СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессиональной ориентации Я в мире профессий

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевой группой являются воспитанники социального реабилитационного Центра от 12 до 16 лет,  программа реализуется в течение одного года.

Программа «Я в мире профессий» представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профориентации воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессиональной ориентации Я в мире профессий»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профессиональной ориентации

Я в мире профессий.

на 2016 - 2017 год




















Димитровград

2016 г.




Информационная карта

Вид

Комплексная профессионально-ориентированная

Цель

Профориентационная подготовка воспитанников с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей

Область применения

ОГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

Целевая группа

Воспитанники ОГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

Формы и методы

Формы: групповые и индивидуальные

Методы: дискуссия, беседа, профориентационная игра, творческие задания, профессиональные пробы, экскурсия, тренинг, практикум, консультация, диагностика, тестирование, анкетирование


Нормативно-правовое обоснование программы

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

-Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 120 – ФЗ от 24.06.99 г.

-Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г


Срок реализации

В течение года





Пояснительная записка

Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.

Помочь воспитанникам ориентироваться в сложном мире труда призвана активизирующая профориентационная программа «В мире профессий». Данная программа направлена на оказание помощи ребенку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Цель программы:

Профориентационная подготовка воспитанников с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

Цели программы достигаются путем решения задач:

        1. Внедрить систему занятий по профессиональной ориентации в реабилитационном Центре для несовершеннолетних

  1. Воспитать отношение к труду как к важнейшей жизненной потребности, понимание личной и общественной необходимости труда.

  2. Сориентировать воспитанников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь

  3. Развить способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.

Программа построена на основе принципов:

  • Системности и преемственности

  • Открытости (взаимосвязь реабилитационного Центра, школы, семьи, предприятий, учебных заведений и общественности в профориентации воспитанников предусматривает тесный контакт по оказанию помощи воспитанникам в выборе профессии)

  • Активности

  • Дифференциации и индивидуализации (в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости)

При реализации программы учитываются специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограничение временные рамки нахождения ребенка в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по различным причинам.

Целевой группой являются воспитанники социального реабилитационного Центра от 12 до 16 лет, программа реализуется в течение одного года.

Программа «В мире профессий» представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профориентации воспитанников.

Для решения поставленных цели и задач в программе используются следующие формы и методы: рассказ, беседа, упражнения, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, профориентационная игра, экскурсия, профессиональные пробы, конкурс рисунков, анкетирование, тестирование.

Ожидаемые результаты

Итогом работы по программе «В мире профессий» является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

В процессе реализации программы «В мире профессий» предполагается достижение следующих результатов:

  1. Создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации в условиях реабилитационного Центра для несовершеннолетних;

  2. Повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;

  3. Формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;

  4. Овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

  5. Овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда;


Работа по программе профессиональной ориентации воспитанников «В мире профессий» в социально-реабилитационном центре, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи.






























Младший подростковый возраст

   Задачи:

  • содействовать расширению представления о многообразии профессий;

  • выявить и способствовать формированию разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников;

  • воспитывать у детей уважение к труду;

  • способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому бытовому труду;

  • побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.


На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), усиливается внимание к индивидуальному профессиональному консультированию (оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями, указание на противопоказания).


Продолжается деятельность информационного характера, которая на этом этапе носит не просто ознакомительные с миром профессий задачи, а предоставляет воспитанникам знания об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов.

На данном этапе работы нужно большее значение придать практической работе, помочь воспитанникам в определении интересов и реализации своих способностей в творческой и трудовой деятельности. На основе трудовой деятельности, игровых ситуаций организовать для ребенка пробу своих сил в различных профессиях 5 типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек - художественный образ».





Тематический план занятий по профориентации для младших подростков

№п.п.

Тема



Количество часов

теория

практика

итого

Профпросвещение

1.

В мире профессий

1


1

2.

Профессии людей, работающих в нашем Центре


1

1

3

Лабиринт профессий

1


1

4.

Человек – Человек

1

1

2

5.

Человек- техника

1

1

2

6.

Человек-знак


1

1

7.

Человек - художественный образ


2

2

8.

Человек-природа

1

1

2

9.

Путешествие по морям профессий


15

15

10.

Все работы хороши, выбирай на вкус


1

1

11.

Кем быть?


1

1

12.

Встреча с интересными людьми мастерами своего дела


4

4

13.

У каждого дела запах особый


1

1

итого

5

29

34


Диагностика, консультирование


1.

Мир профессий

1


1

2.

Моя мечта о будущей профессии

1


1

3.

Палитра интересов


1

1

4.

Кем я хочу быть

1

1

2

итого

3

2

5



Содержание программы по профориентации младших подростков

№1. «В мире профессий»

Цель: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.

Форма проведения: вводное занятие.

Основные понятия: работа, труд, профессия, профориентация.


№2. «Профессии людей, работающих в нашем Центре»

Цель: познакомить с трудовыми действиями сотрудников реабилитационного Центра, их значением для воспитанников.

Форма проведения: обзорная экскурсия по реабилитационному Центру.

Основные понятия: воспитатель, социальный работник- помощник воспитателя, диетсестра, повар, кастелянша, врач педиатр, плотник и т.д.


№3. «Лабиринт профессий»

Цель: познакомить с делением всех профессий на пять типов.

Форма проведения: дискуссия.

Основные понятия: человек-человек, человек-техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек-природа.


№4. «Человек – человек»

Цель: познакомить с категорией профессий, в которых на первое место ставится умение налаживать и поддерживать контакт с другими людьми.

Форма проведения: беседа, профориентационная игра.

Основные понятия: названия профессий, трудовых действий.

№5. «Человек-техника»

Цель: познакомить с профессиями, связанными с разработкой, сборкой, монтажом технических приборов, а также с их эксплуатацией и ремонтом.

Форма проведения: беседа, профориентационная игра.

Основные понятия: названия профессий, трудовых действий, орудий труда.


6. «Человек-знак»

Цель: познакомить с профессиями, направленными на создание и оформление документов, труд в которых направлен на числа и системы условных знаков.

Форма проведения: профориентационная игра.

Основные понятия: программист, редактор газеты, информационные программы.


7. «Человек - художественный образ»

Цель: познакомить с профессиями, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания.

Форма проведения: просмотр презентации, практическое занятие – сочиняем (рисуем) сказку.

Основные понятия: актер, писатель, художник,


8. «Человек-природа»

Цель занятий: познакомить с профессиями, труд в которых направлен на объекты живой природы.

Форма проведения: беседа, просмотр презентации.

Основные понятия: агроном, ландшафтный дизайнер, метеоролог.


№9. «Путешествие по морям профессий»

Цель: познакомить с многообразием профессий, обобщить знания воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека,

формировать осознанные представления о мире труда,

воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.

Форма проведения: экскурсии

  • Городская библиотека

  • Почтовое отделение

  • Парикмахерская

  • Магазин

  • Пожарная часть

  • Опорный пункт полиции

  • Ветеринарная лечебница

  • Кондитерская фабрика

  • Завод плассмасс

  • Швейная фабрика

  • Автомобильный салон

  • Типография

  • Театр

  • Спортивные объекты города

  • Новостройки города


№10. «Все работы хороши, выбирай на вкус

Цель: познакомить с правилами выбора профессий.

Форма проведения: практикум.

Основные понятия: склонности, способности, профессиональный выбор.


№11. «Кем быть?»

Цель: помочь сформировать мечту о будущей профессии.

Форма проведения: творческие задания.


№12. «Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела»

Цель: познакомить с людям разных профессий, учить «брать положительное» от встречи с мастерами своего дела, развивать интеллектуальные, творческие способности, навыки общения воспитанников.

Форма проведения: вечер встречи.


№13. «У каждого дела запах особый»

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о профессиях, воспитывать желание трудиться, быть полезным, уважение к труду взрослых.

Форма проведения: познавательно- игровое мероприятие.


Диагностика


№1. «Мир профессий»

Цель: выявление представлений младших школьников о мире труда и профессий.

Форма проведения: беседа.


№2. «Моя мечта о будущей профессии»

Цель: выявление способности младших школьников к целеполаганию и рефлексии

Форма проведения: беседа


№3. «Палитра интересов»

Цель: выявление направленности интересов ребенка

Форма проведения: анкетирование


№4. «Кем я хочу быть»

Цель: Диагностика творческих способностей младших школьников

Форма проведения: беседа, анкетирование.











Старший подростковый возраст

Задачи:

  • провести диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов;


  • содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;


  • помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности.

На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.

Деятельность информационного характера осуществляется в виде экскурсий, бесед, профессиональных проб, индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также в виде формирования представлений о профессиональном росте, о современных требованиях рыночной экономики.

Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста.

Программа профессиональной ориентации «В мире профессий», предполагает включение воспитанника в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для детей, а также, чтобы он был обеспечен (с помощью педагога- психолога) определенными средствами для самостоятельного и осмысленного «действования» при решении своих проблем, связанных с самоопределением.









Тематический план занятий по профориентации для старших подростков

№п.п.

Тема

Количество часов

теория

практика

итого

Профпросвещение

  1. 1.

В мире профессий

1


1

  1. 2.

Профессии людей, работающих в нашем Центре


1

1

Игра «Как здороваются представители разных профессий»


1

1

«Секреты» выбора профессии


1

1

Классификация профессий

1


1

Путешествие по морям профессий


15

15

Способности и профессиональная пригодность

1


1

  1. 3.

Самооценка, ее роль в жизни человека

1


1

Определение типа личности

1


1

Этот удивительный мир профессий


2

2

Ошибки в выборе профессии

1

1

2

Анализ выбора профессии


1

1

  1. 4.

Профессиограмма

1

1

2

  1. 5.

Дороги, которые мы выбираем

1

3

4

  1. 6.

Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела


3

3

  1. 7.

Как устроится на работу

1


1

Моя профессиональная карьера 


1

1

  1. 8.

Профессиональные пробы

1

5

6

9


10

35

45









ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ  

«Я в мире профессий»

 

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

Данные занятия позволят подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.

Во время занятий воспитанники смогут:

изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

получить информацию о правилах выбора профессии;

определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Цели и задачи: Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Структура: Занятия рассчитаны на подростков 12-15 лет. Состоит из 45 занятий, которые могут проводиться 1–2 раза в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики.

Продолжительность занятий. Примерно 35–60 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе – 10–15 человек. Рекомендуется проводить занятия, рассаживая участников в круг. Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».











Содержание программы по профориентации старших подростков


ЗАНЯТИЕ 1


«В мире профессий»

Цель: познакомить подростков с основными понятиями, целями и задачами, формами работы курса профориентации, расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире и познакомить с требованиями, предъявляемыми к ним.

Форма проведения: вводное занятие.

Основные понятия: работа, труд, профессия, профориентация, специальность, должность.

1. Вводная беседа

Участникам по кругу предлагается представиться и рассказать немного о себе.

3. Игра «Самая-самая»

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде дается следующая инструкция:
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными?

Участникам предлагаются следующие характеристики:

· самая зеленая профессия;

· самая сладкая профессия;

· самая денежная профессия;

· самая волосатая профессия;

· самая детская профессия;

· самая неприличная профессия;

· самая смешная профессия;

· самая общительная профессия;

· самая серьезная профессия.

Каждая команда дает свои варианты ответов.

Игра «Профессия на букву»

Командам предлагаются буквы. Задача участников – написать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.



ЗАНЯТИЕ 2


«Профессии людей, работающих в нашем Центре»

Цель: познакомить подростков со спецификой работы сотрудников реабилитационного Центра, значением их труда.

Форма проведения: обзорная экскурсия по реабилитационному Центру.

Основные понятия: воспитатель, социальный работник- помощник воспитателя, диетсестра, повар, кастелянша, врач - педиатр, плотник и т.д.

1. Анкета

Участники заполняют следующую анкету.

Что бы вы хотели получить отзаятия:

· проверить свои способности;

· получить подробную информацию об учебных заведениях;

· определить свои склонности к определенному виду деятельности;

· подробнее узнать о мире профессий;

· получить информацию о том, как правильно выбрать профессию;

· другое.

2. Игра «Мои личные и профессиональные планы»

Каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух.

3. Опросник «Как поживаешь?»

Используется с целью рассмотреть в шутливой форме приоритеты для данного подростка различных жизненных ценностей.

Участники получают бланк к данному опроснику .

 Участникам предлагаются две пары ценностей из перечня, которые есть в бланке. Им надо определить, какая ценность для них более важна, а какая  менее. К начальному баллу (10) более важной ценности участникам необходимо прибавить 1, а из начального балла менее важной ценности вычесть 1. В дальнейшем все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательное значение. Это и станет показателем того, что для участников важно в жизни.

Ведущий зачитывает по каждой ценности нормы. Участники соотносят нормы со своими показателями.


ЗАНЯТИЕ 3


Игра «Как здороваются представители разных профессий»

Участники делятся на пары. Каждой паре зачитывается следующая инструкция: Вам надо изобразить при помощи жестов и мимики, как здороваются представители разных профессий. Остальным участникам предстоит угадать, что за профессию вы изобразили.

Для выполнения данного упражнения участникам раздают карточки с названиями профессий.

3. Игра «Ценностные ориентации»

Ведущий. На прошлом занятии мы заполняли опросник «Как поживаешь?», сегодня вам в командах требуется определить ценностные ориентации различных людей, представляющих собой те или иные социальные стереотипы.

Перечень стереотипов и ценностных ориентаций.

Диагностика

№ 1. “Кем я хочу быть”

Цель: диагностика профессиональных интересов и склонностей.

Форма проведения: анкетирование, тестирование.




ЗАНЯТИЕ 4


«Секреты» выбора профессии»

Цель: информирование об основных факторах выбора профессии, знакомства со схемой «хочу, могу, надо».

Форма проведения: беседа

Основные понятия: профессиональное самоопределение, профессиональные интересы, возможности.


ЗАНЯТИЕ 5


«Классификация профессий»

Цель: познакомить с делением всех профессий на пять типов, с требованиями, предъявляемыми к ним.

Форма проведения: дискуссия

Основные понятия: «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».

1. Беседа

Что мы знаем о мире профессий? Классификация профессий по Климову.

2. Игра «Классифицируйте профессии по типам»

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников –классифицировать профессии по типам.

3. Методика «Дифференциальный диагностический опросник» Климова

4. Обработка и обсуждение результатов


ЗАНЯТИЕ 6


. «Путешествие по морям профессий»

Цель: познакомить с многообразием профессий, обобщить знания воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека,

формировать осознанные представления о мире труда, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда.

Форма проведения: экскурсии

  • Городская библиотека

  • Почтовое отделение

  • Парикмахерская

  • Магазин

  • Пожарная часть

  • Опорный пункт полиции

  • Швейная фабрика

  • Типография

  • Театр

  • Спортивные объекты города

  • Новостройки города

  • Ветлечебница

  • Завод пластмасс

1. Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии»

2. Методика «Карта интересов»

3. Обработка и обсуждение результатов


ЗАНЯТИЕ 7


«Способности и профессиональная пригодность»

Цель: познакомить подростков с понятиями «способности» и «профессиональная пригодность»; обобщить полученные знания о профессиях, научить их соотносить эти знания со своими возможностями.

Форма проведения: дискуссия.

Основные понятия: способности, профессиональная пригодность



ЗАНЯТИЕ 8


«Самооценка, ее роль в жизни человека»

Цель: сформировать у воспитанников представления о самооценке, ее важности в жизни человека.

Форма проведения: занятие - тренинг

Основное понятие: самооценка.

1. Беседа о самооценке и уровне притязаний

2. Диагностика уровня притязаний

Методика «Моторная проба» Шварцландера.

3. Диагностика самооценки

Методика «Моя самооценка».

4. Обработка и обсуждение результатов диагностики самооценки и уровня притязаний



ЗАНЯТИЕ 9


«Определение типа личности»

1. Теоретический блок

Концепция индивидуальности Голланда.

2. Тест Голланда по определению типа личности

3. Обработка результатов

4. Игра «Соотнесение профессии со школьными предметами»

Участники делятся на 2 группы. Командам надо перечислить и описать профессии, сходные по содержанию с предметами учебного курса, предлагаемыми ведущим. Необходимо определить сходства и различия между содержанием учебных предметов и профессий.


ЗАНЯТИЕ 10


«Этот удивительный мир профессий»

Цель: уточнить и расширить знания воспитанников о мире профессий; развить познавательную активность, навыки группового взаимодействия, творческие способности; воспитать уважение к труду.

1. Теоретический блок

Правила выбора профессии

· Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.

· Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).

· Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.

· Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.

· Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).

· Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.

· При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.

· При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.

· Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.

Упражнение «Профессия – учебное заведение»

Участники делятся на 2 команды. Ведущий называет профессии, а участники должны сказать, где ее можно приобрести – в каких учебных заведениях, на каких курсах и т.д.

Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии»

Участники путём «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения ведущий может добавить факторы, которые не были указаны.

4. Упражнение «Профессия – медицинские противопоказания»

Ведущий называет профессии, а команды – медицинские противопоказания для данной профессии.





ЗАНЯТИЕ 11


«Ошибки и затруднения при выборе профессии»

1. Теоретический блок

Ошибки и затруднения при выборе профессии

· Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.

· Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.

· Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

· Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.

· Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.

· Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.

· Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства.

· Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.

· Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

2. Упражнение «Угадай профессию»

Ведущий просит одного из участников удалиться. В это время все остальные загадывают профессию. Человек, который выходил, должен при помощи наводящих вопросов угадать профессию, загаданную в кругу. Данное упражнение можно повторять несколько раз.

3. Упражнение «Профессия – необходимое качество»

Ведущий называет профессию, участникам предлагается назвать необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии.


ЗАНЯТИЕ 12


«Ошибки в выборе профессии»

Цель: Осознание привлекательности и непривлекательности сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствия; знакомство с правилами грамотного выбора профессии.

Форма проведения: профориентационная игра

Основные понятия: профессиональная цель, профессиональное достижение, карьера.

Диагностика

№2. «Я и моё профессиональное будущее»

Цель: диагностика профессиональных способностей и личностных качеств.

Форма проведение: тестирование



ЗАНЯТИЕ 13


«Анализ выбора профессии»

1. Знакомство со схемой

Участники знакомятся со схемой анализа профессий, разработанной

Н.С. Пряжниковым

2. Упражнение «Закодируй профессию»

Участники делятся на команды. Каждая команда должна закодировать какую-нибудь профессию по предлагаемой в Приложении 5 схеме. После этого командам надо отгадать, какую профессию закодировали их соперники.

3. Теоретический блок

При выборе профессии следует учитывать:

· Желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом хочу.

· Возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья – могу.

· Запросы рынка труда, потребность в кадрах – надо.

4. Анализ по схеме

Участникам предлагаются 2-3 профессии, которые необходимо проанализировать в кругу по вышеописанной схеме (хочу – могу – надо).


ЗАНЯТИЕ 14

«Профессиограмма»

1. Теоретический блок

Что такое профессиограмма? Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.

Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:

· название профессии;

· вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный);

· предмет и продукт труда;

· знания и умения, необходимые для выполнения работы;

· условия работы;

· медицинские противопоказания;

· требования к человеку;

· пути получения профессии.

2. Упражнение

Каждому участнику предлагается выбрать наиболее привлекательную для себя профессию и составить для нее профессиограмму.

3. Игра в профессии

Один участник называет профессию, следующий по кругу должен назвать профессию на последнюю букву предыдущего слова.

Диагностика

«Мой выбор»

Цель: диагностика уровня готовности воспитанника к самостоятельному и осознанному выбору профиля обучения

Форма проведения: анкетирование



ЗАНЯТИЕ 15

«Дороги, которые мы выбираем»

Цель: познакомить подростков с учебными заведениями города.

Форма проведения: беседа, экскурсии в учебные заведения.

Основные понятия: техникум, профессиональное училище, колледж, институт, университет.

Это занятие проходит в форме семинара.

Желательно рассмотреть особенности обучения в ПТУ, техникуме, вузе и других учебных заведениях. На семинаре можно коснуться следующих вопросов: дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.


ЗАНЯТИЕ 16


«Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела»

Цель: учить «брать положительное» от встречи с людьми разных профессий, развивать интерес к людям разных профессий, развивать навыки общения, развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников.


ЗАНЯТИЕ 17

«Как устроится на работу»

1. Теоретический блок

«Устраиваемся на работу по правилам».

Ведущий. Представьте себе, что вы уже определились в выборе профессии и получили образование. Сейчас я расскажу вам о некоторых правилах, которые можно использовать при устройстве на работу.

Как известно, первое впечатление во многом определяет ход дальнейших взаимоотношений. Это особенно важно, когда мы устраиваемся на работу. Работодатель, прежде всего, обращает внимание на анкету и автобиографию потенциального сотрудника. Какие же особенности этого процесса необходимо учитывать?

· Получая анкету для заполнения, попросите 2 экземпляра. Одна понадобится вам для черновика; окончательный вариант анкеты должен быть заполнен безукоризненно, без ошибок и опечаток.

· Не оставляйте незаполненной ни одну графу. Если ответы не имеют к вам отношения, пишите «нет», «не имеется», «не был» и т.д. Это даст понять, что вы не пропустили ни одного вопроса.

· Если некоторые вопросы касаются информации, которую вам не хотелось бы разглашать (например, о наличии судимостей), рекомендуется все же писать правду. Подобные данные легко проверить, и их сокрытие будет расценено не в вашу пользу.

· Постарайтесь зафиксировать в анкете ценную информацию, касающуюся вашей квалификации, причем не только по специальности, но и в других областях (умение пользоваться компьютером, факсом).

· Если нанимающая вас организация, изучив анкету, проявит к вам интерес, последует приглашение на собеседование. Готовясь к нему, необходимо избрать стратегию поведения. В центре ваших вопросов и ответов на собеседовании на первом месте должна быть фирма или организация, в которую вы устраиваетесь, а не зарплата.

Во время собеседования:

· Постарайтесь произвести благоприятное первое впечатление.

· Сохраняйте выдержку, держитесь непринужденно.

· Говорите четко и ясно. Не стискивайте руки, не теребите украшения, волосы.

· Отвечайте на вопросы, не уклоняясь. Избегайте односложных ответов, но не будьте слишком многословны.

2. Составление резюме

Участники составляют резюме по следующей схеме:

Ф.И.О.

Возраст

Образование

Желаемая вакансия

Опыт работы

Ваши навыки и умения

Ваши сильные и слабые стороны

3. Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу»

Из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой – проводить собеседование.

ЗАНЯТИЕ 18


«Моя профессиональная карьера »

Цель: научить подростков составлять индивидуальный профессиональный план с учетом их знаний о профессиях, о своих личностных особенностях, склонностях, интересах.

Форма проведения: деловая игра.

Основные понятия: профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение, профессиональная карьера, критерии профессиональной компетентности.


ЗАНЯТИЕ 19


«Профессиональные пробы»

Цель: практическое ознакомление с профессиями (повар, кондитер, закройщица, швея, столяр, плотник, ландшафтный дизайнер), овладение элементарными профессиональными действиями.


ЗАНЯТИЕ 20


Участникам предлагается заполнить следующую анкету.

Что вам понравилось в занятиях?

Что вам не понравилось?

Стали ли вы лучше понимать себя?

Определились ли вы в выборе профессии?

Нужна ли такие занятия, могут ли они помочь в выборе профессии?

Ведущий и участники обмениваются мнениями о результатах занятий.






Список использованной литературы

1. Арефьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель, воз [Текст] / И.П.Арефьев // Педагогика. – 1995. - №3. – С.65-68.

2. Асафулина, И.Г. Педагогические проблемы, перспективы: [Проблемы непрерывного пед. образования] [Текст] / И.Г. Асафулина, Л.М. Басова, Н.В. Волк // Педагогика. – 1994. - №6. – С.55-58.

3. Афанасьева, Т.М. Ранняя ориентация или поздний самоанализ? [Текст] / Т.М. Афанасьева. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 158с.

4. Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе [Текст] / И.А.Белова // Социологические исследования. – 2000. - №5. – С.103-106.

5. Бескоровайная, Л.С. Добру и справедливости учить! : (Воспитательная работа в начальной школе) [Текст] // Бескоровайная Л.С.Настольная книга учителя начальных классов / Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. - Ростов-на-Дону,2002. - С.117-150.

6. Бородин, В.А. Руководство профессиональной ориентацией в школе [Текст] / В.А.Бородин, З.И.Прокопьева. – Минск: Нар. асвета, 1973. – 95с.

7. Бухарина, Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии [Текст] / Т.Л.Бухарина // М.: [б.и.], 1987. – 204с.

8. Вайсбург, А.А. Школьники выбирают рабочие профессии [Текст] / А.А.Вайсбург. - М.: Знание, 1983. – 96с.

9. Вершинин, С.И. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора [Текст] / С.И. Вершинин, Е.Д. Сурудина // Школа и производство. – 1996. - №5. – С.87-89


Список литературы для педагогов:

  1. Г.В. Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов». М.: Генезис, 2004. – 48 с.

  2. Е.М. Старобина «Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2003. – 120 с.

  3. Игры – обучение, тренинг, досуг... (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа/1994.- 368 с.

  4. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.:

  5. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

Список литературы для детей:

  1. М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для начинающих.

  2. Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2002 год. – 16 с.

  3. Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.

  4. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 1990.

  5. Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. сш. – М., 1991 г.

  6. Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 1986

  7. Куда пойти учиться? – ГУ ЦЗН Омской области обл. – 2003



Глоссарий

Интересы – побуждения познавательного характера.

Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.

Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.

Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределения с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.

Склонность – побуждения заниматься какой-либо деятельностью с целью преобразования, изменения (связаны с интересами).

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.).









Приложение 1


Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ваш ребенок оканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь. Педагог может подсказать Вашему ребенку, как сделать этот выбор более осознанно. Вы же в свою очередь можете помочь в этом, ответив на вопросы анкеты.

После каждого вопроса нашей анкеты мы предлагаем список возможных ответов, из которых Вы можете выбрать по своему усмотрению соответствующие Вашему мнению по предложенному вопросу, подчеркнуть их. В некоторых случаях можно дать несколько ответов.

Ваша фамилия, имя, отчество ____________________________________________________

1. Выбрал ли Ваш сын (дочь) учебное заведение для продолжения образования?

а) да, выбрал;

б) выбрал, но еще колеблется;

в) не выбрал;

 г) не знаю.

2. В каком учебном заведении, по Вашему мнению, следует продолжать образование сыну (дочери)?

а) в профтехучилище;

б) в техникуме;

 в) в школе.

3. Как вы думаете, Ваше мнение совпадает с желанием сына (дочери) или нет?

а) полностью совпадает;

б) совпадает в основном;

в) трудно сказать (не знаем);

г) не совпадает.

4. Если выбор дальнейшего места учебы сына или дочери не совпадает с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь?

а) буду настаивать на своем;

б) буду просить изменить свое решение;

в) трудносказать;

г) соглашусь с еговыбором.

5. Укажите, какие способности проявились у Вашего сына (дочери)?

а) технические;

б) математические;

в) литературные;

г) лингвистические (к языкам);

д) биологические;

е) педагогические;

ж) организаторские;

з) художественные;

и) музыкальные;

к) спортивные.

6. В какой области деятельностиВы советуете заниматься в дальнейшем?

а) производство;

б) сфера обслуживания;

в) наука;

г) медицина;

д) педагогика;

е) административная деятельность;

ж) искусство;

з)спорт;

и) военное дело.

7. Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеучебное время?

а) углубленное изучение учебного предметаили области знаний;

б) посещение специальных школ, участие в олимпиадах;

в) работа в предметных и технических кружках;

г) занятия искусством, спортом, чтение, общественная работа, просмотр телепередач;

д) не имеет определенных занятий.

8. Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?

а) мнение родителей;

б) интерес к профессии;

в) способность к данной профессии;

г) возможность профессионального роста;

д) потребности города в кадрах;

е) материальное благополучие;

ж) условия труда.

9. Что Вы можете сказать о здоровье Вашего ребенка?

а) ребенок здоров;

б) имеются отклонения в состоянии здоровья;

в) значительные отклонения в состоянии

здоровья (состоит на учете врачей-специалистов) или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей.

 

















Приложение 2

Процедуру выбора профессии следует выстроить так, чтобы сам человек осуществлял анализ ситуации и принимал решение на основе своих выводов.

Примерный круг вопросов, который стоит оценить в ходе такой работы следующий. Первая группа вопросов относится к выбираемому виду деятельности и потенциальному месту работы: - В чем состоит суть данной профессии? - Чем конкретно занимается сотрудник и каким образом складывается его рабочий день? - Где имеются соответствующие рабочие места? - В каких условиях протекает труд? - Как получить данную профессию и каковы требования к уровню подготовки сотрудника? - Какие способности нужны для успешного овладения профессией и имеются ли какие- либо противопоказания медицинского или иного характера? - Какова ситуация на рынке труда в данном сегменте и легко ли будет трудоустроиться после получения выбранной профессии? - На какие заработки можно рассчитывать, обладая данной профессией? - Каковы возможности карьерного роста, и в каких формах он может происходить?

Вторая группа вопросов имеет отношение к приоритетам самого человека, осуществляющего выбор: - В какой области и по какой специальности Вы хотите работать? - Есть ли у Вас соответствующее образование и опыт работы? Или Вы хотите начать работать в новой для себя сфере деятельности? - Нужно ли Вам получить дополнительное образование для работы по данной специальности? (Курсы, повышение квалификации, дополнительное образование?) - Сколько примерно человек должно быть в коллективе, в котором Вам будет комфортно работать? - Какой график работы будет для Вас наиболее удобен: полный или неполный рабочий день, свободный график? Допустимы ли сверхурочные, работа в выходные и праздничные дни? - Работа на дому обязательно, возможно часть работы делать на дому, работа исключительно вне дома? - Сколько времени Вы готовы тратить на дорогу на работу и с работы? - Каким общественным транспортом Вы готовы каждый день пользоваться? - Если Вы пользуетесь личным автомобилем, какие расходы Вы планируете в этом случае?

И, наконец, один из главных вопросов: какая заработная плата будет для Вас наиболее приемлема? Итак, успешным можно считать такой выбор профессии, при котором совпадут три "В": Возможность, Влечение, Востребованность.





32