Рабочая программа по предмету «Природоведение»
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федеральной адаптированной программы общего образования обучающегося с ОВЗ (ФАОП НОО), адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра (АООП НОО вариант 8.3) и отражает вариант конкретизации требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемых в части образования обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Авторской программы Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной «природоведение» 5-6 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ,М.: Просвещение, 2021 г.
Место в учебном плане
Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В 5 классе на изучение материала отводится 34 учебных часа (1 час в неделю).
Цель рабочей программы
Цель рабочей программы: развитие, обучение и воспитание умственно отсталых школьников через знакомство с природой, формирование первоначальных представлений о природе; освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни. (стр 4, стр 121. Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина Природоведение М.: «Просвещение» 2021)
Планируемые результаты
5 класс
Неживая природа
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
- Представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- Отнесение изученных объектов к определенным группам (Нефть — горючее полезное ископаемое);
- Называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (Полезные ископаемые)
- Соблюдение правил здорового образа жизни и понимания их значения для человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе;
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней целостного отношения, понимание оценки педагога;
Достаточный уровень:
- узнавание и называние изучаемых объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
- представление о взаимосвязях между изучаемыми объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов с учетом различных оснований для классификации (золото- полезное ископаемое, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы).
- называние сходных по определенным признакам объектов
- выделение существенных признаков групп объектов
- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил ЗОЖ.
- участие в беседе; обсуждение изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте
- выполнение задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы.
Личностные результаты
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование умения обращаться за помощью к учителю.
- формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях, на прогулке, в парке, в столовой.
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
- формирование знаний о правилах поведения в быту и природе.
- формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.).
Содержание программы «Природоведение» 5 класс
5 класс
Введение
Что такое природоведение? Знакомство с учебником. Зачем надо изучать природу.
Живая и неживая природа.
Вселенная
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования.
Смена дня и ночи. Времена года.
Наш дом-Земля
Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.
Воздух
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование свойств воздуха в быту.
Движения воздуха. Теплый воздух легче холодного. Ветер. Работа ветра в природе. Направления ветра. Ураганы, способы защиты.
Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха. Свойства газов, входящих в состав воздуха.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в строительстве (гранит, известняк, песок, глина)
Горючие полезные ископаемые (торф, каменный уголь, нефть) внешний вид способы их добычи, переработка.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Свойства черных и цветных металлов, способы получения. Способы добычи руды. Охрана недр.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды как жидкости: непостоянство формы. Способность растворять некоторые вещества. Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Температура плавления льда и кипения воды. Расширение при нагревании, сжатие при охлаждении. Расширение при замерзании. Работа воды в природе. Осадки, воды суши.
Значение воды в природе. Вода в природе.
Охрана воды.
Поверхность суши. Почва
Равнины, холмы, овраги. Горы.
Почва — верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая часть почвы. Разнообразие почв.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйств.
Эрозия почв. Охрана почв.
Есть на Земле страна Россия.
Россия — Родина моя. Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей, Обь, Лена.
Москва — столица России
Санкт-Петербург.
Крупные города и их достопримечательности.
Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.
Наш город — Барнаул. Достопримечательности Алтайского края.
Обобщение раздела «Неживая природа»