МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗбЕКИСТАН
национальный университет узбекистана
«УТВЕРЖДАЮ»
1-проректор по учебной работе
___________И.Рахматуллаев
“29” августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА»
Область образования: 140000 - естественные науки
Направление образования: 5140100 - биология
Общее количество часов - 86 часов
Из них:
Лекции – 20 часов
Семинары – 34 часа
Самообразование – 32 часа
ТАШКЕНТ - 2017
Рабочая учебная программа разработана на основе типовой программы по предмету “Общая педагогика”, утвержденной приказом Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан №___ от ________ 201__ г.
Рабочая программа обсуждена и одобрена Советом Национального университета Узбекистана. Протокол № ___ от «____»
Составитель: кандидат пед. наук, доц. кафедры педагогики О.В. Кон
Рецензент: кандидат психол. наук, доц. кафедры педагогики М.М. Мавлонов
Декан факультета
социальных наук НУУз ________________ А. Муминов
“_____”_______________ 2017 г.
Заведующий кафедрой педагогики
“_____”_______________ 2017 г. __________________ М. Мавлонов
Заместитель начальника
учебно-методического отдела __________________ Д. Толипов
“_____”_______________ 2017 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи учебного предмета
Целью курса является улучшение общей и педагогической культуры студентов, интеграция их восприятия педагогических особенностей как фактора человеческого успеха, прогнозирования самостоятельного мышления и восприятия отдельных действий, чтения и написания собственных талантов, достижения целей, Развивать педагогические знания и навыки, чтобы найти оптимальные способы их устранения.
Задачи предмета – ознакомление студентов с основными направлениями развития педагогической науки; овладение комплексом образовательных концепций (образование, образование, личность и культура); анализ проблемных ситуаций в сфере образования и занятий; освоение теоретических основ проектирования, организации и внедрения современного интерфейса обучения и определение его результатов и результатов; обучение методам воспитательной работы с педагогами, рабочими; формирование основных типов учебных занятий и их способность общаться; формирование профессионального мышления, методов развития технического творчества.
Требования к знаниям, уменям и навыкам студентов в области предмета
В контексте процесса овладения предметом «Общая педагогика» бакалавр должен иметь представление о:
- предмете, объекте и методах педагогики, ее роли и основных направлениях в системе наук;
- роли образования и воспитания личности, общения и поведения человека;
- основных категориях и концепциях педагогической науки;
-отношениях между наследственностью и социальной средой в образовании и воспитании, роль и значение национальных и культурно-исторических факторов;
- основные принципах, формах, средствах и методах педагогической деятельности;
Бакалавр должен знать объективные отношения образования, воспитания и личностного развития в образовательном процессе и социальной среде;
- основные понятия и терминология педагогической науки;
- психолого-педагогический анализ и методы проектирования;
- система знаний о просвещении (образование, воспитание, личность и культура), образовательные процессы и их значение;
- современные образовательные технологии;
- способы организации чтения и обучения;
- осваивать формы и методы контроля образования и обучения;
Бакалавр должен владеть:
- методами и формами психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности взаимного участия и сотрудничества;
- методами проведения различных учебных занятий и образовательных мероприятий с учетом педагогических принципов;
Бакалавр должен уметь:
- выявлять и решать педагогические задачи,
- использовать приобретенные базовые навыки в обучении и воспитании;
- проводить индивидуальную образовательную работу;
- применять полученные знания к социальным исследованиям в сообществе и анализировать их практические потребности.
Роль предмета в производственной сфере
«Общая педагогика» является интеграционным учебным предметом в разделе «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» программы бакалавриата и участвует в методологических подходах в области науки и техники в области науки и техники для решения проблем человека и общества.
Эта образовательная дисциплина формирует навыки творческого использования лучших практик в области преподавания, обучения и независимого обучения, методологически корректирующих отношения обслуживания, которые необходимы баклаврам для будущей работы и ее оптимальной организации.
Кроме того, руководители предприятий, организаций и учреждений не могут успешно решать организационные вопросы, не принимая во внимание психологическую среду в обществе, поведение своих сотрудников и их педагогическое влияние. Приобретение теоретических и практических вопросов педагогики не только повышает авторитет лидера, но и помогает эффективно решать практические задачи. Таким образом, изучение предмета «Общая педагогика» не только готовит будущих бакалавров для профессиональной деятельности, но и обеспечивает их эффективную самореализацию в семье, рабочем коллективе и обществе.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тематика лекционных занятий
Введение. Предмет и задачи педагогики.
Объект и предмет педагогики. Задачи и функции педагогики. Приоритет педагогики как науки изучающей овладение материально – духовными основами построения правового, демократического, независимого государства, свободного гражданского общества. Изменения в социальных науках и их влияние на педагогический и воспитательный процесс.
Структура педагогических наук. Основные понятия и категории педагогики. Связь педагогики с другими науками. Научно-практические основы развития педагогической науки.
Методы педагогических исследований.
Педагогический процесс и специализация. Содержание и сущность понятия «педагогический процесс». Духовно-человеческие качества и их формирование. Внутренний мир человека, внешняя деятельность.
Педагогические научно-исследовательские методы: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей. Развитие методов исследования как условие совершенствования педагогической теории. Педагогические возможности воспитания идеи национальной независимости, национальной идеологии.
Общие закономерности развития. Возрастные и индивидуальные особенности развития.
Роль наследственности, биологической среды и воспитательных факторов на формирование человека, условия развития личности ребёнка. Влияние генетических, физиологических, психологических факторов на развитие ребёнка. Социализация личности и влияние среды на развитие ребёнка.
Использование генетических, физиологических и психологических основ в воспитании личности. Психологическое своеобразие и физиологические особенности грудного (до одного года), младенчества (1-3 года), дошкольного (3-6 года), начальной школы (6-11года), подросткового (11-14 года), раннего юношества (14-17 года) и юношеского (17-25) периодов и его учёт, особенности организации образования и обучения. Использование практических особенностей нравственных и поведенческого воспитания.
Сущность и место наследственно биологических, физиологических психологических основ формировании личности в воспитании, результаты исследования, обучаются в студенческих группах в форме спора.
Цели и задачи воспитания.
Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание». Сущность и содержание процесса воспитания. Системы и структуры воспитательного процесса. Общие закономерности процесса воспитания. Характеристика закономерностей воспитания. Характеристика принципов воспитания.
Мораль как регулятор поведения личности. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности.
Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания.
Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма. Убеждение как важнейший метод воспитания. Метод положительного примера. Метод упражнений (приучения). Методы одобрения и осуждения.
Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания.
Педагогический процесс.
Педагогический процесс как система. Целостность педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.
Реализация педагогического процесса на основе духовных чувств и переживаний. Духовные качества, составляющие основу национальной идеи и национальную идеологию: знание, разум, человечность, мудрость, скромность, просвещенность. Духовно-нравственные кризисы. Общее и личная цель и смысл, проявление действительного гуманизма в деятельности и труде. Психологические факторы и человеческие качества.
Поведение. Дисциплина и нравственность. Мораль. Культура. Культура общения, личная гигиена. Культура овладения знаниями. Особенности и своеобразие развития культуры Востока. Духовность. Свобода и ответственность.
Труд - необходимое условие жизни человека. Труд как генетическая и физиологическая потребность человека формирование творческой деятельности детей с первого года. Необходимость нахождения интереса, возможностей, способностей детей к деятельности. Необходимость обучения с раннего возраста отношения к деятельности.)
Педагогические инновации. Сущность и направленность нововведений. Инновационная педагогика. Инновационные учебные заведения. Оптимизация педагогической системы.
Учитель современной школы. Требования к учителю.
Функции учителя. Требования к учителю. Профессиональный потенциал педагога. Мастерство учителя. Педагогическая квалиметрия. Аттестация учителей.
Смысл и сущность нового мышления, выдвинутая И.А.Каримовым. Творчество, творческое мышление (анализ синтез), сравнение, абстрагирование, обобщение. Профессиональное мышление. Рассуждение – осознанная деятельность. Мудрость, правдивость гармония духовности мысли, осознание человеком самого себя, сущность человека. Проявление разумности в нравственной, духовной деятельности, отношениях. Развитие ума и его защита. Динамическое развитие умственного воспитания.
Процесс обучения. Цели обучения. Содержание учебного процесса. Сущность процесса обучения. Дидактические системы и модели обучения. Цели обучения. Содержание учебного процесса. Дидактика – раздел педагогики, изучающий основы теории и практики обучения. Идеи и заслуги Бируни, Фароби, ибн Сины, Я.А.Коменского, Гербарта, С.Я.Бабанского в разработке принципов дидактики. Новый подход к обучению в национальной программе подготовки кадров. Идеи И.А.Каримова о превращении образования в движущую силу социально – экономического развития. Взаимосвязь процесса обучения и образования с национальной идеей и национальной идеологией. Реализация этого процесса на основе субъективных чувств учащейся молодёжи. Структура процесса обучения. Понятие, генезис учебных материалов. Субъективная деятельность учителя и студента, деятельность по осознанию процесса. Практическая и теоретическая деятельность. Неразрывность репродуктивного, творческого, продуктивного, конструктивной деятельности. Структура проблемного, эвристического и исследовательского обучения, процессы их зарождения - изменение процесса обучения в зависимости от возраста. Система университетского процесса обучения. Образование и специальность. Особенности процесса образования по отношению к учебным предметам. Научные основы построения учебных предметов. Государственные образовательные стандарты и его сущность.
Факторы обучения. Дидактические причины и факторы. Мотивация учения.
Дидактические причины и факторы. Факторный анализ в дидактике. Комплексное влияние факторов. Мотивы – движущие силы познания. Изучение и информирование мотивов. Стимулирование учения.
Закономерности и принципы обучения.
История проблемы. Классификация закономерностей обучения. Принципы обучения как категории дидактики. Характеристика принципов обучения. Законы и закономерности обучения: а) научность и мировоззренческая направленность обучения; б) проблемность обучения; в) наглядность обучения; г) активность и сознательность учащихся в процессе обучения; д) доступность обучения; е) систематичность и последовательность обучения; ж) прочность обучения и его цикличность; з) единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Методы и средства обучения.
История проблемы. Классификация методов и средств обучения. Метод обучения как категории дидактики. Характеристика методов обучения. Классификация методов обучения: а) традиционные (школьные) методы обучения; б) проблемные методы обучения; в) наглядные методы обучения; г) активные и интерактивные методы обучения; д) когнитивные методы обучения.
Организационные формы обучения. Содержание обучения ГСД. Учебный план, программа и учебник.
Урок как основная организационная форма обучения. Связь организационных форм обучения и воспитания с целью, задачами воспитания, состава и количества учащихся, характером учебных предметов, идей и особенностей, средство обучения. Мысли Фараби, Бируни, Яна Амоса Коменского о классно-урочной системе. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами. Краткие сведения о развитии организационных форм учебной работы в школе. Важнейшие формы организации учебной работы в школе.
Классификация уроков. Нестандартные, инновационные формы урочных занятий. Смешанные, или комбинированные, уроки. Уроки изложения нового материала учителем. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала. Уроки-семинары. Уроки-конференции. Поиски инновационных форм урочных занятий.Уроки проверки и оценки знаний. Индивидуальная работа с учащимися на уроках. Развитие и воспитание учащихся на уроках. Учебные экскурсии. Факультативные занятия. Формы внеклассной учебной работы.
3.ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
№ | СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ | Объем (в часах) |
-
| Введение. Предмет и задачи педагогики | 2 |
-
| Методы педагогических исследований. | 2 |
-
| Общие закономерности развития. Возрастные и индивидуальные особенности развития | 2 |
-
| Цели и задачи воспитания. Понятие о методах и средствах воспитания. | 2 |
-
| Педагогический процесс. Педагогические инновации. | 2 |
-
| Учитель современной школы. Требования к учителю | 2 |
-
| Процесс обучения. Цели обучения. Содержание учебного процесса | 2 |
-
| Факторы обучения. Дидактические причины и факторы | 2 |
-
| Закономерности и принципы обучения. Методы и средства обучения. | 2 |
-
| Организационные формы обучения. Классификация уроков. | 2 |
| Всего: | 20 |
Лекционные занятия проводятся в академических группах студентов в мультимедийной аудитории.
рекомендации и указания
по проведению семинарских занятий
Семинарские занятия по педагогике проводятся в соответствии общепринятыми нормативными документами, т.е. содержание тематики практических занятий исходят из содержания лекционных занятий. На семинарских занятиях студенты-бакалавры должны с применением различных педагогических технологий раскрыть суть изученного материала, четко и ясно излагать свои мысли по заданной теме, иметь ясное представление об основных категориальных понятиях науки, подготовить различные раздаточные материалы, периодически знакомиться с новинками по данному курсу, тем самым расширяя свои знания, умения и навыки по общей педагогике.
4.СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ | СОДЕРЖАНИЕ семинарских ЗАНЯТИЙ | часы |
| Основные понятия и категории педагогики. | 2 |
| Педагогический эксперимент. | 2 |
| Социализация личности и влияние среды на развитие ребёнка. | 2 |
| Этапы педагогического процесса. | 2 |
| Инновационная педагогика и инновационные учебные заведения. | 4 |
| Педагогическая квалиметрия. | 2 |
| Аттестация учителей | 2 |
| Дидактические системы и модели обучения. | 4 |
| Структура процесса обучения. | 2 |
| Структура проблемного, эвристического и исследовательского обучения, процессы их зарождения | 4 |
| Формы внеклассной учебной работы. | 4 |
| Нестандартные, инновационные формы урочных занятий | 4 |
Всего | 34 |
Семинарские занятия в академических группах студентов проводятся в мультимедийной аудитории с использованием активных и интерактивных методов, с использованием технологии нажатия клавиш, содержание ключей определяется учителем. Материалы и информация презентуются с использованием мультимедийных устройств.
5. САМООБРАЗОВАНИЕ
Для закрепления теоретического материала, пройденного по предмету “Общая педагогика” в ходе аудиторной работы, а также с целью выработки практических навыков и умений студенты занимаются самообразованием. Они готовят сообщения, рефераты и презентации, пользуясь дополнительной литературой и ресурсами сети Интернет.
Темы, рекомендуемые для самообразования:
№ | Темы для самообразования | Часы |
| Педагогические возможности воспитания идеи национальной независимости, национальной идеологии. | |
| Духовные качества, составляющие основу национальной идеи и национальную идеологию:знание, разум, человечность, мудрость, скромность, просвещенность. | 2 |
| Идеи и заслуги Бируни, Фараби, ибн Сины, Я.А.Коменского, Гербарта, С.Я.Бабанского в разработке принципов дидактики. | 2 |
| Мысли Фараби, Бируни, Яна Амоса Коменского о классно-урочной системе. | |
| Педагогические взгляды в «Авесте» (VII в. до н.э). | |
| Педагогика древнекитайской школы ДАОС (III в. до н.э). | |
| Щедрость, духовная чистота, душа человека – основные понятия в педагогике Древней Индии и Центральной Азии. (II в до н.э). | |
| Воспитание совершенного человека в Коране и Библии. | |
| Воспитательно-просветительская сущность хадисов. | |
| Учение тасаввуфа (суфизма), человеколюбие в воспитании. Научно – воспитательная сущность и основы учений Гиждувани, Накшбанди, Бухарий, Термизий. | |
| Педагогика Древней Греции, педагогика мудрости (Демокрит, Платон, Аристотель). | |
| Педагогические идеи Фараби, Бируни, Ибн Сины. | |
| Всего | 24 |
По темам, предлолженным для самообразования, студенты готовят рефераты и организуют их презентацию.
6.ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Азизходжаева Н. Педагогическое мастерство и педагогическая технология. - Т., 2005.
2. Атаева Н., Расулова Ф., Хасанов С. Умумий педагогика. 1-китоб. –Тошкент: Фан ва технология, 2011.
3. Атаева Н., Салаева М., Хасанов С. Умумий педагогика. 2-китоб. –Тошкент: Фан ва технология, 2013.
4. Подласый И.П. Педагогика.Новый курс.Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2004.
5. Пидкатистый И.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М., 2002.
6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000.
7. Сайидахмедов Н. Педагогическое мастерство и педагогическая технология. Т., 2003.
8. Столяренко А.М. Психология и педагогика – М., 2001.
9. Селиванов В.А. Основы общей педагогики. Учебное пособие. - М., 2004.
10. Сластенин В.А. Общая педагогика. – М.: 2003
Дополнительная:
1.Мирзиёев Ш.М. Эркин ва фаравон, демократик Ўзбекистон давлатини биргаликда барпо этамиз. Ўзбекистон Республикаси Президенти лавозимига киришиш тантанали маросимига бағишланган олий Мажлис палаталарининг қўшма мажлисидаги нутқи // Тошкент: “Ўзбекистон”, 2016. – 56 б.
2.Мирзиёев Ш.М. Танқидий таҳлил, қатъий тартиб-интизом ва шахсий жавобгарлик –ҳар бир раҳбар фаолиятининг кундалик қоидаси бўлиши керак. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2016 йил якунлари 2017 йил истиқболларига бағишланган мажлисидаги Ўзбекистон Республикаси Президентининг нутқи // Халқ сўзи газетаси 2017 йил 16 январь, №11
3.Конституция Республики Узбекистан. –Ташкент: “Узбекистан”, 2011.
4.Закон Республики Узбекистан “Об образовании” // “Гармонично развитое поколение -залог прогресса Республики Узбекистан” -Т.: “Шарк”, 1998.
5.Выготский. Педагогическая психология. Курс лекций. - М., 1996.
6.Григорович Я. Педагогика и психология. Учебное пособие. - М., 2005.
7.Журавлёв Педагогика в системе наук о человека. Учебное пособие. - М., 1990.
8.Ушинский К. Человек как предмет воспитания. Учебное пособие. – М., 1996.
9.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 2000
10.Прихожан А.Н., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М, 1990.
11.Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2004.
12.Курбонов Ш. и др. Мечта о совершенном поколении. – Т.: 1999.
13.Курбанов, Сейтхалилов Э. Национальная программа по подготовке кадров: влияние на развитие общества. Т., 1999
14.Григорович Я. Педагогика и психология. – М.: 2005
15.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраста. - М., 2001
16.Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 1999.
17.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2003.
18.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1998.
Интернет ресурсы:
http://www.ziyonet.uz
http://antropology.ru
http://kant.narod.ru
http://academic.ru
http://encikl.by.ru
http://www.manwb.ru
7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТУ:
Методы оценки | Экспресс тестирование, письменные работы, устный опрос, презентации. |
Критерии оценки | 86- 100 баллов "отлично" - полностью овладеть теоретическими и методологическими концепциями науки; - творческое мышление в педагогическом анализе показателей науки; - независимое изучение изучаемых процессов; - точно отражать результаты анализа трудовых отношений; - выявлять и оценивать факторы, влияющие на процесс обучения; - точную и объективную оценку ситуации на основе результатов анализа; - иметь представление об изучаемой ситуации и процессе обучения; - анализ обрабатываемых процессов через аналитические таблицы и принятие соответствующих решений. 71-85 баллов "хорошо" - независимое изучение изучаемых процессов; - точно отражать результаты анализа; - иметь представление об изучаемой ситуации и процессе обучения; - выявлять и оценивать факторы, влияющие на процесс обучения; - анализировать процессы, обрабатываемые таблицами, и принимать соответствующие решения. 55-70 баллов "удовлетворительно" - выявлять и оценивать факторы, влияющие на процесс обучения; - иметь представление об изучаемой ситуации и процессе обучения; - анализ обрабатываемых процессов через аналитические таблицы. 0-54 балла "неудовлетворительно" - незнание теоретических и методологических основ данного предмета; - непонимание педагогических ситуаций и процессов; - способность применять педагогические методы к изучаемым процессам. |
| Виды рейтинговой оценки | Макс. балл | Время проведения |
Текущий контроль | 40 | |
Выставляется за активность на занятих и обязательное ведение конспектов. | 7 | В течение семестра |
Выставляется за своевременное и качественное выполнение самостоятельных работ. | 10 |
Выставляется за активность на семинарских занятиях, выполнение заданий и правильные ответы на вопросы. | 23 |
| Промежуточный контроль | 30 | |
| Промежуточная контрольная работа (принимается лектором) | 30 | 15 неделя |
| Итоговый контроль | 30 | 20 неделя |
| Письменная работа (принимается лектором и его ассистентом) | 30 |
| Итого: | 100 | |