Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Гая Оренбургской области
Согласовано Заместитель директора по ВР ______/Недорезова М.Н./ «_______»__________2020г. | | Утверждено Приказ № _______ от «______»________2020г. Директор школы _________/Варламова Л.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профилактике зависимого поведения подростков
«На пути к свободе!»
Уровень образования:основное общее образование
7-11 класс
Количество часов:14 ч/год
Автор-разработчик:
Чернова Е.В., педагог-психолог
первая квалификационная категория
2020-2025г.
I Пояснительная записка
Программа по профилактике зависимого поведения подростков «На пути к свободе!» составлена в соответствии с: Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017)), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); программа курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!». 5—9 классы / авт.-сост. Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих — М.: ООО «Русское слово— учебник», 2015. — 120 с. — (ФГОС. Внеурочная деятельность). ISBN 978-5-00092-421-1; книги Психология и лечение зависимого поведения/Под ред. С. Даулинга/Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 85). ISBN 5-86375-028-6 (РФ).
Направленность программы для подростков (13-17лет) отражается в необходимости целенаправленного профилактического воздействия на ряд вредных привычек, возникающих в жизни учащихся по разным причинам.
Актуальность программы
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Конечно, семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
Известно, что в подростковом возрасте происходит формирование собственного стиля жизни, закладываются привычки, которые сохраняются в течение всей жизни. В это время для подростка особую значимость приобретает группа сверстников, которая зачастую является основным источником информации о стиле общения, способах проведения досуга, в ней формируется самооценка подростка. Именно поэтому проблема первичной профилактики употребления ПАВ в подростковой среде является актуальной.
С учетом актуальности данной проблемы мною разработана программа по профилактике зависимого поведения подростков «На пути к свободе!», которая ориентирована на учащихся среднего и старшего звена и построена с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся.
Отличительные особенности программы в том, что она объединяет психологию зависимого поведения и профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ. Также программа является модифицированной программой «Я принимаю вызов!» и рассчитана на обучающихся 7-11 классов (13-17 лет).
Адресат программы
Основным адресатом реализации данной программы являются дети в возрасте от 13 лет до 17 лет, обучающиеся в школе. Непосредственными адресатами остаются родители данных детей, а так же классные руководители, работающие с данной группой детей. Деятельность педагога-психолога построена с учетом возрастных особенностей.
В этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением быть самим собой.
Большое значение в этом возрасте для юношей и девушек имеют: дружба, доверительные отношения. Дружба представляет одну из важнейших форм отношений. Часто дополняясь, а иногда заменяясь всем многообразием отношений любви.
13 лет.
Обращённость внутрь (интравертность), самокритичность, чувствительность к критике, критически относятся к родителям, избирателен в дружбе.
14 лет.
Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.
15 лет.
«Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.
16-17 лет.
Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.
Возрастные особенности:
• Девочки на 2,5 года опережают мальчиков в развитии;
• Завершение роста скелета;
• Улучшается координация;
• Изменение сердечно-сосудистой системы вызывает недостаточное снабжение мозга кислородом, из-за чего повышается утомляемость;
• Повышается возбудимость;
• Недостаточная уверенность в себе;
• Нуждаются в возможности побыть одному;
• Часто чувствуют непонимание со стороны взрослых и сверстников;
• Испытывают потребность в общении «на равных» со взрослыми;
• Более независимы от родителей;
• Подчиняются группе;
• Формирование собственного мировоззрения.
Различия в уровне развития усиливаются, некоторые дети уже повзрослели не только в физическом, но в социальном плане, некоторые только начинают взрослеть. Развивается мужское и женское поведение.
Подросток все более ориентируется на мир взрослых, стремится утвердиться в этом мире, поставить себя в позицию взрослого. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, дети становятся несколько спокойнее, уравновешеннее, приобретают способность управлять своим поведением. Старший подросток может дать достаточно аргументированную оценку поведения других, особенно взрослых, но все так же некритичен в оценках собственного поведения.
Возрастает социальная активность: появляется желание отвечать за общее дело, сознательное желание приносить благо другим людям. Проявляется «кризис независимости»: стремление к независимости от своей семьи, желание освободиться от родительской опеки, появляются крайности в поведении, которые образно можно выразить фразами: «Не учите меня жить!», «Я без вас все уже знаю!» и т.п. Наблюдается «пренебрежение» к советам старших.
В 13-14 лет появляются первые признаки так называемого «ценностного конфликта». Он выражается в активном отстаивании подростками собственного, особого понимания принципов и норм справедливости, равенства, честности в самых различных областях жизни и сферах человеческой деятельности. Причем никаких тематических ограничений здесь, как правило, не существует. Это может быть: агрессивное утверждение (среди окружающих) «собственных» взглядов на экономические, политические или общественные проблемы, резкая необоснованно негативная реакция на замечания кого-либо из взрослых, «поза» в вопросах «отстаивания» своих прав в мелких бытовых ситуациях и т.д. В это время подросток начинает с особым удовольствием уличать родителей и других взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам и правилам, которые провозглашают и которых стараются придерживаться в семье, на работе, в деловых и личных отношениях. Причины этого кроются в особенностях представлений подростка о себе, в специфике его мышления и нравственного развития личности. Для подростка реализация на практике определенных принципов — это чаще всего не конкретные дела, а словесное провозглашение, декларирование этих принципов.
В юношеском возрасте (16-17 лет) четко просматриваются три ведущие тенденции:
• развитие самосознания, формирование собственной точки зрения, стремление и способность критически осмысливать все окружающее;
• самоутверждаться, проявлять самостоятельность;
• создавать собственные теории смысла жизни, любви, счастья.
Не только девочки, но и мальчики, начинают интересоваться представителями противоположного пола, рождается первая любовь, возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками, появляется мечтательность.
Объем и срок освоения программы
На реализацию программы отводится по 2 ч. вмесяц, в год 14 ч.
Формы обучения
Программа предполагает следующие формы работы: занятия, взаимодействие в больших и малых группах; круглые столы, учебные конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, социальное проектирование. В программу занятий включены психогимнастические упражнения, элементы аутотренинга, предусмотрено чередование приоритетов эмоциональных, интеллектуальных, поведенческих нагрузок при выполнении заданий и упражнений.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия могут проводиться учителями, классными руководителями, педагогами-организаторами, педагогами-психологами; в рамках внеурочной деятельности и в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Также программа реализуется с латентными и детьми «группы риск», выявленными в ходе социально-психологического тестирования, во внеурочное время.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия проводятся 2 раза в месяц. Одно занятие длится 45 минут.
Цель и задачи программы
Реализация программы по профилактике зависимого поведения подростков «На пути к свободе!» в основной школе направлена на достижение следующих целей:
формирование у подростков личностных качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию;
формирование у обучающихся представлений о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», «социальная ответственность»; ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ;
повышение уровня социально-психологической компетенции подростков, подготовка к ситуациям риска в подростковой и взрослой среде;
развитие адекватной самооценки и навыков поведения.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
Сформировать у подростков навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, навыки позитивного общения, самооценки и понимания других, навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, навыки самостоятельного принятия решений.
Представить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс.
Содействовать развитию детского движения за здоровый образ жизни.
II Планируемые результаты
В результате реализации программы у обучающихся будет отмечаться уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими ПАВ:
- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
- наличие навыков противодействия наркотизирующей среде, решения жизненных проблем поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;
- развитие стратегий проблемно-преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с появлением зависимого поведения.
Также у обучающихсябудут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты освоенияпрограммы
У выпускника будут сформированы | Выпускник получит возможность для формирования: |
— ориентация в системе моральных норм и ценностей; — основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями; — знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: — уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия; — устойчивость к давлению сверстников и группы и готовность противостоять им; — уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей; — потребность в самовыражении и самореализации; — позитивная моральная самооценка и моральные чувства. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: — умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; — умение конструктивно разрешать конфликты; — готовность и способность к соблюдению моральных норм в отношении взрослых и сверстников; — умение строить жизненные планы создавать и реализовывать социальные проекты в сфере здорового образа жизни, профилактики потребления ПАВ; — готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ на основе ценностей правовой культуры и здорового образа жизни. | В рамках деятельностного (поведенческого) компонента выпускник получит возможность для формирования: — готовности к самообразованию и самовоспитанию какусловий позитивной самореализации; — адекватной позитивной самооценки и Я-концепции какусловий предупреждения вовлечения в употребление ПАВ; — морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм в ситуациях социальной неопределённости и ситуациях,сопряжённых с рискомупотребления ПАВ; — устойчивого следования в поведении моральным нормами этическим требованиям, эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение эмоционального благополучия. |
Метапредметные результаты освоения программы
Регулятивные универсальные учебные действия |
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
— самостоятельно анализировать условия достижения цели в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ; — планировать пути достижения названных целей; —устанавливать целевые приоритеты; — уметь самостоятельно контролировать своё время и время, отведённое на командную работу, и управлять им; — принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, противостоять давлению группы, взрослых, в ситуациях риска потребления ПАВ; — адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия в ситуациях риска потребления ПАВ и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; — основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса, в том числе прогнозирования рисков, связанных с употреблением ПАВ. | — самостоятельно ставить перспективные жизненные цели и задачи; — построению жизненных планов во временной перспективе, основанных на ценностях здорового образа жизни; — при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; — выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать для этого наиболее эффективные способы; — основам саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; — осуществлять рефлексию в отношении своих действий и поведения; — адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; — основам саморегуляции эмоциональных состояний. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве в сообществах, имеющих конструктивную направленность; — формулировать собственное мнение и позицию, в том числе по проблематике, связанной с ПАВ; — устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; — обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от употребления ПАВ; — аргументировать свою точку зрения, в том числе по проблематике ПАВ, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом; — задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; — организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в сфере социального проектирования по тематике здорового образа жизни и предупреждения употребления ПАВ; — работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; — владеть основами коммуникативной рефлексии. | — учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от воздействия ПАВ; — понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, при этом иметь чёткую сформированную позицию о недопустимости употребления ПАВ; — продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; — оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; — осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; — в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; — следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; — в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. |
Познавательные универсальные учебные действия |
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
— осуществлять расширенный поиск информации по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ с использованием ресурсов библиотек и Интернета; — устанавливать причинно-следственные связи в сфере социальных рисков, асоциального поведения, связанные с употреблением ПАВ; | — основам рефлексивного восприятия информации; — ставить проблему предупреждения употребления ПАВ, аргументировать её актуальность; — самостоятельно проводить исследования в сфере профилактики употребления ПАВ на основе применения методов наблюдения и эксперимента; — делать умозаключения (индуктивное и по аналогии). |
Принципы реализации программы
принцип гуманистической ориентированности: определяет ценность, уникальность и внутренний потенциал личности ребенка;
принцип гуманизма: к каждому человеку относятся как к личности, способной выразить свои идеи, мысли, предложения;
принцип учета индивидуальных особенностей детей: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;
принцип безопасности: сохранение жизни и здоровья детей и взрослых в лагере – первая и основная забота каждого.
Система организации контроля за реализацией программы
Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящую у подростка в ходе всего курса коррекционно-реабилитационных занятий.
Родители также следят за изменением в личностном развитии, поведении, эмоционально-волевой сфере подростка.
Дальнейшее консультативное сопровождение после завершения коррекционно-развивающих занятий позволит и дальше наблюдать изменения у подростка при помощи следующих методов: наблюдения, опроса.
Формы контроля уровня усвоения содержания
Программа предусматривает следующие формы контроля:
тематические выставки творческих работ, проектов, докладов участников;
обратная связь (рефлексия) участников (устные высказывания участников по определённой заданной ведущим схеме).
анкетирование участников.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
- повысится уровень мотивации и ориентации на здоровый образ жизни;
- разовьются способности к адекватной оценке ситуации и умению сказать «Нет»;
- подросток обучится приемам и методам снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения.
III Содержание программы по профилактике зависимого поведения подростков «На пути к свободе!»
Работа психолога проводится по основным направлениям деятельности:
1. психолого-педагогическое просвещение
2. диагностическая деятельность
3. консультирование обучающихся и родителей по результатам тестирования
4. коррекционно-развивающая и профилактическая деятельность
Структура занятий
Ритуал приветствия
Разминка.
Рефлексия прошлого мероприятия.
Введение в тему мероприятия (в основное содержание).
Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание мероприятий.
Рефлексия прошедшего мероприятия.
Домашнее задание или «мостик» в следующую встречу.
Ритуал прощания.
III Тематическое планирование
Занятия разработаны на основе материалов тренинговых занятий из цикла «Путешествие во времени» (авторы: Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н.), программы курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!». 5—9 классы / авт.-сост. Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Элементы содержания |
| Вводное занятие | 1 | Выявить ожидания и представления участников как они переживаются в настоящем. Осознание участниками понятия временной перспективы. -упр. «Шкала времени» -игра «Гости из будущего» |
| Зависимое поведение | 1 | Выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. -упр. «Разминка» -Игра "Полет" -Игра «В открытом будущем» - «Большая книга идей» |
| Причины появления зависимостей | 1 | Знакомство с причинами возникновения зависимостей, осознание необходимости удовлетворения жизненных потребностей, как средства профилактики зависимостей. Упр.1 «Нет!» Упр.2 «Блокировка!» |
| Эмоции и переживания | 1 | Знакомство с эмоциями, эмоциональными состояниями и способами эмоционального удовлетворения. Навыки отреагирования негативных эмоциональных состояний в условиях группового взаимодействия. Профилактикаагрессивных проявлений. -Упр. Объединяет несомненно всех нас настроение (рисуем настроение) -Обсуждение темы "Физические возможности" |
| Жизненные цели и ценности | 1 | Осознание жизненных целей и путей их достижения. -упр. «Чего я хочу?» -упр.«Хочу, могу, надо» |
| Здоровье как ценность | 1 | Способствовать сознанию учениками важности сохранения и поддержания здоровья. -«Мини-сочинение» -Упражнение «Важное и второстепенное» |
| Наркотики, их применение и вред для человека. | 1 | Предупредить детей об опасности применения наркотиков и ПАВ. -Рассказ учителя (психолога) о наркотиках -Дискуссия: нужны ли наркотики человеку. |
| Организм человека и вредные привычки. | 1 | Упр. «Зеркало»; Упр. «Суд над курением - за и против». |
| Групповое давление, виды группового давления. | 1 | Показать подросткам, как окружающие люди влияют на принятие ими решений. -упражнение-активатор «сядь в круг» Игра «Давление-сопротивление» -информирование. |
| Конфликт | 1 | Профилактика конфликтов какфактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте. Беседа «Конфликты и технологии разрешенияконфликтов» |
| Стресс | 1 | Стрессоустойчивость и стратегии совладающего поведениякак фактор профилактики употребления ПАВ. Дискуссия: способы борьбы со стрессом на первой стадии. Упражнение на глубокое дыхание. Обсуждение способов не допустить стадии истощения. |
| Реклама, ее воздействие на человека. | 1 | Умение противостоять воздействию рекламы. -Упражнение - реклама и антиреклама. -Выводы о необходимости разумной оценки ценности предлагаемого товара. -Упр. сравнительный анализ двух образцов рекламы. -Как оценить, заслуживает ли доверия информация? -Упражнение в подгруппах: разобрать различные ситуации или образцы рекламы, связанные с алкоголем. |
| Интернет-пространство и профилактика употребления ПАВ: риски и возможности | 1 | Беседа «Информационно-коммуникативнаясеть Интернет как поле рисков и сфера возможностей в профилактике употребления ПАВ подростками и молодёжью» |
| Проектирование будущего | 1 | Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели. Практикум (тренинг) «Проектирование планов жизненной самореализации после окончания занятий по программе. Ресурсыи пути достижения поставленных целей». |
IV Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы: работу по программе могут проводить учителя, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги-психологи.
Учебно-методическое обеспечение
Дидактический материал:
- программа «»;
- диагностический инструментарий;
- презентации;
- памятки;
- разработки сценариев мероприятий;
- пособия;
- стендовая информация.
Ресурсное обеспечение программы
К работе привлечены:
- учебный кабинет;
- фойе школы.
Техническое оснащение:
- ноутбук;
- принтер;
- проектор;
- цифровой фотоаппарат.
Оценка эффективности программы
Система показателей оценки качества реализации программы:
на детском уровне: рефлексия каждого дня; входное анкетирование;
на родительском уровне: беседа, консультация;
на уровне педагогов и администрации детского лагеря: обсуждение результатов по проделанной работе; анализ диагностики обучающихся;
Оценка эффективности данной программы производится на основе следующих показателей:
- благоприятный климат (эмоциональное благополучие) обучающихся в семье и в социуме;
- удовлетворенность детей и родителей организацией деятельности;
- количество детей и подростков, принявших участие в коррекционной и развивающей деятельности, направленной на профилактику зависимого поведения;
- число занятий, проведенных психологом по данному направлению работы;
- количество запросов детей, родителей и педагогов, обратившихся за консультативной помощью в течении учебного года;
- число консультаций, проведенных психологом;
- количество детей и педагогов - участников культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, получивших психологическую поддержку;
- количество детей и подростков, принявших участие в коррекционно- развивающей деятельности и профилактических мероприятиях, направленных формирование осознанного отношения здоровому образу жизни;
- положительная мотивация детей к здоровому образу жизни;
- число мероприятий, проведенных психологом по формированию осознанного отношения у детей и подростков к здоровому образу жизни.
Система обратной связи
- рефлексия в конце каждого занятия;
- беседа с родителями;
- обсуждение итогов работы с родителями и администрацией.
Список литературы
Основная и дополнительная литература
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2007.— 271 с.: ил.— (Серия «Эффективный тренинг»).
Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. — (Серия «Практикум»). ISBN 978-5-388-00542-7
Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга / Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 85). ISBN 5-86375-028-6 (РФ).
Елькин И. О. Профилактика зависимого поведения подростков
(на примере наркомании и алкоголизма) : учеб. пособие / И. О. Елькин
Набойченко Е. С. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2007
126 с. ISBN 5-901487-34-6
Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый. М.: Психотерапия, 2006.
Кипнис М. Тренинг лидерства. — М.: Ось-89, 2004
Кузин Ф.А. Культура делового общения. — М., 2000.
Лутошкин А. Как вести за собой. — М.: Просвещение, 1981.
Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. — М., Воронеж, 2003.
Москаленко В.Д. Семья как поле взаимодействия факторов риска и защиты при употреблении психоактивных веществ подростками // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2004. № 9.
Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.
Цыганкова Н.И. Эрлих О.В. Программа курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!». 5—9 классы / авт.-сост. Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих — М.: ООО «Русское слово— учебник», 2015. — 120 с. — (ФГОС. Внеурочная деятельность). ISBN 978-5-00092-421-1
Интернет-источники
https://zen.yandex.ru/media/id/5bdb20cb48efa800a9d30206/10-top-knig-dlia-podrostkov--5bdbcd60c6575b00aa876806?utm_source=serp – книги для подростков
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/books-teens - рекомендации для подростков
https://mentalsky.ru/luchshie-knigi-dlya-podrostkov/ - для подростков
https://domanovichi.schools.by/pages/profilaktika-igrovoj-i-kompjuternoj-zavisimosti-detej-i-podrostkov - рекомендации для подростков
http://sch148.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=56151 – рекомендации психолога