СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 - 9 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 - 9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 - 9 классы.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Абаканская общеобразовательная школа – интернат»



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от _______ 20 __ года протокол № __

Председатель _______Табатадзе Т.А.

 

 

 

Рабочая программа

 

  

 По профессионально-трудовому обучению (швейное дело)

Класс: 5-9

Учитель: Ангелова Ирина Александровна



Программа разработана на основе типовой программы (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 классов», под редакцией В.В.Воронковой.- М.:Гуман. Изд. Центр «Владос», 2009 г., (2 часть).

 

 














Пояснительная записка

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению для 5-9 классов составлена на основе:

  • «Положения о рабочей программе», утвержденного приказом №151 от 29.12.2016г.;

  • базисного учебного плана (I вариант), утвержденного приказом №29/ 2065п от 10.04.2002г.);

  • типовой программы (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 классов». Программа под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуман. Изд. центр «Владос», 2014г., (2 часть).

Цель: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по швейному делу.

Рабочая программа направлена на достижение следующих задач:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда;

  • овладение трудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;

  • развитие творческих способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

  • коррекция познавательных интересов, технического мышления учащихся, мелкой моторики и двигательных процессов;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

В первые два-три года профессионально-трудового обучения первостепенное внимание уделяется правильности выполнения учащимися практических умений и технологических приемов. В последующем наращивается степень овладения трудовыми навыками и темп работы. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся выполняют изученные виды работ. Специализация профессионального обучения предусматривается программой только в 8-9 классах.

Рабочая программа по швейному делу для 5-9 классов разработана с учетом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Данный курс входит в число дисциплин, включенный в учебный план МБОУ «Усть – Абаканской ОШИ». Предмет «Профессионально-трудовое обучение» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Программа предусматривает срок обучения – 5 лет. Общее количество времени на 5 лет обучения составляет 1228 часов.

В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых, закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа.

В 6-8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине. Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине.

Материал 7-8 классов достаточно сложен: изучается технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся усваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.

Программа 9 класс предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах.

На изучение программного материала отводится следующее количество часов:

5 класс – 6 часов в неделю

6 класс – 6 часов в неделю

7 класс – 7 часов в неделю

8 класс – 7 часов в неделю

9 класс – 10 часов в неделю

Четверть

Всего недель

Уроков в неделю

Итого в четверть

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

I

9

6

6

7

7

10

54

54

65

65

90

II

7

6

6

7

7

10

42

42

49

49

70

III

10

6

6

7

7

10

60

60

70

70

100

IV

8

6

6

7

7

10

48

48

56

56

80

Год

34

24

24

28

28

40

204

204

240

240

340

Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание контрольных работ определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей.

Содержание программы учебного предмета

5 класс

Раздел I. Школьная швейная мастерская. (2 ч)

Первичный инструктаж по охране труда.

Правила поведения и работы в мастерской. Инструменты и приспособления для швейных работ. Организация рабочего места.

Раздел II. Волокна и ткани. (2ч)

Сведения о волокнах. Сведения о прядении. Сведения о ткани. Полотняное переплетение. Сведения о нитках. Хлопчатобумажные ткани.

Раздел III. Ручные работы. (30ч)

Подготовка к выполнению ручных швейных работ. Раскрой на ткани детали изделия. Обработка срезов ткани. Электрический утюг. Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые стежки. Косые стежки. Крестообразные стежки. Петлеобразные стежки. Петельные стежки. Отделочные стежки. Стежки «вперед иголку». Стебельчатые стежки. Тамбурные стежки. Ручной стачной шов. Ручной шов в подгибку с закрытым срезом.

Раздел IV. Ремонт одежды. (20ч)

Ремонт одежды и белья. Сведения о пуговицах. Пришивание пуговиц. Ремонт одежды по распоровшемуся шву. Ремонт одежды в месте разрыва ткани. Изготовление вешалки. Декоративная заплата-аппликация.

Раздел V. Вводное занятие. (2 ч)

Правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.

План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.

Раздел VI. Швейная машина. (16ч)

Сведения о швейных машинах. Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине. Устройство швейной машины. Винт-разъединитель. Машинная игла. Моталка. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней нитки. Заправка нижней нитки. Регулятор строчки. Машинная закрепка. Зигзагообразная строчка.

Раздел VII. Машинные работы. (14ч)

Стачной шов. Двойной шов. Накладной шов с закрытым срезом. Шов вподгибку с открытым срезом. Обтачной шов.

Раздел VIII. Пошив изделий. (10ч)

Построение чертежа и изготовление и выкройки. Подготовка ткани к раскрою. Головной платок.

Раздел IX. Вводное занятие. (2ч)

План работы на четверть. Правила поведения в мастерской.

Раздел X. Швейная машина с ножным приводом. (55ч)

Мешочек для хранения работ. Салфетка. Наволочка. Сумка хозяйственная.

Раздел XI. Практическое повторение. (3ч)

Носовой платок.

Раздел XII. Вводное занятие. (2 ч)

План работы на четверть. Правила безопасной работы при шитье.

Раздел XIII. Пошив изделий. (10ч)

Прихватка для кухни. Футляр для ручек и карандашей.

Раздел XIV. Изготовление мягкой игрушки. (24ч)

Пошив игрушки «Медвежонок». Пошив игрушки «Рыбка». Пошив игрушки «Утка». Пошив игрушки «Зайчик». Пошив игрушки «Собачка». Пошив игрушки «Лягушка».

Раздел XV. Повторение. Отделочные ручные стежки. (12ч)

Отделочный ручной стежок «вперед иголку». Косые стежки. Крестообразные стежки. Петельные стежки. Стебельчатый стежок. Тамбурный стежок.

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса

Должны владеть компетенциями:

  • информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение само выражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);

  • социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);

  • эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).

Должны знать/понимать:

  • строение и основные свойства хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей (из натуральных и искусственных волокон) и их применение, полную характеристику стачных швов (в заутюжку, в разутюжку, обтачных): ширину их в изделиях легкого платья, последовательность соединения основных деталей поясных и плечевых изделий.

  • основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;

  • назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.

Должны уметь:

  • распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, выполнять мелкий ремонт одежды.

  • рационально организовывать рабочее место;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготов­ления изделия;

  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, при­способлений, машин и оборудования;

  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инстру­ментами, машинами и оборудованием;

  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни:

  • мелкого ремонта изделий из различных материалов;

  • создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

  • контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

  • обеспечения безопасности.

6 класс

Раздел I. Вводное занятие. (2ч)

Правила безопасного поведения в мастерской.

Раздел II. Швейные изделия. (4ч)

Сведения о швейных изделиях. Отделочные материалы. Влажно-тепловая обработка швейных изделий.

Раздел III. Прядильное и ткацкое производство. (16ч)

Сведения о прядении и ткачестве. Сведения о волокнах. Прядильное производство. Ткацкое производство. Отделка тканей. Дефекты ткани. Полотняное переплетение. Саржевое переплетение. Сатиновое переплетение. Свойства тканей, выработанных полотняным, саржевым и сатиновым переплетениями нитей. Свойства хлопчатобумажных тканей. Лен. Льняное волокно. Льняная пряжа. Получение льняных тканей. Свойства льняных тканей. Определение хлопчатобумажных и льняных тканей.

Раздел IV. Обработка срезов, сборок и мягких складок в швейных изделиях. (32ч)

Виды срезов ткани. Свойства срезов ткани. Обтачки. Косая обтачка. Косынка. Сборки. Мягкие складки.

Раздел V. Вводное занятие. (2ч)

План работы на четверть. Правила поведения в мастерской.

Раздел VI. Выполнение машинных швов. (5ч)

Виды машинных швов. Запошивочный шов. Настрочной и расстрочной швы.

Раздел VII. Построение чертежей одежды. (6ч)

Снятие мерок. Запись мерок. Размер изделия. Сведения о прибавках. Обозначение точек, отрезков и линий чертежа. Масштабная линейка. Построение чертежей швейных изделий на швейных предприятиях.

Раздел VIII. Пошив фартука на поясе и сорочки. (29ч)

Фартук. Способы перевода контурных линий.

Раздел IX. Вводное занятие. (2ч)

План работы на четверть. Добросовестное отношение к труду.

Раздел X. Пошив фартука на поясе и сорочки. (7ч)

Сорочка.

Раздел XI. Бытовая швейная машина с электропроводом. (17ч)

Сведения о бытовых швейных машинах. Устройство электропривода. Бытовая швейная машина «Чайка» класса 142М с электроприводом. Рабочие механизмы бытовой швейной машины. Устройство челночного комплекта. Разборка и сборка челночного комплекта. Механизмы регулировки швейной машины. Регулятор строчки. Регулятор натяжения верхней нитки. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток.

Раздел XII. Обработка углов и карманов в швейных изделиях. (34ч)

Сведения о подкройных обтачках. Накладные карманы. Обработка гладкого накладного кармана. Обработка накладного кармана с отворотом. Фартук с нагрудником.

Раздел XIII. Вводное занятие. (2ч)

План работы на четверть. Правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.

Раздел XIV. Пошив трусов-плавок и летних головных уборов. (35ч)

Трусы-плавки. Летние головные уборы. Кепи.

Раздел XV. Ремонт одежды. (11ч)

Наложение заплаты ручным способом. Наложение заплаты машинным способом. Выполнение штопки.

К концу обучения в 6 классе учащиеся должны знать:

  • названия наиболее распространенных хлопчатобумажных тканей, их строение, основные свойства и применение;

  • механизмы швейной машины, их взаимодействие и основные регулировки;

  • характеристику машинных швов: вподгибку, двойного, накладного и запошивочного;

  • последовательность пошива однодетальных изделий с прямыми срезами.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять машинные швы – вподгибку и накладного - заданных размеров, двойного и запошивочного – стандартных размеров;

  • распознавать хлопчатобумажные ткани;

  • выполнять раскрой и стачивание долевых, поперечных и косых обтачек;

  • обрабатывать косые срезы тканей долевой обтачкой, закругленные срезы – косой обтачкой;

  • составлять план пошива однодетальных изделий;

  • выполнять мелкий ремонт – штопку и наложение заплаты.

7 класс

Раздел I. Вводное занятие. (2ч)

Первичный инструктаж по охране труда.

Раздел II. Промышленные швейные машины. (12ч)

Сведения о промышленных швейных машинах. Универсальная промышленная швейная машина. Организация рабочего места. Механизмы промышленной швейной машины. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Краеобметочная швейная машина.

Раздел III. Пошив постельного белья. (16ч)

Ткани для постельного белья. Бельевые швы. Простыни. Наволочка с клапаном. Пододеяльник.

Раздел IV. Сведения об одежде. (2ч)

Виды одежды. Требования к одежде.

Раздел V. Отделка швейных изделий. (16ч)

Виды отделки. Окантовочный шов. Оборки. Обработка отлетного среза оборки. Соединение оборок с основной деталью.

Раздел VI. Изготовление плечевых и поясных бельевых изделий. (17ч)

Ночная сорочка.

Раздел VII. Вводное занятие. (2ч)

План работы на четверть. Правила поведения в мастерской.

Раздел VIII. Изготовление плечевых и поясных бельевых изделий. (30ч)

Пижама.

Раздел IX. Волокна и ткани. (6ч)

Шерсть. Шерстяное волокно. Шерстяная пряжа. Основные профессии прядильного производства. Получение шерстяных тканей. Определение шерстяных и полушерстяных тканей.

Раздел X. Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий. (11ч)

Обработка вытачек. Обработка складок.

Раздел XI. Вводное занятие. (2ч)

План работы на четверть. Добросовестное отношение к труду.

Раздел XII. Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий. (35ч)

Обработка срезов стачного шва. Обработка застежки в поясных изделиях. Обработка нижнего среза изделия.

Раздел XIII. Изготовление юбок. (33ч)

Сведения о юбках. Прямая юбка. Снятие мерок и построение чертежа основы прямой юбки. Моделирование юбок на основе выкройки прямой юбки. Раскрой и пошив прямой юбки.

Раздел XIV. Вводное занятие. (2ч)

План работы на четверть. Правила по технике безопасности.

Раздел XV. Изготовление юбок. (51ч)

Раскрой и пошив прямой юбки. Клешевые юбки. Юбка «солнце». Юбка «полусолнце». Раскрой и пошив клешевых юбок. Юбки из клиньев (клиньевые) юбки. Юбка из клиньев с оборкой по нижнему срезу.

Раздел XVI. Ремонт одежды. (3ч)

Виды ремонта одежды. Наложение заплаты в виде аппликации.

К концу обучения в 7 классе учащиеся должны знать:

  • строение и основные свойства хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей (из натуральных и искусственных волокон) и их применение;

  • полную характеристику стачных швов (в заутюжку, в разутюжку, обтачных): ширину их в изделиях легкого платья;

  • последовательность соединения основных деталей поясных и плечевых изделий.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, составлять план пошива легкой одежды, состоящей из основных деталей, выполнять мелкий ремонт одежды;

  • рационально организовывать рабочее место;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготов­ления изделия;

  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, при­способлений, машин и оборудования;

  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инстру­ментами, машинами и оборудованием;

  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

8 класс

Раздел I. Вводное занятие. (2ч)

Первичный инструктаж по охране труда.

Раздел II. Сведения о работе швейных машин. (5ч)

Машинные стежки и строчки. Рабочие механизмы швейной машины. Приспособления к швейным машинам. Образование челночного машинного стежка. Неполадки в работе швейной машины. Уход за швейной машиной.

Раздел III. Волокна и ткани. (7ч)

Волокно шелка. Пряжа из волокон шелка. Свойства шелковых тканей. Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Волокна искусственного шелка. Свойства тканей из искусственного шелка. Синтетические волокна. Свойства тканей из синтетических и смешанных волокон.

Раздел IV. Дополнительные сведения о ткани. (4ч)

Отделка ткани. Возможные дефекты ткани в процессе ее производства. Выбор ткани для пошива верхней одежды. Подготовка ткани к раскрою и раскрой.

Раздел V. Сведения об одежде. (3ч)

Стиль в одежде и мода. Комплекты женской одежды. Силуэт в одежде. Фасоны плечевых изделий. Учет особенностей фигуры при выборе фасона изделия. Описание фасона изделия.

Раздел VI. Изготовление блузок. (36ч)

Сведения о блузках. Прямая блузка без рукавов и воротника. Снятие мерок и построение чертежа основы прямой блузки. Моделирование блузок на основе выкройки прямой блузки. Раскрой и пошив прямой блузки без рукавов и воротника. Блузка с коротким цельнокроеным рукавом, без воротника.

Раздел VII. Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки. (8ч)

Сведения о платье. Платье цельнокроеное. Изготовление выкроек цельнокроеного платья прямого, прилегающего и свободного силуэтов без рукавов и воротника на основе выкройки блузки.

Раздел VIII. Вводное занятие. (2ч)

План работы на четверть. Правила поведения в мастерской.

Раздел IX. Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки. (41ч)

Изготовление выкроек цельнокроеного платья прямого, прилегающего и свободного силуэтов без рукавов и воротника на основе выкройки блузки. Моделирование выреза горловины в платье без воротника. Обработка среза горловины подкройной обтачкой. Обработка застежки, не доходящей до низа изделия. Моделирование цельнокроеного платья. Разработка фасонов цельнокроеного платья. Раскрой и пошив цельнокроеного платья.

Раздел X. Отделка швейных изделий. (6ч)

Виды отделки. Вышивка гладью.

Раздел XI. Вводное занятие. (2ч)

План работы на четверть. Правила по технике безопасности.

Раздел XII. Отделка швейных изделий. (16ч)

Вышивка гладью. Использование цветных ниток в вышивках гладью. Мережка. Рюши. Воланы. Мелкие складочки и защипы.

Раздел XIII. Построение чертежа основы цельнокроеного платья. (7ч)

Снятие мерок и построение чертежа основы цельнокроеного платья.

Раздел XIV. Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий. (45ч)

Рукава. Виды обработки нижнего среза длинного прямого рукава. Виды обработки нижнего среза короткого прямого рукава. Соединение рукавов с проймами. Подборта. Обработка подбортов. Воротники. Обработка воротников и соединение их с горловиной. Разметка петель. Кокетки.

Раздел XV. Вводное занятие. (2ч)

План работы на четверть. Правила по технике безопасности.

Раздел XVI. Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий. (9ч)

Кокетки. Моделирование кокеток. Обработка кокеток.

Раздел XVII. Изготовление плечевых изделий на основе выкройки цельнокроеного платья. (41ч)

Блузка с застежкой до верха. Сведения о халатах. Халат с отложным воротником.

Раздел XVIII. Ремонт одежды. (4ч)

Наложение заплаты стачным швом. Штуковка.

К концу обучения в 8 классе учащиеся должны знать:

  • виды вышивки и ее применение;

  • свойства и внешние признаки натуральных и искусственных шелковых тканей и волокон;

  • виды силуэтов;

  • виды дефектов ткацкого производства;

  • виды ремонта в зависимости от характера изделия;

  • виды отделки легкого платья и блузок;

  • виды синтетических волокон и ткани с использованием синтетических волокон, их свойства;

  • мерки для построения прямого рукава и воротника;

  • формы и виды соединения кокетки с основной деталью;

  • приспособления к бытовым швейным машинам и их применение;

  • виды нетканых материалов и их использование;

  • понятие борт и подборт;

  • виды неполадок промышленной швейной машины и их исправление;

  • промышленную технологию пошива легкой женкой одежды.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять простые виды вышивки;

  • выполнять простейшее моделирование женской легкой одежды;

  • распознавать шелковые ткани, синтетические;

  • составлять план пошива изделия;

  • самостоятельно анализировать и контролировать качество выполненной работы;

  • разбирать челночный комплект (частично), чистить и смазывать машину;

  • использовать готовые лекала при раскрое;

  • использовать приспособления швейной машины;

  • составлять описание модели изделия;

  • регулировать работу швейной машины;

  • обрабатывать воротники, рукава, манжеты, борта халатов;

  • самостоятельно выполнять пошив изделий массового производства (постельное, столовое и нижнее белье).

9 класс

Раздел I. Вводное занятие. (2ч)

Первичный инструктаж по охране труда.

Раздел II. Промышленные швейные машины. (20ч)

Машинные стежки и строчки. Виды и обозначение промышленных швейных машин. Общие сведения о швейных машинах. Прямострочные одноигольные швейные машины челночного стежка. Прямострочная двухигольная швейная машина челночного стежка 852 х 5 класса. Образование цепных стежков. Прямострочная швейная машина однониточного цепного стежка 2222-М класса. Обметочная швейная машина 51-А класса. Стачивающее-обметочные швейные машины потайного стежка. Швейные машины-полуавтоматы. Петельные швейные машины-полуавтоматы. Закрепочная швейная машина-полуавтомат 220-М класса. Пуговичные швейные машины-полуавтоматы. Приспособления к промышленным швейным машинам.

Раздел III. Волокна, ткани и нетканые материалы. (13ч)

Получение синтетических волокон. Свойства и применение синтетических волокон. Сведения о классификации тканей. Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Определение волокнистого состава тканей. Технологические свойства тканей. Технологические свойства тканей из синтетических волокон и нитей. Дополнительные сведения о тканях из натуральных волокон. Нетканые материалы.

Раздел IV. Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий. (22ч)

Моделирование рукавов. Обработка нижнего среза короткого рукава «фонарик». Плосколежащие воротники. Обработка плосколежащего воротника и соединение с горловиной.

Раздел V. Изготовление платья, отрезного по линии талии или по линии бедер. (18ч)

Платье отрезное по линии талии или по линии бедер. Изготовление выкройки отрезного платья, отрезного по линии талии или по линии бедер. Соединение лифа с юбкой.

Раздел VI. Практическое повторение. Пошив постельного белья. (15ч)

Пошив простыни. Пошив наволочки. Пошив пододеяльника.

Раздел VII. Вводное занятие. (2ч)

План работы на четверть. Правила поведения в мастерской.

Раздел VIII. Изготовление платья, отрезного по линии талии или по линии бедер. (68ч)

Разработка фасонов платья, отрезного по линии талии или по линии бедер. Раскрой и пошив платья, отрезного по линии талии или по линии бедер.

Раздел IX. Вводное занятие. (2ч)

План работы на четверть. Правила по технике безопасности.

Раздел X. Работа с готовыми выкройками и чертежами одежды в журналах мод. (5ч)

Изготовление выкроек по чертежам одежды в натуральную величину. Изготовление выкроек по чертежам одежды в уменьшенном масштабе. Проверка выкройки в соответствии со своими мерками.

Раздел XI. Организация труда и производства на швейных предприятиях. (5ч)

Виды производства одежды. Структура швейного предприятия. Производственный технологический одежды. Влажно-тепловая обработка швейных изделий. Основные рабочие профессии швейного производства. Сведения о трудовом законодательстве. Безопасность труда на швейных предприятиях.

Раздел XII. Технология изготовления прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве. (10ч)

Изготовление лекал и раскрой деталей швейных изделий. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья. Сведения об изделиях с рукавами рубашечного покроя. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья с рукавами рубашечного покроя. Соединение рукавов рубашечного покроя с проймами.

Раздел XIII. Технология изготовления поясных швейных изделий, применяемая в массовом производстве одежды. (8ч)

Сведения о верхней поясной одежде. Ткани для пошива поясных изделий. Изготовление лекал и раскрой деталей поясных швейных изделий. Последовательность пошива поясных швейных изделий.

Раздел XIV. Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий. (42ч)

Обработка шлевок. Обработка гладких накладных карманов. Соединение срезов поясного изделия «джинсовым швом» обработка застежки в среднем шве. Обработка верхнего среза поясного изделия притачным поясом. Обработка верхнего среза поясного изделия кулиской под резиновую тесьму. Обработка нижнего среза юбки. Обработка нижних срезов брюк.

Раздел XV. Пошив фартука. (16ч)

Фартук.

Раздел XVI.Пошив ночной сорочки. (12ч)

Сорочка.

Раздел XVII. Вводное занятие. (2ч)

План работы на четверть. Правила по технике безопасности.

Раздел XVIII. Изготовление брюк на основе готовой выкройки. (66ч)

Прямые брюки с застежкой в среднем шве. Короткие прямые брюки с цельнокроеной кулиской по линии талии.

Раздел XIX. Изготовление летнего сарафана. (12ч)

Сарафан.

К концу обучения в 9 классе учащиеся должны знать:

  • ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей;

  • особенности влажно-тепловой обработки изделий из синтетических тканей;

  • фасоны отрезного платья;

  • готовые выкройки;

  • технологию пошива прямого цельнокроѐного платья, применяемую в массовом производстве;

  • знать приспособления к швейным машинам;

  • трудовое законодательство;

  • терминологию влажной тепловой обработки;

  • правила безопасной работы;

  • основные качества квалифицированного портного.

Учащиеся должны уметь:

  • определять волокнистый состав тканей;

  • использовать выкройки основ платья, юбки, блузки для изготовления выкройки отрезного платья;

  • ориентироваться в задании по образцам;

  • составлять план изготовления изделия по текстовой и инструкционной картам;

  • строить чертежи выкроек в натуральную величину;

  • работать на машине с различными приспособлениями;

  • выявлять и устранять неполадки, возникшие при работе;

  • выполнять чистку и смазку швейных машин;

  • рационально организовывать рабочее место швеи-мотористки;

  • выполнять отдельные операции по пошиву изделия без предварительного заметывания.

В системе учета знаний используются следующие виды контроля:

текущий;

периодический;

итоговый.

Текущий контроль самый распространенный. Это систематическая, на каждом уроке оценка знаний и умений учащихся. Такой контроль более оперативен, разнообразен по методам и формам оценки.

Периодический контроль используется после изучения учащимися достаточно больших разделов программ. Иногда в нем используются данные текущего контроля.

Итоговый контроль – это система проверки знаний после выполнения итоговых работ за четверть, год, при прохождении отдельных тем программы.

Формы контроля.

Контроль и учёт теоретических знаний обучающихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного и письменного опросов, тестирования, заполнения карточек; практических навыков и умений осуществляется путём наблюдения.

Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

- быстрота поверки выполненной работы;

- оценка достаточно большого количества учащихся;

- возможность проверки теоретического материала;

- проверка большого объема материала малыми порциями;

- объективность оценки результатов выполненной работы.

Повседневное наблюдение за учебной работой обучающихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя обучающиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, каков у них уровень психофизического и умственного развития, в какой мере у них вырабатываются практические умения и навыки, каковы их учебные склонности, интересы и способности.

Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит обучающимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.

Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся, а также их творческих способностей, которые включают в себя практические задания.

Средства обучения:

- материальные – образцы иллюстраций, наглядные пособия (образцы работ), трафареты.

Коррекционная работа включает следующие направления.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • коррекция - развитие памяти;

  • коррекция - развитие внимания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления.

  • Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

  • умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция - развитие речи:

  • коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря;

  • Коррекция мелкой моторики.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

Беседа (диалог).

Работа с книгой.

Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.

Самостоятельная работа.

Работа по карточкам.

Работа по плакатам.

Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Описание материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Печатные пособия:

Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2015 г.

Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2016 г.

Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007 г.

Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. 8 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007 г.

Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011 г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. Сборник 2. Под ред. В.В.Воронковой. — Москва, изд. центр «ВЛАДОС», 2009 г.

Технические средства обучения:

Компьютер

Принтер

Подключение к Интернету (модем)

Демонстрационные пособия:

Шелк

Волокна

Хлопчатник

Шерсть

Волокна природные и химические

Коллекция образцов бумаги и картона

Коллекция промышленных образцов тканей и ниток.