Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «СВЕДЕНИЯ ПО ГРАММАТИКЕ»
для обучающихся 10 класса (с нарушением слуха: глухие;
с интеллектуальными нарушениями)
срок реализации – 2023 – 2024 учебный год
Разработчик: Первененко О.А.,
учитель русского языка и литературы
Тамбов 2023 г.
Рабочая программа по учебному предмету «Сведения о грамматике» предметной области «Язык» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа на уровне основного общего образования обучающихся с нарушением слуха (глухие) с интеллектуальными нарушениями составлена на основе требований к результатам освоения АООП ООО ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», установленными ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ, и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе воспитания ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи» обучающихся с нарушением слуха (глухие) с интеллектуальными нарушениями составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
Цель обучения – развитие коммуникативно – речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности
Задачи:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Сведения по грамматике» в 10 классе определяет следующие задачи.
совершенствование умения дифференцировать части слова по существенным признакам;
повторение грамматических признаков изученных частей речи;
совершенствование умения дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;
развитие умения пользоваться орфографическим словарём, для уточнения написания слов;
совершенствование умения находить главные и второстепенные члены предложения;
совершенствование умения составлять и различать предложения разные по интонации;
развитие умения оформлять различные виды деловых бумаг;
формирование умения различать простые и составные числительные;
формирование умения писать числительные с мягким знаком на конце и в середине слова;
совершенствование умения написания изложения, повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения;
воспитание интереса к русскому языку и стремление использовать знания в повседневной жизни.
Место предмета «Сведения по грамматике» в учебном плане
Согласно учебному плану ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на изучение учебного предмета «Сведения по грамматике» в 10 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю).
Содержание обучения
Повторение. Предложение
Простые и сложные предложения. Распространение предложений.
Состав слова. Текст
Корень и однокоренные слова. Образование слов с помощью суффиксов и приставок. Правописание в корне и приставке слова.
Сложные и сложносокращённые слова.
Части речи. Текст
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Склонение имён существительных в единственном и множественном числе. Правописание безударных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Сочетание имён прилагательных с несклоняемыми существительными
Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Склонение имён прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде на: «-ий, -ьи». Склонение имен прилагательных в женском роде на «-ьи».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Изменение местоимений по падежам. Правописание местоимений с предлогами. Правописание местоимений 3-го лица.
Глагол
Глагол как часть речи. Употребление глаголов со значением отрицания. Неопределенная форма глагола. Выделение и правописание глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам. Различение и изменение глаголов по лицам и числам.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов в повелительной форме.
Наречие
Наречие как часть речи. Правописание наречий. Наблюдение за правописанием наречий с гласными «а и о» на конце.
Наречия, противоположные и близкие по значению.
Различение наречий и прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные имена числительные. Словосочетания с именами числительными.
Правописание имён числительных: от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, 90, 200,300, 400.
Имена числительные с мягким знаком на конце и в середине слова.
Предложение. Текст
Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Союз и в простых и сложных предложениях.
Союз «и» в простых и сложных предложениях.
Сложные предложения с союзами «что», «чтобы», «потому что», «когда».
Повторение. Состав слова
Повторение. Имя существительное, местоимение.
Повторение. Имя прилагательное.
Повторение. Глагол.
Повторение. Имя числительное.
Планируемые результаты
Личностные:
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;
производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью учителя);
иметь представления о грамматических разрядах слов;
различать части речи по вопросу и значению;
использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составлять различные конструкции предложений (с опорой на представленный образец);
устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя);
уметь находить в тексте однородные члены предложения;
различать предложения, разные по интонации;
находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью учителя);
участвовать в обсуждении фактического материала высказывания необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;
уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам;
уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;
уметь определять некоторые грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
находить орфографические трудности в слове и решать орографические задачи (под руководством учителя);
уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;
уметь составлять простые распространенные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем;
составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
различать предложения (с помощью учителя) различные по цели высказывания;
отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы текста;
отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформлять изученные виды деловых бумаг;
писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
писать сочинения-повествования с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Повторение. Предложение | 7 |
2 | Состав слова. Текст | 13 |
3 | Части речи. Текст. Имя существительное | 11 |
4 | Части речи. Имя прилагательное | 8 |
5 | Местоимение | 10 |
6 | Глагол | 13 |
7 | Наречие | 11 |
8 | Имя числительное | 12 |
9 | Предложение. Текст | 12 |
10 | Повторение пройденного | 5 |
Итого | 102 |