Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №27
Рабочая программа
по проектированию «Декоративно-прикладное искусство. Ремесла Сибири»
2 класс
2016/2017 учебный год
10 часов (1 час в неделю)
Рабочая программа разработана в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами
начального общего образования.
Учитель: Собенникова О.М.
Стаж: 2 года
Категория: нет
г. Улан – Удэ
2016 г.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ. МОДУЛЬ «ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, РЕМЕСЛА СИБИРИ»
Пояснительная записка
Программа по проектированию, модуль «Декоративно-прикладное искусство. Ремесла Сибири.» для 2 классасоставлена на основании:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
Приказа МОН РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.15г. № 1/15)
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказа МОН РБ «О внедрении ФГОС НОО в РБ» № 143 от 17.02.2010г.;
ООП МАОУ лицея № 27 г. Улан-Удэ.
Учебного плана МАОУ лицея № 27 г. Улан-Удэ.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе учебно-исследовательской деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
II.Характеристика модуля «Декоративно-прикладное искусство. Ремесла Сибири».
Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры современного человека, активно влияет на формирование его художественных вкусов. Всеобщим признанием в нашей стране и даже за рубежом пользуется творчество народных мастеров. Высоким эстетическим достоинством отличаются лаковая миниатюра, роспись по дереву, финифть, кружева, вышивка, резьба по дереву, кости и камню, керамика, чеканка по металлу, ковроткачество и другие виды народного художественного искусства прославленных ремесленных центров, сохраняющих исторически сложившиеся творческие принципы и трудовые навыки. Сохранение и развитие народных промысловых традиций декоративно-прикладного искусства имеет огромное значение для формирования национальной художественной культуры в нашем многонациональном государстве.
Рукотворные изделия народных мастеров отличались и отличаются национальной характерностью и неповторимым художественным достоинством. Как любое истинное искусство, оно воспитывает в людях отзывчивость к прекрасному и доброму. Более того, декоративно-прикладное искусство, находясь в непосредственном и постоянном контакте с человеком, благотворно действует на его духовное развитие и нравственное совершенствование. Поэтому приобщение человека к миру художественной культуры, начинается с самого раннего возраста, способствует повышению не только его общей эстетической культуры и воспитанию его художественного вкуса, но и сохранению различных промысловых традиций декоративно-прикладного искусства. В системе естественнонаучного образования естествознание занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в воспитании экологической культуры людей.
Естествознание вносит существенный вклад в научное миропонимание, воспитание и развитие учащихся, призвано вооружить учащихся основами научных знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования естественнонаучных знаний, формирования основ здорового образа жизни и грамотного поведения в быту, в природе.
Данная программа модуля учитывает возрастные особенности, развивает внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, логическое и критическое мышление, умение грамотно и адекватно выражать свои мысли, описывать явления, выдвигать гипотезы, объяснять явления окружающего мира.
При работе с учащимися по этой программе предполагается использование современных педагогических технологий, адекватных возрасту учащихся и направленных на развитие общеучебных и информационно-коммуникативных умений, творческого потенциала школьников и способности адаптироваться в современном им социуме.
Цель программы: способствовать формированию основ эстетической культуры в процессе приобщения младшего школьника к декоративно-прикладному искусству .
Задачи программы:
1. Образовательные:
- получить знания по истории возникновения и развития искусства художественной росписи по дереву,
- научить техническим приемам, изучить особенности орнамента, цветового сочетания, композиционного построения различных видов росписи,
- работать, изучая наследие старых и современных мастеров росписи по дереву,
- применять полученные знания, умения и навыки на практике.
2. Развивающие:
- развить эстетический вкус, чувство прекрасного,
- развить творческий подход к работе.
3. Воспитательные:
- формировать нравственно-эстетическую отзывчивость при совместной деятельности,
- установление доброжелательных межличностных отношений, взаимопомощи среди обучающихся,
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, бережливость.
III.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание программы направлены на достижение следующих результатов:
Личностные— формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные — формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, названиями, схемами, картами и др.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре, карте и др.)
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные понятия и объекты.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение проблемных вопросов с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Предметные результаты:
- владеть навыками безопасности при работе с инструментами и материалами;
- ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области и использовать их при выполнении творческих заданий;
- использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельной творческой работы;
- выполнять задания по инструкции педагога.
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
IV.Содержание изучаемого модуля.
1. Водный урок
Знакомство с понятием проект. Этапами его выполнения.Общее знакомство с программой, правилами организации рабочего места, материалами и инструментами, охраной труда.
2. История возникновения мезенской росписи. Дать необходимые знания о мезенской росписи.
Беседа о мезенской росписи, укладе жизни поморской семьи. Технология выполнения простейших элементов росписи.
3. Элементы росписи, обработка приемов росписи.
Дать необходимые знания и практические умения способов изображения основных элементов мезенской росписи.
Технология выполнения основных элементов.Правильная постановка руки, технология выполнения элементов росписи (конь, олень, птицы, деревья).
4. Семантика орнамента.
Дать необходимые знания и практические умения способов изображения характерных особенностей орнамента в мезенской росписи.
Значения элементов росписи. Технология выполнения элементов росписи (знаки неба, земли, дождя, солярные знаки).
5. Изучение изделий старины.
Познакомить с работами мастеров прошлого. Рассказать о назначении, строении, традициях, связанных с прялкой. Зарисовка орнамента с прялок.
6. Составление простой композиции.
Дать необходимые знания и практические умения по построению простой композиции в мезенской росписи. Правила построения простой композиции. Технология выполнения простого композиционного построения с использованием орнамента и элементов росписи.
7. Роспись простой композиции.
Отработка практических умений при росписи в цвете. Теория: технология росписи простой композиции.
Практика: отработка практических умений на основе простой композиции.
8. Сюжеты в мезенской росписи.
Дать необходимые знания и практические умения способов изображения сюжетов в мезенской росписи. Традиционные сюжеты в мезенской росписи. Технология выполнения
9. Проект. «Рамка для фотографии»
Дать необходимые знания и практические умения способов изображения сюжетов в мезенской росписи.Традиционные сюжеты в мезенской росписи.
9. Проект. «Рамка для фотографии»
Дать необходимые знания и практические умения по составлению композиции в мезенской росписи с использованием сюжетов. Алгоритм составления композиции с сюжетом.
10. Презентация проектов.
VII.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Кол-во часов | Дата проведения |
| Предметные | Метапредметные и личные результаты | | по плану | Факти чески |
1 | Вводный | Знать что такое проект, правила работы с инструментами. Уметь организовывать рабочее место. | Личностные - ориентироваться в мире ценностей; Метапредметные -участвовать в обсуждении и решении творческих проблем; - работать в различных группах (микро-макро); - уметь находить информацию | 1 | | |
2 | История возникновения мезенской росписи. | Знать географическое расположение места, где родилась эта роспись. Уметь выполнять простейшие элементы. | Личностные - ориентироваться в мире ценностей; -оценить достоинства и недостатки собственной работы; - выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей; Метапредметные -владеть разнообразными средствами творческой работы и применять их в творческой деятельности; -участвовать в обсуждении и решении творческих проблем; - работать в различных группах (микро-макро); - уметь находить информацию | 1 | | |
3 | Элементы росписи, обработка приемов росписи. | Знать способы изображения основных элементов мезенской росписи. уметь выполнения элементы росписи (конь, олень, птицы, деревья). | 1 | | |
4 | Семантика орнамента. | Знать обозначение узоров. Уметь выполнять элементы росписи (знаки неба, земли, дождя, солярные знаки). | 1 | | |
5 | Изучение изделий старины | Знать какие работы выполняли мастера; назначение , устройство прялок. Уметь рисовать орнамент | 1 | | |
6 | Составление простой композиции. | Знать принцип построения композиции. Уметь составлять композицию с использованием орнамента и элементов росписи. | 1 | | |
7 | Роспись простой композициию | Знать технологию росписи простой композиции. Уметь ее выполнять | 1 | | |
8 9 | Проект «Рамка для фотографии.» | Знать традиционные сюжеты Уметь составлять композиции | 1 | | |
10 | Презентация проектов | | 1 | | |
Стадии работы над проектом - это — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
.