Паспорт программы |
Название программы | Секреты грамотного письма |
Направленность программы | Развивающая |
Ф.И. О.педагога, реализующего дополнительную образовательную программу | Яппарова Лузия Заквановна |
Год разработки | 2019 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа | |
Цель | осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека; обогащение словарного запаса посредством знакомства со справочной, художественной литературой и произведениями малых жанров устного народного творчества |
Задачи | Способствовать обогащению словарного запаса учащихся; Совершенствовать навыки лингвистического анализа; Формировать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное; Воспитывать интерес и потребность к изучению тайн русского языка |
Ожидаемые результаты освоения программы | повышение интереса к изучению русского языка; повышение качества произносительных, орфографических умений и навыков; расширение собственного словарного запаса учащихся; закрепление умения учиться – добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями; повышение культуры речевого общения и поведения. |
Срок реализации программы | 2019-2020 |
Количество часов в неделю/год | 1 час в неделю |
Уровень программы | Базовый |
Количество модулей программы и их темы | 1.Мир полон звуков 2 .Всему название дано 3. Как делаются слова 4. Секреты правильной речи 5. Путешествие в сказку 6. Наша дружная семья. (Рассказы о семье, рассказы и стихи о школьной жизни) 7.Ребятам о зверятах (Рассказы о животных) 8. К словам одинаковым и разным |
Возраст обучающихся | 10-11 лет |
Формы занятий | Групповая |
Методическое обеспечение | Электронное приложение к УМК. Презентации к занятиям, составленные учителям Аудиометодичкой. Сайт «Методика. Ру» Тоцкий П.С. Орфография без правил. Дидактический материал. М.,2001. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. М., 2000. |
Условия реализации программы ( оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Учебный кабинет, мультимедийное оборудование, дидактический и методический материал ( таблицы, схемы). |
Рабочая программа
по предоставлению
услуг в образовательной области «Русский язык»
«Секреты грамотного письма»
Составила: учитель начальных классов
Яппарова Лузия Заквановна
4 класс
Пояснительная записка
Направленность данной программы развивающая, т.к. развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Особенно остро этот вопрос стоит на начальном этапе обучения, когда школьник только начинает познавать окружающий мир и себя в этом мире; только начинает знакомиться с многообразием и красотой родного языка; пытается осмыслить свое место в родной культуре. Курс занимает важное место в решении орфографических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатить словарный запас учащихся, обеспечить разностороннее развитие школьников. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен мир русского языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения русского языка школьники могут открыть для себя интересные и познавательные задания по основам фонетики, орфографии, словообразования. Постигать богатство и красоту родного языка школьники смогут разгадывая ребусы и кроссворды, шарады и логогрифы, анаграммы и метаграммы, а лингвистические сказки и весёлые стихи помогут запомнить многие орфографические правила. Данный курс ориентирован на расширение и углубление новых Федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия строятся на основе занимательности, предоставлении возможности каждому ученику прикоснуться к миру русского слова. Практический материал для наблюдения над словом содержит проблемную задачу. Обилие трудных заданий, не используемых на обычных уроках, привлекают учащихся новизной, необычностью, нестандартностью, что способствует созданию положительной эмоциональной подготовки.
Цель: осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека; обогащение словарного запаса посредством знакомства со справочной, художественной литературой и произведениями малых жанров устного народного творчества.
Задачи:
Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Совершенствовать навыки лингвистического анализа;
Формировать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
Воспитывать интерес и потребность к изучению тайн русского языка
Организация занятий позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.
Отличительной особенностью курса является отличие его от существующей программы по русскому языку. Занятия данного курса основаны на обширном методическом материале, ранее не использованном в школьной практике. Они отличаются высоким психолого-педагогическим и филологическим уровнем, нацелены на формирование художественного вкуса детей, воспитание культурного, образованного, высоконравственного человека.
Логика построения занятий:
Активизация мыслительной деятельности учащихся;
Выполнение проблемно-поисковых заданий (в основном творческого характера);
Работа со словарем, с произведениями художественной литературы и устного народного творчества.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
проявление познавательных мотивов;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия по результату;
выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
строить речевое высказывание в устной форме;
оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
формулировать проблемы с помощью учителя;
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
узнавать сюжет по иллюстрациям;
отличать поэтический текст от прозаического;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Возраст учащихся: 10-11 лет.
Сроки реализации: 01.09.2019– 29.05.2020г.
Форма занятий: групповая.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Ожидаемый результат:
- повышение интереса к изучению русского языка;
- повышение качества произносительных, орфографических умений и навыков;
- расширение собственного словарного запаса учащихся;
- закрепление умения учиться – добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями;
- повышение культуры речевого общения и поведения.
Содержание изучаемого курса:
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Объектом изучения курса являются язык и речь. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Электронное приложение к УМК. Презентации к занятиям, составленные учителям Аудиометодичкой. Сайт «Методика. Ру»
Тоцкий П.С. Орфография без правил. Дидактический материал. М.,2001.
Узорова О.В. Нефедова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. М., 2000.
Список литературы:
Львов М.Р., Горецкий В.Г.. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000
Развитие орфографической зоркости младших школьников/ Сост. Н.А.Лемяскина. – Воронеж, 2003.
Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М., 2001.
Соболева О.Л. Русский язык.3 класс: Учебник для 4-х летних нач.шк. – М.,2001.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. Методические рекомендации к учебнику 3 класса. – Смоленск, 2003.
Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.2001.
Календарно-тематическое планирование курса «Секреты грамотного письма»
4«а» класс
2019-2020учебный год
36 часов (1 час в неделю)
№ п/п | Содержание занятия | Часы | УУД (на раздел) | Календарные сроки |
план | факт |
Мир полон звуков (5ч) |
1 | Звуки вокруг нас. | 1 | разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке; сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; | 04.09 | |
2 | Фабрика речи. Проект «Как я говорил, когда был маленьким». | 1 | 11.09 | |
3 | Бессмыслица + бессмыслица = смысл. Анаграммы, шарады, кроссворды. | 1 | 18.09 | |
4 | Полоса препятствий. Игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат». | 1 | 25.09 | |
5 | Трудности словесного ударения. | 1 | 02.10 | |
Всему название дано (2ч) |
6 | Словари — сокровищница языка. Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам». | 1 | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. | 09.10 | |
7 | Увлекательные истории о самых простых вещах. Мини-сочинение «Имена, имена, имена...», «Моё имя», «Старинные имена в моей семье». | 1 | 16.10 | |
Как делаются слова (5ч) |
8 | Есть ли «родители» у слов? | 1 | моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; наблюдать образование слов в русском языке; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. | 23.10 | |
9 | Внимание, корень! | 1 | 30.10 | |
10 | Внимание, корень! | 1 | 13.11 | |
11 | Такие разные суффиксы. Конструирование слов по словообразовательным моделям; | 1 | 20.11 | |
12 | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | 1 | 27.11 | |
Секреты правильной речи (9ч) |
13 | Словарное богатство русского языка. | 1 | интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. | 04.12 | |
14 | Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик». | 1 | 11.12 | |
15 | Выбираем точное слово. Игры: «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы» | 1 | 18.12 | |
16 | Одно или много? Когда у слов много общего? Когда значения спорят? | 1 | 25.12 | |
17 | Как рождаются фразеологизмы? Выбор фразеологизма в речи. Составление мини-словариков: «Собираю фразеологизмы»; | 1 | 15.01 | |
18 | Как рождаются фразеологизмы? Выбор фразеологизма в речи. Составление мини-словариков: «Собираю фразеологизмы»; | 1 | 22.01 | |
19 | Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю синонимы» | 1 | 29.01 | |
20 | Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю антонимы» | 1 | 05.02 | |
21 | «Местные жители» и «иностранцы». Составление шуточных рассказов и стихов. | 1 | 12.02 | |
Путешествие в сказку (5ч) |
22 | Истории рождения сказок. Виды сказок. | 1 | приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям; создавать иллюстрации по содержанию, работать в группе, создавая инсценировки по литературным произведениям. | 19.02 | |
23 | Из чего состоит сказка. Зачин. Троекратный повтор. Волшебство. Концовка. Добро побеждает зло | 1 | 26.02 | |
24 | Создаём свои сказки. | 1 | 05.03 | |
25 | Создаём свои сказки. | 1 | 12.03 | |
26 | Учимся играть сказки. Инсценирование сказок. | 1 | 19.03 | |
Наша дружная семья. (Рассказы о семье, рассказы и стихи о школьной жизни) (5ч) |
27 | Знакомимся с писателями и поэтами. | 1 | отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения разных литературных жанров; сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворении, звукописи, рифме) | 26.03 | |
28 | Знакомимся с писателями и поэтами. | 1 | 02.04 | |
29 | Рассказы о семье. | 1 | 09.04 | |
30 | Читаем и смеёмся (сатирические рассказы и стихи). | 1 | 16.04 | |
31 | Вместе весело шагать (мои друзья). | 1 | 23.04 | |
Ребятам о зверятах (Рассказы о животных) (2ч) |
32 | Знакомимся с писателями. | 1 | обогащение эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному внутреннему миру, проявление познавательных мотивов, адекватно воспринимать словесную оценку учителя, строить речевое высказывание в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. | 30.04 | |
33 | Верные друзья. | 1 | 07.05 | |
К словам одинаковы и разным (3ч) |
34 | Когда значения спорят. | 1 | Работа над словами с «ловушками – орфограммами» Распознавание переносного значения слова. Определение значений слов. Распознавание многозначных слов и слов, имеющих одно значение. Развитие речи. Развитие орфографической зоркости Развитие творческого и логического мышления. Самоконтроль | 14.05 | |
35 | Прямые значения без кривых. | 1 | 21.05 | |
36 | Твоя олимпиада | 1 | 28.05 | |
Всего: 36 часов. |
14