| Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с НОДА (вариант 3) |
Рабочая программа
по учебному предмету
по учебному предмету «Технология «Ручной труд»
для обучающихся 3 класса
на 2021-2022 учебный год
| Составила: Шупилова Ольга Васильевна |
Биробиджан, 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология «Ручной труд» для обучающихся 3 класса с НОДА (3 вариант) составлена на основе действующих нормативных документов регулирующих деятельность образовательной организации, Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 № 4/15), Примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1 (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 04.07.2017 № 3/17). Учебного плана ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2021 – 2022 учебный год, а так же с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центр образования «Ступени» начального общего образования.
При составлении примерной рабочей программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся с НОДА (3 вариант). Содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
На изучение предмета «Технология. Ручной труд» федеральным компонентом учебного плана отводится 2 часа в неделю.
Программа построена с учетом принципов гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации процесса обучения для детей с НОДА (3 вариант) (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, выражающихся в низком уровне сформированности психологических и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности). Обязательной составляющей в содержании работы для детей с НОДА является программа специальной развивающей работы, направленной на создание адекватных учащимся особенностей условий обучения, позволяющих предупредить их дезадаптацию в условиях школы.
Учебный предмет «Технология. Ручной труд» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность уроков технологии состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.
Категория обучающихся: дети с церебральным параличом, с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети, имеющие сложные и сочетанные нарушения, с интеллектуальным нарушением.
Степень тяжести двигательных нарушений, сочетающаяся с психологическими признаками повреждения ЦНС и возможной патологией анализаторов, может быть различной. У детей с НОДА возможны трудности восприятия пространства и времени, что мешает школьникам обучающимся ориентироваться в окружающем, затруднен конструктивный праксис.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков учащиеся с НОДА разделяются на две группы:
В первую группу входят обучающиеся с НОДА, имеющие относительно сохранную моторику рук. Такие обучающиеся самостоятельно могут держать в руке инструменты и материалы для изготовления изделия: ножницы, швейные иглы No17 – 22, шило, линейку, карандаш, бумагу, картон, лоскутки тканей. На уроках требуется незначительная помощь взрослого;
Во вторую группу входят обучающиеся с НОДА с тяжелыми нарушениями. У таких учащихся грубо нарушена/отсутствует моторика рук. На уроках учащимся требуется постоянная и значительная помощь взрослого.
При подготовке к уроку необходимо учитывать все особенности учащихся и при необходимости оказывать помощь ученику, либо готовить для него отдельное задание в более доступном варианте.
Уроки технологии имеют высокий коррекционно-разваливающий потенциал, в том числе в части развития мелкой моторики. Возможности для этого есть при изучении всего программного материала, особенно при работе с различными материалами (работа с конструктором, аппликация, лепка из пластилина, глины, соленого теста, выполнение поделок из природного материала). Специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают учащиеся на уроках технологии, тем лучше у них развивается координация движения рук и пальцев. В процессе ручной деятельности развиваются пространственные представления, внимание, перцептивно-логические операции. Таким образом, освоение программы по предмету «Технология» выступает как творческий процесс, через который активизируются двигательные навыки и высшие психические функции обучающихся.
Особенности развития детей с двигательными нарушениями требуют тщательного и продуманного подхода к выбору методов, приемов и форм работы по развитию мелкой моторики на уроках технологии. В работе по развитию мелкой моторики следует отдавать предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и эффективны для формирования и совершенствования ладонного и щепотного захвата.
Целесообразно начинать урок с нормализации мышечного тонуса рук (самомассаж кисти и пальцев рук, пальчиковая гимнастика).
Предметная область «Технология» на уровне начального общего образования обеспечивает развитие творческого потенциала детей и изобретательства, а также является мотивирующим фактором для освоения других предметных областей.
Цели и задачи учебного предмета
Целью коррекционно-развивающей работы на уроках технологии является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование и развитие мелкой моторики, что способствует развитию речи, личности ребенка, обеспечивает развитие навыков самообслуживания и адаптацию ребенка в социуме.
Цели программы:
развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности, развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и
навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий — наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;
представлений о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.
Задачи:
Образовательные задачи:
знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;
освоение технологических приемов, что включает в себя знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
формирование у детей определенных представлений и учебных действий по каждой из предложенных тем;
формирование первоначальных конструкторско-технологических представлений и способов действий;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
формирование действия поиска и преобразования необходимой информации на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно коммуникационных);
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития, в том числе, с целью первичной профориентации;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;
ознакомление с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приемов работы на компьютере с учетом техники безопасности.
Воспитательные задачи:
формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
развитие интересов ребенка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта и домашней утвари, с устройством и свойствами окружающих нас предметов и устройств, с технологическими особенностями промышленного изготовления различных предметов и материалов;
формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребенка;
пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие самостоятельного мышления, операций сравнения, анализа, формирование предварительного плана действий;
развитие стремления к расширению кругозора, и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;
развитие речи, памяти, внимания;
развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.;
развитие двигательной сферы; моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;
развитие коммуникативной культуры ребенка;
развитие пространственного мышления;
развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображениюобъекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-
технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.
Требования к формированию универсальных учебных действий, метапредметных умений соответствуют примерной адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с НОДА.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
уважительное отношение к людям труда, разным профессиям;
внимательное отношение к красоте окружающего мира, восхищение произведениями искусства, многообразию природного материала;
эмоционально-ценностное отношение к результату своего труда;
адекватная оценка правильности выполнения задания; положительное отношение к людям разных профессий;
понимание важности сохранения семейных традиций;
понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
положительная мотивация к изучению истории возникновения профессий; к практической деятельности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
положительной мотивации и познавательного интереса к созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
представления о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметно преобразующей деятельности человека, о роли ручного труда в жизни человека;
уважительного отношения к традициям своего народа;
мотивации к самообслуживанию в школе, дома, элементарному уходу за одеждой и обувью, к оказанию помощи младшим и старшим, доступной помощи по хозяйству в семье;
адекватной оценки правильности выполнения задания;
основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни, понимание труда, творчества, красоты как ценности.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать назначение и устройство измерительных инструментов и приспособлений (линейка, угольник, циркуль, сантиметровая лента);
выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы «вперед иголку», через край и пр.);
находить и представлять сведения о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах;
правильно складывать и хранить свои вещи, производить их мелкий ремонт;
рассказывать об истории компьютера и компьютерных устройствах;
изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки на заданную тему.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
продумывать план действий в соответствии с поставленной задачей;
объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
различать и соотносить замысел и результат работы;
включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и предлагать способы его практического воплощения;
вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;
оценивать результат работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
удерживать цель в процессе трудовой, декоративно-художественной деятельности;
действовать самостоятельно по инструкции, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
использовать изученные правила безопасности, способы действий, пошаговые разъяснения, навыки, свойства материалов при выполнении учебных заданий и в творческой деятельности;
осознанно использовать безопасные приемы труда;
самостоятельно планировать действия, необходимые для изготовления поделки;
участвовать (находить свое место, определять задачи) в коллективной и групповой творческой работе;
распределять обязанности и общий объем работ в выполнении коллективных поделок;
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самооценки;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее при дальнейшей работе над поделками;
самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность; распределять рабочее время.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления,словаря, памяток;
сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объемные изделия, инструменты, измерительные приборы, профессии;
конструировать из различных материалов по заданному образцу;
устанавливать соответствие конструкции изделия заданным условиям;
различать рациональные и нерациональные приемы изготовления поделки.
Учащиеся получат возможность научиться:
наблюдать, сравнивать свойства различных материалов, делать выводы и обобщения;
узнавать о происхождении и практическом применении материалов в жизни;
различать материалы по декоративно-художественным конструктивным свойствам;
соотносить развертку заданной конструкции с рисунком, простейшим чертежом или эскизом;
конструировать из разных материалов в соответствии с доступными заданными условиями;
осуществлять поиск необходимой информации на персональном компьютере для решения доступных конструкторско-технологических задач.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при обсуждении в классе;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приемам изготовления изделий;
учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научаться:
выражать собственное эмоциональное отношение к результатам творческой работы, в том числе при посещении выставок работ;
объяснять инструкции по изготовлению поделок;
рассказывать о профессиях и сферах человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;
уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании творческой работы.
Предметные
Учащиеся научатся:
правильно самостоятельно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями учителя);
соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин, солёное тесто);
различать и описывать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;
определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать и анализировать однодетальные и многодетальные конструкции;
устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из изученных материалов;
определять и называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка, процарапывание, вырезание, нарезание бумаги лапшой, скручивание и т. д.);
определять и использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);
понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка объёмного изделия;
понимать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;
называть телефоны экстренных вызовов служб спасения;
правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
различать материалы и инструменты по их назначению;
выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея), с помощью учителя выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба, по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на глаз и от руки);
выполнять комбинированные работы из разных материалов;
по возможности выполнять разметку для шва на ткани с полотняным переплетением нити способом продёргивания нити; швы «вперёд-иголка» и обмёточный соединительный через край экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
Содержание учебного предмета «Ручной труд»
Раздел 1. Работа с природными материалами.
Организация рабочего места при работе с природными материалами. Сведения о природных материалах (где используют, где находят, физические свойства, виды природных материалов). Правила работы с природными материалами. Инструменты (шило, ножницы). Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Изготовление аппликации с использованием скорлупы грецких орехов. Изготовление объемных изделий с использованием сухой тростниковой травы. Комбинированные работы: пластилин, бумага, проволока и природные материалы.
Примерные практические работы: Собрать и засушить листья деревьев (березы, ивы). Собрать скорлупу грецких орехов. Заготовить сухую тростниковую траву. Составить аппликацию «Птица» из засушенных листьев ивы, берёзы. Изготовить аппликации «Воробьи на ветках», «Рыбки в аквариуме» из скорлупы грецких орехов. Сконструировать «Жука» из грецкого ореха и проволоки. Изготовить «Птицу» их пластилина и сухой тростниковой травы и др.
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном
Организация рабочего места при работе с бумагой. Повторение сведений о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, бумаги. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном.
Виды работы с бумагой и картоном:
аппликация из вырезанных и обрывных деталей, элементов и силуэтов;
конструирование из бумаги на основе плоских деталей (полоски, кольца, круги);
конструирование из бумаги на основе объемных геометрических тел (конус, цилиндр);
элементарные картонажно-переплетные работы: окантовка картона полосками. Окантовка картона листом бумаги. Объемные изделия из картона.
Технологические приемы работы с бумагой:
Разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон», «полушаблон». Правила работы с шаблоном и полушаблоном. Правила работы с шаблоном и полушаблоном. Понятия: «контурное изображение», «силуэт»;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Понятие «линейка», ее применение и устройство.
Сгибание бумаги «сгибание прямоугольной формы пополам», «сгибание бумаги по типу гармошки», «перегибание полос в разных направлениях», «сцепление бумажных колец».
Вырезание ножницами из бумаги Устройство режущих инструментов (ножниц). Правила работы ножницами. Приемы вырезания ножницами: «разрез по длинной линии»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам».
Обрывание бумаги Понятия» «аппликация», «бумажная мозаика», «силуэт», «контурное изображение». Технология обрывания бумаги по контуру. Скатывания бумаги в трубочку «Накручивание бумаги на карандаш».
Соединение деталей изделия Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Приемы сцепления деталей (колец).
Раздел 3. Работа с текстильными материалами
Повторение сведений о нитках. Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: наматывание ниток на картонку и связывание ниток в пучок (кисточки).
Повторение сведений о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Производство ткани. Свойства ткани: мнется, утюжится, режется ножницами. Шероховатая, скользкая, гладкая, толстая, тонкая. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения и устройство игл.
Виды работы с тканью:
раскрой деталей из ткани. Технология выкраивания детали из плотной ткани (квадраты, круги);
шитье. Инструменты для швейных работ. Раскрой деталей из плотной ткани (квадраты, круги);
виды ручных стежков и строчек: «строчка прямого стежка»,
«строчка косого стежка». Технология сшивания деталей изделия прямыми стежками. Технология соединение деталей изделия косыми стежками. Вдевание нити в иголку и завязывание узелка на нитке. Технология изготовления прихватки;
вышивание. Повторение сведений о вышивке. Применение вышивки. Приемы вышивания: вышивка «строчкой прямого стежка в два приема», вышивка «строчкой косого стежка в два приема». Технология изготовления закладки с вышивкой;
отделка изделий из ткани. Вышивка. Комбинированные работы: бумага и нитки; фотопленка и нитки.
Виртуальная экскурсия в швейную мастерскую.
Примерные практические работы: Изготовление кисточки из ниток, связанных в пучок для закладки и др. Соединение деталей (квадратов, кругов), выкроенных из плотной ткани, прямой строчкой. Изготовление закладки из фотопленки. Изготовление прихватки.
Раздел 4. Работа с древесиной
Изделия из древесины. Различия понятий «дерево» и «древесина». Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями («зачистка напильником», «обработка наждачной бумагой»).
Технология изготовления опорного колышка для растений. Способы обработки древесины ручными инструментами («пиление»). Технология изготовления аппликации из древесных опилок.
Виртуальная экскурсия в столярную мастерскую.
Примерные практические работы: Изготовление колышка для растений. Изготовление аппликации из опилок.
Раздел 5. Работа с проволокой
Элементарные познавательные сведения о проволоке. Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки: медная алюминиевая, стальная, толстая, тонкая. Инструменты: плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, линейка.
Подготовка рабочего места для работы с проволокой. Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: Сгибание мягкой проволоки руками волной, в кольцо, в спираль, намотка проволоки руками на карандаш, сгибание проволоки под прямым углом плоскогубцами, резание проволоки
кусачками. Технология изготовления изделий с использованием проволоки.
Примерные практические работы: Изготовление жука из скорлупы грецкого ореха и проволоки. Изготовление из проволоки букв, цифр.
Раздел 6. Работа с металлоконструктором
Элементарные познавательные сведения о конструировании из металлоконструктора. Ознакомление с набором деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы, планшайбы, гайки, винты).
Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечные ключи, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой.
Примерные практические работы: Сборка из планок треугольника и квадрата.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
66 часов (2 часа в неделю)
№№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения |
План | Факт |
1 | Вводный урок. Закрепление учебного материала первого и второго классов. | 1 | | |
2 | Экскурсия в природу «Сбор природного материала» | 1 | | |
3 | Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей. | 2 | | |
4 | Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина | 2 | | |
5 | Окантовка картона полосками бумаги, листом. | 1 | | |
6 | Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы. | 2 | | |
7 | Экскурсия в школьную мастерскую. | 1 | | |
8 | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб. | 2 | | |
9 | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок птиц. | 2 | | |
10 | Изготовление по замыслу объемных изделий из различных природных материалов. | 2 | | |
11 | Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. | 2 | | |
12 | Сборка по образцу лопатки из большого квадрата. | 2 | | |
13 | Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки. | 2 | | |
14 | Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок. | 2 | | |
15 | Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. | 2 | | |
16 | Изготовление елочных игрушек. | 2 | | |
17 | Сборка стола по образцу. | 2 | | |
18 | Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. | 1 | | |
19 | Изготовление обложки для проездного билета. | 2 | | |
20 | Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. | 1 | | |
21 | Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. | 2 | | |
22 | Ознакомление с косым обметочным стежком. | 2 | | |
23 | Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. | 2 | | |
24 | Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. | 2 | | |
25 | Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. | 2 | | |
26 | Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. | 2 | | |
27 | Изготовление открытых коробок из тонкого картона. | 2 | | |
28 | Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. | 2 | | |
29 | Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. | 2 | | |
30 | Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. | 1 | | |
31 | Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками. | 4 | | |
32 | Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками. | 2 | | |
33 | Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. | 2 | | |
34 | Закрепление изученного за год. Творческая работа. | 5 | | |
ИТОГО | 66 | | |
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. -2-е изд. - Спб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2013.
Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. Технология: Ручной труд: 3 класс: Рабочая тетрадь для спец. (коррекц.) образ. учрежд. VIII вида. - СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2013.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы. –Под ред. В.В. Воронковой. М.: Просвещение, 2010.
Печатные и демонстрационные пособия:
Технические средства обучения:
Компьютер;
Компьютер мобильный педагога;
Мультимедийный проектор, экран.
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения;
Электронные приложения;
Аудиозаписи звуков, подборка видеоуроков, обучающих программ;
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)