ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/22/s_5884c0f397679/535877_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/22/s_5884c0f397679/535877_2.png)
СОГЛАСОВАНО на заседании МО МБОУ СШ № 34 протокол № _____ от ______ 2016г. Руководитель МО_______________ | РАССМОТРЕНО на МС МБОУ СШ № 34 протокол № _____ от ______ 2016г. Председатель МС /________________ / «____» ___________________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «СШ № 34 __________________ / В.Ю. Гудков приказ № ______от________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету:
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
7 класс
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Составитель: Воронцова Екатерина Георгиевна
учитель изобразительного искусства
г. Нижневартовск
2016 год
Содержание
1. Пояснительная записка;
2. Общая характеристика учебного предмета;
3. Описание места учебного предмета в учебном плане;
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
5. Содержание учебного предмета;
6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Целью программы является воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности. Поэтому в учебнике дается оригинальный системный курс практических заданий, позволяющий учителям реализовать эту задачу в творческой деятельности учащихся. Объем предлагаемых заданий может быть реализован как при одном часе изобразительного искусства в неделю, так и при двух часах. При одном часе в неделю учителю предоставляется возможность самостоятельно определить количество предлагаемых для выполнения заданий.
Задачи программы:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 8 класс является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет Изобразительное искусство объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность про граммы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Количество учебных часов, отведённое на освоение программы учебным планом МБОУ «СШ №34» предусматривает 1 час в неделю обязательное изучение изобразительного искусства в 7 классе в количестве 35 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
в познавательной сфере:
овладение средствами художественного изображения;
развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной афере:
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
диалогический подход к освоению произведений искусства;
понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере:
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).
Содержание программы учебного предмета
7 класс «Дизайн и архитектура в жизни человека»
I раздел: Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.
Художник – Дизайн – Архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. (9 ч)
Темы уроков:
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительных плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
II раздел: В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. (7 ч)
Темы уроков:
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
III раздел: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. (10 ч)
Темы уроков:
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
IV раздел: Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. (9 ч)
Темы уроков:
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя – моделируешь окружающий мир.
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Раздел, название темы | Основные виды учебной деятельности |
По плану | Факт |
I раздел: Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. Художник – Дизайн – Архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. (9 ч) |
1 | | | 1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. | Беседа на тему. Практическая работа: изображение динамического равновесия в композиции |
2 | | | 1 | Прямые линии и организация пространства. | Беседа на тему. Практическая работа: организация плоскостной композиции с помощью прямой линии |
3 | | | 1 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна | Беседа на тему. Практическая работа: 1.Ритмическая организация пространства цветовыми элементами. 2.С помощью художественного языка отвлеченных форм передать событие, состояние или ощущение. |
4-5 | | | 2 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | Беседа на тему. Практическая работа: 1.Создание композиции из прямоугольников, линий, круга и буквы 2.Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящий из одной или двух букв и символического изображения |
7 | | | 1 | Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | Беседа на тему. Практическая работа: Макетирование открытки (в реальном формате) |
8-9 | | | 2 | В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. | Беседа на тему. Практическая работа: Графическое макетирование. Деловая игра «Коллективное проектирование книги (журнала)» |
II раздел: В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. (7 ч) |
10 | | | 1 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. | Беседа на тему. Практическая работа: Создание ритмической композиции из цилиндров и вертикалей разной высоты и деаметра |
11 | | | 1 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | Беседа на тему. Практическая работа: Создание объемно-пространственного макета из 2-3 объемов (домов), стоящих на разноуровневых плоскостях (ступенях), и отдельных или пересекающихся вертикальных плоскостей (стен) |
12 | | | 1 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. | Беседа на тему. Практическая работа: Соединение объемных форм в единое архитектурное сооружение |
13 | | | 1 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | Беседа на тему. Практическая работа: Создание конструкции из вертикальных и горизонтальных плоскостей произвольной формы |
14 | | | 1 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени. | Беседа на тему. Практическая работа: Схематические зарисовки. Создание образно-тематической инсталляции |
15 | | | 1 | Форма и материал. | Беседа на тему. Практическая работа: Проект «Сочинение вещи» Проект «Из вещи - вещь» |
16 | | | 1 | Цвет в архитектуре и дизайне. | Беседа на тему. Дизайн комплекта упаковок из 3-5 предметов. Коллективная проектная работа |
III раздел: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. (10 ч) |
17 | | | 1 | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. | Беседа на тему. Практическая работа: Историко-художественный проект. Зарисовки. Фотоколлаж с кратким комментарием (желательно выполнение на компьютере) |
18 | | | 1 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. | Беседа на тему. Выполнение графической фантазийной зарисовки «Город будущего» |
19 | | | 1 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица | Беседа на тему. Практическая работа: Создание проекта органичного расположения современного здания в исторически сложившейся среде |
20 | | | 1 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | Беседа на тему. Практическая работа: Проектирование дизайна объектов городской среды. Дизайн-проект оформление витрины магазина |
21-22 | | | 2 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. | Беседа на тему. Практическая работа: Создание конструктивного и декоративно-цветового решения элемента сервиза по аналогии с остальными предметами. Исходя из стиля сервиза, выполнение макета одного предмета в натуральную величину |
23-24 | | | 2 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | Беседа на тему. Практическая работа: Композиция архитектурно-ландшафтного макета. Коллективная работа |
25-26 | | | 2 | Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | Беседа на тему. Практическая работа: Конкурс эскизов проектов. Проектирование архитектурного образа города. Коллективная проектная работа |
IV раздел: Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. (9 ч) |
27 | | | 1 | Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. | Беседа на тему. Практическая работа: Индивидуальное проектирование. План-проект «Дом моей мечты» |
28 | | | 1 | Интерьер, который мы создаем. | Беседа на тему. Практическая работа: Проект организации многофункционального пространства и вещной среды жилой комнаты |
29-30 | | | 2 | Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. | Беседа на тему. Практическая работа: Дизайн-проект территории приусадебного участка. Фитодизайн |
31 | | | 1 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | Беседа на тему. Практическая работа: создание 2-3 эскизов разных видов одежды для собственного гардероба |
32-33 | | | 2 | Встречают по одежке. | Беседа на тему. Практическая работа: Коллективное проектирование. Выполнение эскизов. Создание коллекции моделей образно-фантазийного костюма в натуральную величину. |
34 | | | 1 | Автопортрет на каждый день. | Беседа на тему. Практическая работа: Изменение образа средствами внешней выразительности. Создание средствами грима образ сценического или карнавального персонажа. Фотосессия |
35 | | | 1 | Моделируя себя – моделируешь окружающий мир. | Беседа на тему. Практическая работа: Работа в жанре «Театра моды» и карнавала. Коллективная проектная работа. Итоговая выставка работ |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программа для общеобразовательных учреждений, «Изобразительное искуссво и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского 1-9 класс. Москва. изд. «Просвещение», 2010.
Диск: «Тематическое планирование изобразительное искусство». Изд. «Учитель»,2009.
Образовательные диски.
Литература, использованная при подготовке программы:
Программа для общеобразовательных учреждений, «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского 1-9 класс. Москва. изд. «Просвещение», 2010
Диск: «Тематическое планирование изобразительное искусство». Изд. «Учитель»,2009.
Литература для учащихся:
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для 7-8 класса общеобразовательного учреждения/А.С. Питерская, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М. Неменского - Москва: Просвещение, 2011.
Цифровые образовательные ресурсы:
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты | Ученик научится |
Метапредметные | • уважать искусство и культуру своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; • воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира; • способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях; • развивать свои фантазии, воображение, интуицию, визуальную память |
Предметные | • воспринимать мир, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; • художественному познанию мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; • понимать основы изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов; • ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах; • понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства; • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.). |
Личностные | • осмысленно воспринимать визуальные образы реальности и произведений искусства; • понимать эмоциональный и аксиологический смысл визуально-пространственной формы; • осваивать художественную культуру как сферу материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах; • эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства, то есть художественному вкусу • способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки; • способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. |