Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шелеховская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Согласована: Утверждена
на заседании ШМО учителей приказом от « »2018г №
коррекционного обучения зам. директора по УВР директор МКОУ
протокол № от « » 2018г. « »2018г. Шелеховской СОШ
руководитель ШМО
/ / Грицкевич И.Д. / / /Туманова А.Г../ / / Валынкина О. Л /
Рабочая программа
учебного предмета «Технология. Ручной труд»
для 2-4 классов
обучающихся по АООП В 1
для детей с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2018 – 2021 учебный год
Составитель:
Васюкова Вера Владимировна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
с. Шелехово
2018г.
Рабочая программа учебного предмета «Технология. Ручной труд» для 1 – 4 классов разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения во 2 –4 классах
Личностные результаты
положительное отношение и интерес к труду;
понимание значения и ценности труда;
отношение к труду как первой жизненной необходимости;
понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно- практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности.
Предметные результаты
Минимальный уровень.
Обучающиеся должны знать:
правила организации рабочего места;
виды трудовых работ ;
названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;
приёмы работы (приёмы разметки деталей, приёмы выделения детали из заготовки, приёмы формообразования, приёмы соединения деталей, приёмы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
Обучающиеся должны уметь:
самостоятельно организовать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требования при выполнении трудовых работ;
на основе полученных представлений о материалах осознанно подбирать их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки; экономно расходовать материала;
работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить своё изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного труда.
Содержание учебного курса «Технология. Ручной труд»
в 1 – 4 классах.
Систематическое обучение ручному труду предполагает следующие виды ручного труда: работа с глиной и пластилином, работа с бумагой и картоном, работа с природными материалами, работа текстильными материалами, работа с древесными материалами, работа с металлом, работа с проволокой, работа с металлоконструктором, картонажно-переплётные работы, швейные работы, ремонт одежды.
Введение
Человек и труд. Уроки труда. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда. Матери ала и инструменты, используемые на уроках ручного труда.
Работа с глиной и пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина – строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин – материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным – предмет создаётся из отдельных частей; пластическим – лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным – объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска. Приёмы работы: разминание, отщипывание кусочков пластилина, размазывание по картону (аппликация из пластилина), раскатывание столбиками (аппликация из пластилина), скатывание шара, раскатывание шара до овальной формы, вытягивание одного конца столбика, сплющивание, прищипывание, примазывание (объёмные изделия). Лепка из пластилина изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусовидную и шарообразную форму. Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар).
Комбинированные работы: бумага и пластилин.
Работа с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы), и правила работы с ними. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объёмные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объёмные изделия). Комбинированные работы6 пластилин и природные материалы.
Работа с бумагой и картоном.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/ гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приёмы разметки:
разметка с помощью шаблонов. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертёжных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Их применение и устройство. Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль»;
разметка с опорой на чертёж. Понятие «чертёж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приёмы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющих округлую форму»; «вырезание по совершенно кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам2; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; « тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приёмы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объёмная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приёмы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечков, цветы).
Шитьё. Инструменты для швейных работ. Приёмы шитья: «игла вверх-вниз»
Вышивание. Что делают из ниток. Приёмы вышивания: вышивка прямой строчкой, вышивка прямой строчкой в два приёма, вышивка стежком вперед иголку с перевивом, вышивка строчкой косого стежка в два приёма.
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани. Мнётся, утюжится. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся ножницами. Прошиваются иголками. Сматываются в рулоны, скручиваются. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьёт из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с тканью ( раскрой. шитьё, вышивание, аппликация на ткани, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало» последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитьё. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное плетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Комбинированные работы: бумага и нитки; бумага и ткань; бумага и пуговицы.
Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура)
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Комбинированные работы: бумага и древесные материалы.
Работа с металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (чёрные, цветные, лёгкие, тяжёлые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приёмы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приёмы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур. Букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Комбинированные работы: проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Работа с металлоконструктором.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы, планшайбы, гайки, винты).Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Картонажно-переплётные работы.
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплёте. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».
Ремонт одежды
Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманов и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Виды работы | К-во часов |
1. | Работа с глиной и пластилином. | 9ч |
2. | Работа с природными материалами | 5ч. |
3. | Работа с бумагой и картоном. | 11ч |
4. | Работа с текстильными материалами. | 9 |
| Итого: | 34ч. |
3 класс
№ п/п | Виды работы | К-во часов |
1. | Работа с природными материалами | 4ч |
2. | Работа с бумагой и картоном. | 15ч. |
3. | Работа с текстильными материалами. | 6ч |
4. | Работа с древесиной. | 3ч |
5. | Работа с проволокой. | 3ч. |
6. | Работа с металлоконструктором. | 3ч. |
| Итого: | 34ч. |
4 класс
№ п/п | Виды работы | К-во часов |
1. | Работа с бумагой и картоном. | 16ч. |
2. | Работа с текстильными материалами. | 12ч. |
3. | Работа с древесиной. | 2ч |
4. | Работа с проволокой. | 2ч. |
5. | Работа с металлом. | 2ч. |
| Итого: | 34ч. |
Учитель оставляет за собой право вносить в рабочую программу коррективы.