СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по природоведению 5 кл для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по природоведению для детей с ОВЗ 5 кл

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению 5 кл для детей с ОВЗ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2010 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.П. СУДАКОВА»


109559, г.Москва, ул. Белореченская, д. 8

Телефоны: (495) 359-17-46, (495) 359-01-01 Факс (495) 359-17-45

E-mail: 2010@edu.mos.ru Сайт: sch2010uv.mskobr.ru

ОКПО 18125475, ОГРН 1137746780346, ИНН/КПП 7723881890/772301001







СОГЛАСОВАНО

на Управляющем совете

ГБОУ Школа № 2010

Протокол № 21 от 29.08.2018


_________________ А.Н. Алферов







УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ Школа № 2010

________________ Т.Е. Бронзес


СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете

ГБОУ Школа № 2010

Протокол № 6 от 29.08.2018


_________________ Т.Е. Бронзес


Рабочая программа учебного курса

«Природоведение»

5 класс

на 2018-2019 учебный год





Составили:

Методическое объединение

учителей среднего образования СП-4












Москва 2018г.

Содержание

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 3

  2. Содержание учебного предмета стр. 5

  3. Тематическое планирование стр. 8















































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

    1. Личностные результаты:

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное  развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

- Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

- Развитие способности использовать знания по природоведению  и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных  и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

- Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

    1. Предметные результаты:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Важнейшие метапредметные результаты обучения природоведения

Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности.  В этом направлении приоритетными для  учебного предмета «Природоведение» являются умения:

  • пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

  • пересказывать  материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

  • соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

  • понимать и устанавливать  несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Цели обучения

  •  освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  •  воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачами курса являются: формирование элементарных знаний о Земле в целом и об оболочках Земли (их частях), понимания неоднородности географической оболочки как уникальной оболочки Земли на планетарном и региональном уровнях; формирование основных предметных понятий и представлений, а именно:

 сформировать представление у учащихся о структуре, динамике, размещении и развитии геосфер; показать особенности их взаимодействия на планетарном, региональном и локальном уровнях.

 сформировать первоначальные представления о размещении географических объектов как природных (материков и океанов, гор, равнин, рек и морей и т.д.), так и социально- экономических (стран, городов и т.д.).

 сформировать практические умения работать с глобусом, картой, планом местности, со специальными приборами и инструментами для получения необходимой географической информации, а также для наблюдений, ориентирования на местности, полевых исследований и первоначальной систематизации полученных результатов

 развить правильное отношение к окружающей среде – природной, городской.

 развить понимание воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека, разнообразия и своеобразия духовных традиций; формирование личностного отношения к своему населенному пункту, как части России, чувство уважения и любви к своей малой Родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.













  1. Содержание учебного предмета

    1. 5 класс

1.Окружающий нас мир

Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город).  Домашний адрес. Адрес школы.

 Природа нашей местности вокруг нас (пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк, водоемы, воздух, которым мы дышим).

2.Сезонные изменения в природе

Погода (температура воздуха).

Погода (осадки ветер).

Погода. Прогноз погоды. Погода и мы.

Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы.

Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.

Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелётные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.

Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.

Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.

 3.Наша страна.

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население.

Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы).

Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи,

такси).

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).

4.Природа нашей Родины. Неживая природа.

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы.

Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны.

Свойства воды. Значение воды для жизни человека.

Вода и пар, снег и лед.

Воздух. Воздух вокруг пас. Значение воздуха.

Ветер — движение воздуха.

24.Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, хранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

5.Живая природа.

Растения леса. Деревья, кустарники. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, лила, осина, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника.

Травы и грибы. Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен. Грибы леса: съедобные и несъедобные.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). 30.Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.).

Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.).

Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника.

Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы). 

Растения сада(экскурсия).

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду.

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). 37.Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Растения луга травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др.

.Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).

Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

Растения и животные водоемов.

Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.).

Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

6.Охрана здоровья человека.

Человек - часть природы. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова.

Человек - часть природы. Органы чувств.

Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности).

Значение правильной осанки для здоровья человека, правильного питания и дыхания. Человек - часть природы. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя.

Наркозависимость. Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.

7.Охрана природы и экология.

Охрана природы.

Чистота воздуха, почвы, водоемов.

Экскурсия в природу.

Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира.

Растения и животные, занесенные в «Красную книгу».

Человек и разрушения в природе.

Экологические катастрофы.

8.Труд на пришкольном участке.

Посев   и   посадка  растений.  Весенняя обработка почвы.

Уход  за  растениями:   полив, прополка.

Практическая работа «Выращивание комнатных растений»

Экскурсия в природу.

Природа и наше будущее. Повторение курса.

Повторение пройденного материала.

Закрепление знаний на практике:

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.

Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; ведение дневников (о наблюдениях).
































  1. Тематическое планирование

    1. 5 класс

№ п/п

Тема урока

Часы


Окружающий нас мир

1

1.

Дом. Наша школа. Улица. Природа нашей местности.

1


Сезонные изменения в природе.

5

2.

Погода.

1

3.

Осень.

1

4.

Зима.

1

5.

Весна.

1

6.

Лето.

1


Наша страна

3

7.

Российская Федерация. Москва.

1

8.

Транспорт в Москве.

1

9.

Города нашей Родины.

1


Природа нашей Родины. Неживая природа.

4

10.

Разнообразие поверхности. Почвы.

1

11.

Вода. Свойства воды. Значение воды для человека.

1

12.

Воздух. Ветер. Температура. Термометр.

1

13.

Полезные ископаемые.

1


Живая природа

10

14.

Растения леса. Травы и грибы.

1

15.

Животные леса. Насекомые.

1

16.

Растения сада. Плодовые деревья. Кустарники.

1

17.

Декоративные растения.

1

18.

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные.

1

19.

Растения огорода. Друзья огородных растений.

1

20.

Растения поля. Вредители полей.

1

21.

Растения и животные луга.

1

22.

Растения и животные болота.

1

23.

Растения и животные водоемов.

1


Охрана здоровья человека.

3

24.

Человек – часть природы. Строение тела. Органы чувств.

1

25.

Внутренние органы

1

26.

Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.

1


Охрана природы и экология.

4

27.

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов.

1

28.

Экскурсия в природу.

1

29.

Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира.

1

30.

«Красная книга». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

1


Труд на пришкольном участке

4

31.

Посев и посадка растений. Уход за растениями.

1

32.

Практическая работа «Выращивание комнатных растений».

1

33.

Экскурсия в природу.

1

34.

Природа и наше будущее. Повторение курса.

1


Всего уроков за год:

34