групповом занятии;

  • Принятие помощи учителя на групповом занятии.

  1. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

  • Выполнение задания полностью (от начала до конца);

  • Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.


В результате целенаправленной деятельности на занятиях по сенсорному развитию школьники должны научиться:

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;

  • узнавать предметы по заданным признакам;

  • сравнивать предметы по внешним признакам;

  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

  • давать описание объектов и явлений;

  • различать противоположно направленные действия и явления;

  • видеть временные рамки своей деятельности;

  • определять последовательность событий;

  • ориентироваться в пространстве;

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;

  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

  • опосредовать свою деятельность речью.

Таким образом, система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект:

  • развитие речи;

  • развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное;

  • развитие сенсорной сферы (глазомера, тактильного аспекта);

  • развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект:

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений;

  • формирование учебной мотивации, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;

  • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;

  • развивать  навыки позитивного социального поведения, умение вступать в контакты и поддерживать их, обращаться к другому человеку.


    1. Содержание учебного предмета

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • Развитие моторики, графомоторных навыков;

  • Тактильно-двигательное восприятие;

  • Кинестетическое и кинетическое развитие;

  • Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

  • Развитие зрительного восприятия;

  • Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

  • Развитие слухового восприятия;

  • Восприятие пространства;

  • Восприятие времени.


Обследование детей (1 час).

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (20 часов).

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

Тактильно – двигательное восприятие (6 часов).

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие (8 часов).

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (20 часов).

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение 2 – 3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному – двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3 - 4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2 -4 детали – дом, машина, и т.д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3 – 4 детали).

Развитие зрительного восприятия зрительной памяти (12 часов).

Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2 – 3 изображения). Запоминание 3 – 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов (8 часов).

Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний – лёгкий).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (8 часов).

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды.

Восприятие пространства (12 часов).

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Восприятие времени (7 часов).

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы; их составляющие (циферблат, стрелки).


4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения урока



По плану

Фактически




I. Обследование детей





1

Обследование детей.

01.09





II. Развитие моторики, графомоторных навыков





  1. 2

Развитие точности движений.

06.09




  1. 3

Формирование чувства равновесия.

07.09




  1. 4

Развитие крупной моторики (развитие согласованности движений на разные группы мышц).

08.09




  1. 5

Координация движений (игры с мячом, обручем).

13.09




  1. 6

Игры на координацию движения.

14.09




  1. 7

Упражнения на развитие меткости с мячом («Озорной мячик», « Веревочка», «Летящий мяч»).

15.09




  1. 8

Развитие мелкой моторики пальцев и руки.

20.09




  1. 9

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

21.09




  1. 10

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром).

22.09




  1. 11

Упражнения на синхронность работы обеих рук (нанизывание бус).

27.09




  1. 12

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

28.09




13

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

29.09




14

Рисование по трафарету и штриховка в разных направлениях

04.10




15

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

05.10




16

Рисование бордюров по образцу.

06.10




17

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).

11.10




18

Графический диктант (по показу).

12.10




19

Работа в технике рванной аппликации («Треугольник», «Квадрат», «Круг»).

13.10




20

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

18.10




21

Работа в технике объемной аппликации.

19.10




III.

Тактильно-двигательное восприятие





  1. 22

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький).

20.10




  1. 23

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).

25.10




  1. 24

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

26.10




  1. 25

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

27.10




  1. 26

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).

08.11




  1. 27

Игры с мозаикой.

09.11




IV.

Кинестетическое и кинетическое развитие





  1. 28

Формирование адекватной реакции (ощущений) от различных поз тела.

10.11




  1. 29

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).

15.11




  1. 30

Игровые упражнения на развитие выразительности движений.

16.11




  1. 31

Игровые упражнения на расслабление и для снятия мышечного напряжения.

17.11




  1. 32

Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений.

22.11




  1. 33

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало».

23.11




  1. 34

Прослушивание расслабляющей музыки (шум природы, океана).

24.11




  1. 35

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

29.11




V. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов


03.12

  1. 36

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур.

30.11




  1. 37

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

01.12




  1. 38

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).

06.12




  1. 39

Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине.

07.12




  1. 40

Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине.

08.12




  1. 41

Группировка предметов и их изображений по форме (круг, квадрат, треугольник).

13.12




  1. 42

Дидактическая игра« Каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

14.12




  1. 43

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.

15.12




  1. 44

Составление сериационных рядов по величине из 3—5 предметов по заданному признаку.

20.12




45

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

21.12




46

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

22.12




47

Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». Различение цветов и оттенков.

10.01




  1. 48

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета».

11.01




49

Конструирование предметов из геометрических фигур (3—4 детали).

12.01




50

Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале.

17.01




51

Узнавание предмета по его отдельным частям.

18.01




52

Выделение геометрических фигур в конструкции предметов.

19.01




53

Составление орнаментов из геометрических фигур по образцу.

24.01




VI.

Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти





  1. 54

Развитие зрительной концентрации.

25.01




  1. 55

Формирование зрительно-двигательной координации рук и глаз.

26.01




  1. 56

Глазодвигательная гимнастика. Игры с воздушными шарами.

31.01




  1. 57

Развитие зрительной памяти и концентрации.

01.02




  1. 58

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок).

02.02




  1. 59

Развитие зрительного внимания.

07.02




  1. 60

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов).

08.02




  1. 61

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

09.02




  1. 62

Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения).

14.02




63

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

15.02




64

Дидактическая игра «Повтори узор».

16.02




  1. 65

Упражнения по профилактики и коррекции зрения.

21.02




VII.

Восприятие особых свойств предметов





  1. 66

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник).

22.02




  1. 67

Развитие осязания (теплее — холоднее). Определение контрастных температур предметов.

28.02




  1. 68

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус».

01.03




  1. 69

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.

02.03




  1. 70

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий), обозначение словом ощущений.

05.03




  1. 71

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

09.03




  1. 72

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче).

14.03




  1. 73

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений.

15.03




VIII. Развитие слухового восприятия


04.04

  1. 74

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды.

16.03




  1. 75

Игра на музыкальных инструментах (ложки).

30.03




  1. 76

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, гармошка, бубен).

04.04




  1. 77

Подвижная игра «Веселые движения под музыку».

05.04




  1. 78

Выполнение действий по звуковому сигналу.

06.04




  1. 79

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений.

11.04




  1. 80

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики».

12.04




  1. 81

Подражание звукам окружающей среды. Звуковая имитация.

13.04




IX. Восприятие пространства


25.04

  1. 82

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе».

18.04




  1. 83

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Дидактическая игра «Расположи верно».

19.04




  1. 84

Ориентировка в помещении. Дидактическая игра «Где находится…».

20.04




  1. 85

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

25.04




  1. 86

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа.

26.04




  1. 87

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.

27.04




  1. 88

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

04.05




  1. 89

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.

11.05




  1. 90

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона).

16.05




10

Восприятие времени



  1. 91

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).

17.05




  1. 92

Дидактическая игра «Части суток».

18.05




  1. 93

Знакомство с часами (циферблат, стрелки).

23.05




  1. 94

Определение времени по часам.

24.05




  1. 95

Лепка «Часики».

25.05




  1. 96

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

30.05




  1. 97

Дидактическая игра « Дни недели».

31.05





  1. Методические материалы.

Для реализации программы по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» используется следующая учебно-методическая литература:

  1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2015. –  160 с.

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / В.В. Воронкова; 8-е издание. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.

Для реализации программы «Сенсорное развитие» предполагается  следующая литература для детей:

  1. Грищенко  Т. А. «Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» . Москва: Владос -2014  - 96с

  2. Боброва Н.В. «Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие»СПб: Питер 2016 -112с

Для реализации программы по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» необходимы следующие материально-технические средства: интерактивная доска, документ-камера, принтер, ноутбук, колонки.


демонстрационный материал предмета включает:

  • оборудованная сенсорная комната;

  • сухой (шариковый) бассейн;

  • игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;

  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;

  • сенсорные панели;

  • мячи, кольцебросы, обручи;

  • массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки);

  • мозаики (крупные и мелкие);

  • игры «Лото»;

  • плоские и объемные геометрические фигуры разной величины;

  • карточки дидактические «Геометрические формы»;

  • карточки дидактические «Фрукты», «Овощи»;

  • карточки дидактические «Кислое, горькое»; «Сладкое, соленое»

  • конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки;

  • звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.);

  • индивидуальный раздаточный материал для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!