СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике зависимого поведения подростков «На пути к свободе!» Уровень образования:основное общее образование 7-11 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по профилактике зависимого поведения подростков

«На пути к свободе!» Уровень образования:основное общее образование

7-11 класс

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике зависимого поведения подростков «На пути к свободе!» Уровень образования:основное общее образование 7-11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Гая Оренбургской области




Согласовано

Заместитель директора по ВР

______/Недорезова М.Н./


«_______»__________2020г.


Утверждено

Приказ № _______

от «______»________2020г.

Директор школы

_________/Варламова Л.А./




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по профилактике зависимого поведения подростков

«На пути к свободе!»
Уровень образования:
основное общее образование

7-11 класс








Количество часов:14 ч/год








Автор-разработчик:

Чернова Е.В., педагог-психолог

первая квалификационная категория





2020-2025г.

I Пояснительная записка

Программа по профилактике зависимого поведения подростков «На пути к свободе!» составлена в соответствии с: Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017)), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); программа курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!». 5—9 классы / авт.-сост. Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих — М.: ООО «Русское слово— учебник», 2015. — 120 с. — (ФГОС. Внеурочная деятельность). ISBN 978-5-00092-421-1; книги Психология и лечение зависимого поведения/Под ред. С. Даулинга/Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 85). ISBN 5-86375-028-6 (РФ).

Направленность программы для подростков (13-17лет) отражается в необходимости целенаправленного профилактического воздействия на ряд вредных привычек, возникающих в жизни учащихся по разным причинам.

Актуальность программы

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Конечно, семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

Известно, что в подростковом возрасте происходит формирование собственного стиля жизни, закладываются привычки, которые сохраняются в течение всей жизни. В это время для подростка особую значимость приобретает группа сверстников, которая зачастую является основным источником информации о стиле общения, способах проведения досуга, в ней формируется самооценка подростка. Именно поэтому проблема первичной профилактики употребления ПАВ в подростковой среде является актуальной.

С учетом актуальности данной проблемы мною разработана программа по профилактике зависимого поведения подростков «На пути к свободе!», которая ориентирована на учащихся среднего и старшего звена и построена с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся.

Отличительные особенности программы в том, что она объединяет психологию зависимого поведения и профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ. Также программа является модифицированной программой «Я принимаю вызов!» и рассчитана на обучающихся 7-11 классов (13-17 лет).

Адресат программы

Основным адресатом реализации данной программы являются дети в возрасте от 13 лет до 17 лет, обучающиеся в школе. Непосредственными адресатами остаются родители данных детей, а так же классные руководители, работающие с данной группой детей. Деятельность педагога-психолога построена с учетом возрастных особенностей.

В этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением быть самим собой.

Большое значение в этом возрасте для юношей и девушек имеют: дружба, доверительные отношения. Дружба представляет одну из важнейших форм отношений. Часто дополняясь, а иногда заменяясь всем многообразием отношений любви.

13 лет.

Обращённость внутрь (интравертность), самокритичность, чувствительность к критике, критически относятся к родителям, избирателен в дружбе.

14 лет.

Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.

15 лет.

«Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

16-17 лет.

Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.

Возрастные особенности:

• Девочки на 2,5 года опережают мальчиков в развитии;

• Завершение роста скелета;

• Улучшается координация;

• Изменение сердечно-сосудистой системы вызывает недостаточное снабжение мозга кислородом, из-за чего повышается утомляемость;

• Повышается возбудимость;

• Недостаточная уверенность в себе;

• Нуждаются в возможности побыть одному;

• Часто чувствуют непонимание со стороны взрослых и сверстников;

• Испытывают потребность в общении «на равных» со взрослыми;

• Более независимы от родителей;

• Подчиняются группе;

• Формирование собственного мировоззрения.

Различия в уровне развития усиливаются, некоторые дети уже повзрослели не только в физическом, но в социальном плане, некоторые только начинают взрослеть. Развивается мужское и женское поведение.

Подросток все более ориентируется на мир взрослых, стремится утвердиться в этом мире, поставить себя в позицию взрослого. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, дети становятся несколько спокойнее, уравновешеннее, приобретают способность управлять своим поведением. Старший подросток может дать достаточно аргументированную оценку поведения других, особенно взрослых, но все так же некритичен в оценках собственного поведения.

Возрастает социальная активность: появляется желание отвечать за общее дело, сознательное желание приносить благо другим людям. Проявляется «кризис независимости»: стремление к независимости от своей семьи, желание освободиться от родительской опеки, появляются крайности в поведении, которые образно можно выразить фразами: «Не учите меня жить!», «Я без вас все уже знаю!» и т.п. Наблюдается «пренебрежение» к советам старших.

В 13-14 лет появляются первые признаки так называемого «ценностного конфликта». Он выражается в активном отстаивании подростками собственного, особого понимания принципов и норм справедливости, равенства, честности в самых различных областях жизни и сферах человеческой деятельности. Причем никаких тематических ограничений здесь, как правило, не существует. Это может быть: агрессивное утверждение (среди окружающих) «собственных» взглядов на экономические, политические или общественные проблемы, резкая необоснованно негативная реакция на замечания кого-либо из взрослых, «поза» в вопросах «отстаивания» своих прав в мелких бытовых ситуациях и т.д. В это время подросток начинает с особым удовольствием уличать родителей и других взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам и правилам, которые провозглашают и которых стараются придерживаться в семье, на работе, в деловых и личных отношениях. Причины этого кроются в особенностях представлений подростка о себе, в специфике его мышления и нравственного развития личности. Для подростка реализация на практике определенных принципов — это чаще всего не конкретные дела, а словесное провозглашение, декларирование этих принципов.

В юношеском возрасте (16-17 лет) четко просматриваются три ведущие тенденции:

• развитие самосознания, формирование собственной точки зрения, стремление и способность критически осмысливать все окружающее;

• самоутверждаться, проявлять самостоятельность;

• создавать собственные теории смысла жизни, любви, счастья.

Не только девочки, но и мальчики, начинают интересоваться представителями противоположного пола, рождается первая любовь, возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками, появляется мечтательность.

Объем и срок освоения программы

На реализацию программы отводится по 2 ч. вмесяц, в год 14 ч.

Формы обучения

Программа предполагает следующие формы работы: занятия, взаимодействие в больших и малых группах; круглые столы, учебные конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, социальное проектирование. В программу занятий включены психогимнастические упражнения, элементы аутотренинга, предусмотрено чередование приоритетов эмоциональных, интеллектуальных, поведенческих нагрузок при выполнении заданий и упражнений.

Особенности организации образовательного процесса

Занятия могут проводиться учителями, классными руководителями, педагогами-организаторами, педагогами-психологами; в рамках внеурочной деятельности и в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Также программа реализуется с латентными и детьми «группы риск», выявленными в ходе социально-психологического тестирования, во внеурочное время.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Занятия проводятся 2 раза в месяц. Одно занятие длится 45 минут.

Цель и задачи программы

Реализация программы по профилактике зависимого поведения подростков «На пути к свободе!» в основной школе направлена на достижение следующих целей:

  1. формирование у подростков личностных качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию;

  2. формирование у обучающихся представлений о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», «социальная ответственность»; ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ;

  3. повышение уровня социально-психологической компетенции подростков, подготовка к ситуациям риска в подростковой и взрослой среде;

  4. развитие адекватной самооценки и навыков поведения.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • Сформировать у подростков навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, навыки позитивного общения, самооценки и понимания других, навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, навыки самостоятельного принятия решений.

  • Представить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс.

  • Содействовать развитию детского движения за здоровый образ жизни.


II Планируемые результаты

В результате реализации программы у обучающихся будет отмечаться уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими ПАВ:

- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

- наличие навыков противодействия наркотизирующей среде, решения жизненных проблем поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;

- развитие стратегий проблемно-преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с появлением зависимого поведения.

Также у обучающихсябудут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные результаты освоенияпрограммы

У выпускника будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования:

  • В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

— ориентация в системе моральных норм и ценностей;
— основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
— знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального
риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
— уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам
насилия;

— устойчивость к давлению сверстников и группы и готовность противостоять им;
— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей;

— потребность в самовыражении и самореализации;
— позитивная моральная самооценка и моральные чувства.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента
будут сформированы:

— умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

— умение конструктивно разрешать конфликты;
— готовность и способность к соблюдению моральных норм в отношении взрослых и сверстников;
— умение строить жизненные планы создавать и реализовывать социальные проекты в сфере здорового образа жизни, профилактики потребления ПАВ;

— готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ на
основе ценностей правовой культуры и здорового образа жизни.

  • В рамках деятельностного (поведенческого) компонента выпускник получит возможность для формирования:
    — готовности к самообразованию и самовоспитанию какусловий позитивной самореализации;
    — адекватной позитивной самооценки и Я-концепции какусловий предупреждения вовлечения в употребление ПАВ;
    — морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм в ситуациях социальной неопределённости и ситуациях,сопряжённых с рискомупотребления ПАВ;
    — устойчивого следования в поведении моральным нормами этическим требованиям, эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение эмоционального благополучия.

Метапредметные результаты освоения программы

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

— самостоятельно анализировать условия достижения цели в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;
— планировать пути достижения названных целей;
—устанавливать целевые приоритеты;
— уметь самостоятельно контролировать своё время и время, отведённое на командную работу, и управлять им;

— принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, противостоять давлению группы, взрослых, в ситуациях риска потребления ПАВ;
— адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия в ситуациях риска потребления ПАВ и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

— основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса, в том числе прогнозирования рисков, связанных с употреблением ПАВ.

— самостоятельно ставить перспективные жизненные цели и задачи;

— построению жизненных планов во временной перспективе, основанных на ценностях здорового образа жизни;
— при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

— выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать для этого наиболее эффективные способы;
— основам саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

— осуществлять рефлексию в отношении своих действий и поведения;

— адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
— основам саморегуляции эмоциональных состояний.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве в сообществах, имеющих конструктивную направленность;

— формулировать собственное мнение и позицию, в том числе по проблематике, связанной с ПАВ;

— устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

— обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от употребления ПАВ;

— аргументировать свою точку зрения, в том числе по проблематике ПАВ, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в сфере социального проектирования по тематике здорового образа жизни и предупреждения употребления ПАВ;

— работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— владеть основами коммуникативной рефлексии.

— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от воздействия ПАВ;

— понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, при этом иметь чёткую сформированную позицию о недопустимости употребления ПАВ;
— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;

— оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

— осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
— в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию
как ориентир для построения действия;
— следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного
отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности реагировать
на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей
цели совместной деятельности;

— в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

— осуществлять расширенный поиск информации по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
— устанавливать причинно-следственные связи в сфере социальных рисков, асоциального поведения, связанные с употреблением ПАВ;

— основам рефлексивного восприятия информации;

— ставить проблему предупреждения употребления ПАВ, аргументировать её актуальность;
— самостоятельно проводить исследования в сфере профилактики употребления ПАВ на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
— делать умозаключения (индуктивное и по аналогии).

Принципы реализации программы

  • принцип гуманистической ориентированности: определяет ценность, уникальность и внутренний потенциал личности ребенка;

  • принцип гуманизма: к каждому человеку относятся как к личности, способной выразить свои идеи, мысли, предложения;

  • принцип учета индивидуальных особенностей детей: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;

  • принцип безопасности: сохранение жизни и здоровья детей и взрослых в лагере – первая и основная забота каждого.

Система организации контроля за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящую у подростка в ходе всего курса коррекционно-реабилитационных занятий.

Родители также следят за изменением в личностном развитии, поведении, эмоционально-волевой сфере подростка.

Дальнейшее консультативное сопровождение после завершения коррекционно-развивающих занятий позволит и дальше наблюдать изменения у подростка при помощи следующих методов: наблюдения, опроса.

Формы контроля уровня усвоения содержания

Программа предусматривает следующие формы контроля:

  • тематические выставки творческих работ, проектов, докладов участников;

  • обратная связь (рефлексия) участников (устные высказывания участников по определённой заданной ведущим схеме).

  • анкетирование участников.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

- повысится уровень мотивации и ориентации на здоровый образ жизни;

- разовьются способности к адекватной оценке ситуации и умению сказать «Нет»;

- подросток обучится приемам и методам снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения.



III Содержание программы по профилактике зависимого поведения подростков «На пути к свободе!»

Работа психолога проводится по основным направлениям деятельности:

1. психолого-педагогическое просвещение

2. диагностическая деятельность

3. консультирование обучающихся и родителей по результатам тестирования

4. коррекционно-развивающая и профилактическая деятельность

Структура занятий

  1. Ритуал приветствия

  2. Разминка.

  3. Рефлексия прошлого мероприятия.

  4. Введение в тему мероприятия (в основное содержание).

  5. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание мероприятий.

  6. Рефлексия прошедшего мероприятия.

  7. Домашнее задание или «мостик» в следующую встречу.

  8. Ритуал прощания.














III Тематическое планирование


Занятия разработаны на основе материалов тренинговых занятий из цикла «Путешествие во времени» (авторы: Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н.), программы курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!». 5—9 классы / авт.-сост. Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих.

п/п

Тема занятия

Количество часов

Элементы содержания

Вводное занятие

1

Выявить ожидания и представления участников как они переживаются в настоящем. Осознание участниками понятия временной перспективы.

-упр. «Шкала времени»

-игра «Гости из будущего»

Зависимое поведение

1

Выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.

-упр. «Разминка»

-Игра "Полет"

-Игра «В открытом будущем»

- «Большая книга идей»

Причины появления зависимостей

1

Знакомство с причинами возникновения зависимостей, осознание необходимости удовлетворения жизненных потребностей, как средства профилактики зависимостей.

Упр.1 «Нет!»

Упр.2 «Блокировка!»

Эмоции и переживания


1

Знакомство с эмоциями, эмоциональными состояниями и способами эмоционального удовлетворения.

Навыки отреагирования негативных эмоциональных состояний в условиях группового взаимодействия. Профилактикаагрессивных проявлений.

-Упр. Объединяет несомненно всех нас настроение (рисуем настроение)

-Обсуждение темы "Физические возможности"

Жизненные цели и ценности

1

Осознание жизненных целей и путей их достижения.

-упр. «Чего я хочу?»

-упр.«Хочу, могу, надо»

Здоровье как ценность

1

Способствовать сознанию учениками важности сохранения и поддержания здоровья.

-«Мини-сочинение»

-Упражнение «Важное и второстепенное»

Наркотики, их применение и вред для человека.

1

Предупредить детей об опасности применения наркотиков и ПАВ.

-Рассказ учителя (психолога) о наркотиках

-Дискуссия: нужны ли наркотики человеку.

Организм человека и вредные привычки.

1

Упр. «Зеркало»;

Упр. «Суд над курением - за и против».

Групповое давление, виды группового давления.

1

Показать подросткам, как окружающие люди влияют на принятие ими решений.

-упражнение-активатор «сядь в круг»

Игра «Давление-сопротивление»

-информирование.

Конфликт

1

Профилактика конфликтов какфактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте. Беседа «Конфликты и технологии разрешенияконфликтов»

Стресс

1

Стрессоустойчивость и стратегии совладающего поведениякак фактор профилактики употребления ПАВ.

Дискуссия: способы борьбы со стрессом на первой стадии.

Упражнение на глубокое дыхание.

Обсуждение способов не допустить стадии истощения.

Реклама, ее воздействие на человека.

1

Умение противостоять воздействию рекламы.

-Упражнение - реклама и антиреклама.

-Выводы о необходимости разумной оценки ценности предлагаемого товара.

-Упр. сравнительный анализ двух образцов рекламы.

-Как оценить, заслуживает ли доверия информация?

-Упражнение в подгруппах: разобрать различные ситуации или образцы рекламы, связанные с алкоголем.

Интернет-пространство и профилактика употребления ПАВ:

риски и возможности

1

Беседа «Информационно-коммуникативнаясеть Интернет как поле рисков

и сфера возможностей в профилактике употребления ПАВ подростками и молодёжью»

Проектирование будущего

1

Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели. Практикум (тренинг) «Проектирование планов жизненной самореализации после окончания

занятий по программе. Ресурсыи пути достижения поставленных целей».





IV Условия реализации программы

Кадровое обеспечение программы: работу по программе могут проводить учителя, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги-психологи.

Учебно-методическое обеспечение

Дидактический материал:

- программа «»;

- диагностический инструментарий;

- презентации;

- памятки;

- разработки сценариев мероприятий;

- пособия;

- стендовая информация.

Ресурсное обеспечение программы

К работе привлечены:

- учебный кабинет;

- фойе школы.

Техническое оснащение:

- ноутбук;

- принтер;

- проектор;

- цифровой фотоаппарат.

Оценка эффективности программы

Система показателей оценки качества реализации программы:

на детском уровне: рефлексия каждого дня; входное анкетирование;

на родительском уровне: беседа, консультация;

на уровне педагогов и администрации детского лагеря: обсуждение результатов по проделанной работе; анализ диагностики обучающихся;

Оценка эффективности данной программы производится на основе следующих показателей:

- благоприятный климат (эмоциональное благополучие) обучающихся в семье и в социуме;

- удовлетворенность детей и родителей организацией деятельности;

- количество детей и подростков, принявших участие в коррекционной и развивающей деятельности, направленной на профилактику зависимого поведения;

- число занятий, проведенных психологом по данному направлению работы;

- количество запросов детей, родителей и педагогов, обратившихся за консультативной помощью в течении учебного года;

- число консультаций, проведенных психологом;

- количество детей и педагогов - участников культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, получивших психологическую поддержку;

- количество детей и подростков, принявших участие в коррекционно- развивающей деятельности и профилактических мероприятиях, направленных формирование осознанного отношения здоровому образу жизни;

- положительная мотивация детей к здоровому образу жизни;

- число мероприятий, проведенных психологом по формированию осознанного отношения у детей и подростков к здоровому образу жизни.

Система обратной связи

- рефлексия в конце каждого занятия;

- беседа с родителями;

- обсуждение итогов работы с родителями и администрацией.





































Список литературы

Основная и дополнительная литература

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2007.— 271 с.: ил.— (Серия «Эффективный тренинг»).

  2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. — (Серия «Практикум»). ISBN 978-5-388-00542-7

  3. Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга / Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 85). ISBN 5-86375-028-6 (РФ).

  4. Елькин И. О. Профилактика зависимого поведения подростков

(на примере наркомании и алкоголизма) : учеб. пособие / И. О. Елькин

  1. Набойченко Е. С. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2007

126 с. ISBN 5-901487-34-6

  1. Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый. М.: Психотерапия, 2006.

  2. Кипнис М. Тренинг лидерства. — М.: Ось-89, 2004

  3. Кузин Ф.А. Культура делового общения. — М., 2000.

  4. Лутошкин А. Как вести за собой. — М.: Просвещение, 1981.

  5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. — М., Воронеж, 2003.

  6. Москаленко В.Д. Семья как поле взаимодействия факторов риска и защиты при употреблении психоактивных веществ подростками // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2004. № 9.

  7. Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.

  8. Цыганкова Н.И. Эрлих О.В. Программа курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!». 5—9 классы / авт.-сост. Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих — М.: ООО «Русское слово— учебник», 2015. — 120 с. — (ФГОС. Внеурочная деятельность). ISBN 978-5-00092-421-1

Интернет-источники


  1. https://zen.yandex.ru/media/id/5bdb20cb48efa800a9d30206/10-top-knig-dlia-podrostkov--5bdbcd60c6575b00aa876806?utm_source=serp – книги для подростков

  2. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/books-teens - рекомендации для подростков

  3. https://mentalsky.ru/luchshie-knigi-dlya-podrostkov/ - для подростков

  4. https://domanovichi.schools.by/pages/profilaktika-igrovoj-i-kompjuternoj-zavisimosti-detej-i-podrostkov - рекомендации для подростков

  5. http://sch148.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=56151 – рекомендации психолога