СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Технология» класс 5

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Технология» класс 5»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________Макарова Т.Н.

«____»____________2018г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 5

__________ Каханская Н.А.

Приказ № ___ от

«___»__________ 2018 г.



Рабочая программа



по предмету «Технология»

класс 5



Учитель: Сударева Марина Викторовна

















2018 -2019

учебный год













Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Технология» разработана для обучающихся 5-х классов в соответствии с:

  • Международной «Конвенцией о правах ребенка» (одобрена ассамблеей ООН 20.11.1989 г.)

  • Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 (ст. 43)

  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации» (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ)

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2015г. №НТ-530/08 «О примерных основных образовательных программах»;

  • Основной образовательной программой основного общего образования [электронный ресурс] / Реестр примерных основных общеобразовательных программ МОН РФ http://fgosreestr.ru/node/2068;

  • Законом Красноярского края «о защите прав ребенка» № 12-961 от 02.11.2000г.

  • Законом Красноярского края "об образовании" n 12-2674 от 3 декабря 2004 года

  • Уставом МБОУ СОШ № 5 г. Боготола;

  • Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 г. Боготола;

  • Учебным планом МБОУ СОШ № 5 г. Боготола на 2018 – 2019 учебный год.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Тематическое планирование рассчитано на 1 часа в неделю, итого 34 ч. за учебный год.

Необходимость составления данной рабочей программы обусловлена индивидуальным учебным планом учащегося, находящегося на домашнем обучении. При составлении программы было допущено варьирование учебного материала в плане изменения количества часов на изучение определенных разделов.

С учётом общих требований ФГОС ООО и специфики предмета целями изучения «Технологии» на уровне основного общего образования являются:

1) Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

2) Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

3) Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Отличительной чертой данной программы является то, что все разделы содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного раздела служат исходным продуктом для постановки задач в другом.

Данная программа ориентирована на УМК под редакцией И.А. Сасовой и УМК под редакцией В.Д. Симоненко.



Общая характеристика учебного предмета «Технология»


Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех обучающихся, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» - 5 класс

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

· освоение социальных норм, правил поведения;

· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

· формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

· приобретение опыта в разнообразной практической деятельности;

· становление у обучающихся целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей;

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- соблюдать нормы и правила культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдать нормы и правила безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

- определять понятия, объяснять явления, устанавливать аналогии, создавать обобщения;


- анализировать собственную учебную деятельность;

- классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;


- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, подтверждая вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;


- формировать и развивать компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий;

- формировать и развивать экологическое мышление, умение его применять;

- проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения новыми действиями;

- выявлять потребности проектировать и создавать объекты, имеющие потребительную стоимость;

- выбирать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- использовать дополнительную информацию при проектировании и создании объектов.

Коммуникативные УУД:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;


- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;


- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;


- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- объективно оценивать свою познавательно-трудовую деятельность в решение общих задач коллектива.


Предметные результаты:

По завершении учебного года обучающийся:

- характеризует рекламу как средство формирования потребностей;

- характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

- называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;

- разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;

- объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;

- приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;

- объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;

- составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;

- осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;

- осуществляет выбор товара в модельной ситуации;

- осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

- конструирует модель по заданному прототипу;

- осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);

- получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;

- получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;

- получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

- получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;

- получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

- получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.




Содержание учебного предмета «Технология» 5 класс

Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.

Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий.

Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности.

Понятие технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.

История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей.

Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов.

Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.

Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства.

Современные промышленные технологии получения продуктов питания.

Технологии в сфере быта. Экология жилья. Технологии содержания жилья.

Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов. Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Культура потребления: выбор продукта / услуги.

Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция.

Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.

Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.

Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы.

Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект.

Опыт проектирования, конструирования, моделирования.

Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания / спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей.

Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов.

Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора.

Составление технологической карты известного технологического процесса. Апробация путей оптимизации технологического процесса.

Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательного й организации).

Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности).

Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта.

Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.

Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции.

Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся.

Календарно – тематическое планирование учебного предмета « Технология»

п/п


Тема урока

Кол–во часов Дата

часов

Блок 1.

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития (17 часов).

Потребности и технологии.

5

1


Введение.

1

2


Потребности.

1

3


Потребности и технологии.

1

4


История развития технологий.

1

5


Развитие технологий.

1

Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат.

2

6


Технологический процесс: сырье, ресурсы.

1

7


Параметры технологического процесса.

1

Производственные технологии.

3

8


Промышленные технологии.

1

9


Технологии в сфере быта.

1

10


Технологии сельского хозяйства.

1

Блок 2.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся (20часов).

Техники проектирования, конструирования, моделирования.

20

11


Введение в проектную деятельность.

1

12


Основные компоненты проекта.

1

13


Разработка проектного замысла по алгоритму.


1

14


Разработка материального продукта.

1

15


Техники конструирования.


1

16


1

17


Изготовление материального продукта.

1

18


1

19


Современные промышленные технологии получения продуктов питания.

1

20


Хранение продуктов.

1

21


Культура потребления продукта/услуги.

1

22


Мини-проект «Блюда из овощей».

1

23


1

24


Введение в проектную деятельность.

1

25


Технологический этап проекта

1

26


Изготовление материального продукта.

1

27


1

28


Промежуточная аттестация.

1

29


Аналитический этап проекта.

1

30


Завершение проекта.

1

Блок 3.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (4часа).

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.

4

31


Производственные предприятия г. Боготола и Боготольского района.

1

32


1

33


Производство продуктов питания на предприятиях г. Боготола и Боготольского района.

1

34


1