СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «СВЕДЕНИЯ ПО ГРАММАТИКЕ» для обучающихся 10 класса (с нарушением слуха: глухие; с интеллектуальными нарушениями)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи» обучающихся с нарушением слуха (глухие) с интеллектуальными нарушениями составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «СВЕДЕНИЯ ПО ГРАММАТИКЕ» для обучающихся 10 класса (с нарушением слуха: глухие; с интеллектуальными нарушениями)»

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «СВЕДЕНИЯ ПО ГРАММАТИКЕ»

для обучающихся 10 класса (с нарушением слуха: глухие;

с интеллектуальными нарушениями)

срок реализации – 2023 – 2024 учебный год







Разработчик: Первененко О.А.,

учитель русского языка и литературы













Тамбов 2023 г.

Рабочая программа по учебному предмету «Сведения о грамматике» предметной области «Язык» включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.


Пояснительная записка


Данная рабочая программа на уровне основного общего образования обучающихся с нарушением слуха (глухие) с интеллектуальными нарушениями составлена на основе требований к результатам освоения АООП ООО ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», установленными ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ, и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе воспитания ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи» обучающихся с нарушением слуха (глухие) с интеллектуальными нарушениями составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

Цель обучения – развитие коммуникативно – речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности

Задачи:

  • расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

  • ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

  • использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

  • развитие положительных качеств и свойств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Сведения по грамматике» в 10 классе определяет следующие задачи.

  • совершенствование умения дифференцировать части слова по существенным признакам;

  • повторение грамматических признаков изученных частей речи;

  • совершенствование умения дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;

  • развитие умения пользоваться орфографическим словарём, для уточнения написания слов;

  • совершенствование умения находить главные и второстепенные члены предложения;

  • совершенствование умения составлять и различать предложения разные по интонации;

  • развитие умения оформлять различные виды деловых бумаг;

  • формирование умения различать простые и составные числительные;

  • формирование умения писать числительные с мягким знаком на конце и в середине слова;

  • совершенствование умения написания изложения, повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения;

  • воспитание интереса к русскому языку и стремление использовать знания в повседневной жизни.


Место предмета «Сведения по грамматике» в учебном плане

Согласно учебному плану ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на изучение учебного предмета «Сведения по грамматике» в 10 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю).


Содержание обучения



Повторение. Предложение

Простые и сложные предложения. Распространение предложений.


Состав слова. Текст

Корень и однокоренные слова. Образование слов с помощью суффиксов и приставок. Правописание в корне и приставке слова.

Сложные и сложносокращённые слова.


Части речи. Текст

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Склонение имён существительных в единственном и множественном числе. Правописание безударных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Сочетание имён прилагательных с несклоняемыми существительными

Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными.


Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Склонение имён прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде на: «-ий, -ьи». Склонение имен прилагательных в женском роде на «-ьи».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Изменение местоимений по падежам. Правописание местоимений с предлогами. Правописание местоимений 3-го лица.


Глагол

Глагол как часть речи. Употребление глаголов со значением отрицания. Неопределенная форма глагола. Выделение и правописание глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам. Различение и изменение глаголов по лицам и числам.

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов в повелительной форме.

Наречие

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Наблюдение за правописанием наречий с гласными «а и о» на конце.

Наречия, противоположные и близкие по значению.

Различение наречий и прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и составные имена числительные. Словосочетания с именами числительными.

Правописание имён числительных: от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, 90, 200,300, 400.

Имена числительные с мягким знаком на конце и в середине слова.


Предложение. Текст

Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Союз и в простых и сложных предложениях.

Союз «и» в простых и сложных предложениях.

Сложные предложения с союзами «что», «чтобы», «потому что», «когда».

Повторение. Состав слова

Повторение. Имя существительное, местоимение.

Повторение. Имя прилагательное.

Повторение. Глагол.

Повторение. Имя числительное.






Планируемые результаты


Личностные:

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • проявление готовности к самостоятельной жизни.



Предметные:

Минимальный уровень:

  • знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;

  • производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;

  • образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью учителя);

  • иметь представления о грамматических разрядах слов;

  • различать части речи по вопросу и значению;

  • использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

  • составлять различные конструкции предложений (с опорой на представленный образец);

  • устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу, вопросам учителя;

  • находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя);

  • уметь находить в тексте однородные члены предложения;

  • различать предложения, разные по интонации;

  • находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью учителя);

  • участвовать в обсуждении фактического материала высказывания необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

  • уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;

  • уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;

  • уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

  • уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень:

  • знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам;

  • уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;

  • уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

  • уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;

  • уметь определять некоторые грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;

  • находить орфографические трудности в слове и решать орографические задачи (под руководством учителя);

  • уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;

  • уметь составлять простые распространенные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;

  • уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;

  • находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем;

  • составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;

  • составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;

  • различать предложения (с помощью учителя) различные по цели высказывания;

  • отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы текста;

  • отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);

  • выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

  • оформлять изученные виды деловых бумаг;

  • писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);

  • писать сочинения-повествования с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).



Тематическое планирование



Название раздела

Количество
часов

1

Повторение. Предложение

7

2

Состав слова. Текст

13

3

Части речи. Текст. Имя существительное

11

4

Части речи. Имя прилагательное

8

5

Местоимение

10

6

Глагол

13

7

Наречие

11

8

Имя числительное

12

9

Предложение. Текст

12

10

Повторение пройденного

5

Итого

102