Управление образования Администрации г.о. Троицк в г. Москве
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО ______ Бадрудинов А.С. Протокол №____ от«___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______ Мацегора С.В. «___» ________20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 2 _________ Зюзикова Ю.М. Приказ № ______ от«___» _________ 20__г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
9а класс
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час
Составитель: Новиков Александр Ибрагимович
высшая квалификационная категория
г. Троицк
2016-2017 учебный год
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897; с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577
Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»;
Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности»;
Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне»;
Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения»»
Образовательная программа МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора от « 30 » « августа » 2016 г.)
Учебный план МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» (утвержден приказом директора от « 30 » « августа » 2016 г.)
Примерная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы: В.Н. Латчук, В.В. Марков, 2009 г., Дрофа.
Учебно-методический комплекс
1. Программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс»
2. Учебник по предмету ОБЖ для 9 класса. Авторы: В.Н. Латчук, В.В. Марков 2010 г
Дрофа.
3. Пособия для учителя:
- Методическое пособие. В.Н. Латчук, В.В.Марков;
- Рабочая тетрадь для учителя. В.Н. Латчук, В.В. Марков;
4. Пособия для учащихся:
- Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 класс
В.М. Евлахов
- Мишин Б.И.. Личная безопасность школьника. Памятка. М., НЦ ЭНАС, 2002 г.
- Никитина Т.И., Крюкова М.А.Экстренная психологическая помощь. М., НЦ
ЭНАС, 2003 г.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе основной школы определена следующими разделами:
- организация РСЧС;
- основы медицинских знаний и охрана здоровья детей;
- основы здорового образа жизни.
Раздел 1. Организация РСЧС
Структура, ее цели и задачи, режимы функционирования, силы и средства РСЧС. Международное гуманитарное право, защита жертв вооруженных конфликтов. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей
Безопасное поведение на улице, дома, в школе, во время занятий физкультурой. Первая медицинская помощь при травмах. Асептика и антисептика. Травмы головы, позвоночника, спины. Экстренная реанимационная помощь: непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких, выполнение реанимационного комплекса.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Здоровье человека, современные методы оздоровления. Факторы , влияющие на здоровье человека, Личная гигиена. Физиологические и психологические особенности организма подростка. Вредные привычки и их влияние на организм.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
- доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда или мопеда;
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
- соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Ученик получит возможность научиться:
- выработать потребность в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечивать личную безопасность в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- безопасно пользоваться различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
- подготовиться и участвовать в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
- проявлять бдительность и безопасно вести себя при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях
В соответствии с ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении ОБЖ в основной школе, являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении ОБЖ в основной школе, являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения ЧС; обобщать и сравнивать последствия опасных и ЧС; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в ЧС;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС.
Основными предметными результатами, формируемыми при изучении ОБЖ в основной школе, являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и ЧС; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях ЧС; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умение предвидеть возникновение ЧС по характерным признакам их появления, а также на основе специальной информации, поступающей из различных источников;
- умения применять полученные знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умение анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере;
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
- знания устройства и принципа действия бытовых приборов и других технических средств, локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физкультурой и спортом.
Тематическое планирование для 9 класса
№ урока | Тема | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Цели и задачи РСЧС. Структура РСЧС | 1 | |
2 | Режимы функционирования РСЧС. Силы и средства РСЧС | 1 | опрос |
3 | Контрольная работа | 1 | Письменная работа |
4 | Определение международного гуманитарного права и сфера его применения | 1 | |
5 | Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Защита военнопленных | 1 | опрос |
6 | Медицинский и духовный персонал | 1 | опрос |
7 | Гражданское население | 1 | опрос |
8 | Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права | 1 | опрос |
9 | Контрольная работа | 1 | Письменная работа |
10 | Защита от мошенников | 1 | |
11 | О безопасности девушек | 1 | опрос |
12 | Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях | 1 | опрос |
13 | Контрольная работа | 1 | Письменная работа |
14 | Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения | 1 | |
15 | Безопасное поведение дома | 1 | опрос |
16 | Безопасное поведение в школе и при занятиях физкультурой | 1 | опрос |
17 | Безопасное поведение на улице | 1 | опрос |
18 | Контрольная работа | 1 | Письменная работа |
19 | Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика | 1 | |
20 | Травмы головы , позвоночника и спины | 1 | опрос |
21 | Признаки жизни и смерти. Прекардиальный удар в область грудины. Непрямой массаж сердца | 1 | опрос |
22 | Искусственная вентиляция легких | 1 | опрос |
23 | Остановка сердца и прекращение дыхания. Выполнение реанимационного комплекса | 1 | опрос |
24 | Контрольная работа | 1 | Письменная работа |
25 | Здоровье человека. ЗОЖ – путь к достижению высокого уровня здоровья | 1 | |
26 | Современные методы оздоровления. Факторы риска во внешней среде и их влияние на здоровье. | 1 | опрос |
27 | Личная гигиена: гигиена кожи, питания, воды, одежды , жилища, индивидуального строительства | 1 | опрос |
25 | Контрольная работа | 1 | Письменная работа |
26 | Физиологическое и психологическое развитие подростков | 1 | |
27 | Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях | 1 | опрос |
28 | Управление чувствами и эмоциями | 1 | опрос |
29 | Суицид и подросток | 1 | опрос |
30 | Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции | 1 | опрос |
31 | Контрольная работа | 1 | Письменная работа |
32 | Употребление табака и его влияние на организм | 1 | |
33 | Алкоголь и его влияние на организм | 1 | опрос |
34 | Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья | 1 | |
35 | Резерв | 1 | |