МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2
«Согласовано» Руководитель МО Е.Т.Пинигина / __________ / Протокол заседания МО «___»______________2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ СКОШИ №2 Л.А. Осколкова / _______ «___» ________________2022г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШИ №2 А.Н.Аюшеев / ______________ . |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
класс | предмет | Количество часов |
7 класс «в» 7 класс «г» | Профильный труд | 64 64 |
Учитель технологии
высшей категории
Е.А. Бутуханова
г. Улан-Удэ
2022 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии адресована для обучающихся в классах с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об Утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Адаптированной основной образовательной программы ГБОУ «СКОШИ №2» на 2022-2023 учебный год
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат). Дети с тяжелыми нарушениями ЦНС должны уметь самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту несложные задания, поэтому необходимо, используя все возможности обучения и воспитания, формировать у них эти жизненно необходимые навыки.
Трудовое обучение обеспечивает коррекцию и всестороннее развитие личности ребенка, развивает мышление, речь, мелкую моторику.
Ученик должен видеть и физически ощущать пользу от своего труда.
Каждый ребенок в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, обучается в детском коллективе, уровень которого определяется исключительно его возможностями. Предлагаемые темы и изделия не являются строго обязательными. Учитель вправе варьировать их по своему усмотрению, исходя из возможностей учеников, школы и своего творческого потенциала.
Технологические сведения: вперёд иголку и косые стежки; приёмы раскроя из бумаги и ткани; определение длины рабочей нитки по руке, работа острыми предметами, помогают детям преодолеть свой страх и приобрести уверенность в своих возможностях.
Классы для детей с умеренной формой дефекта позволяют создать максимально благоприятные условия для организации образовательного (учебно-воспитательного) процесса, обеспечивающего адекватный возможностям умственно отсталых школьников, имеющих множественные заболевания разный уровень общего образования и трудовой подготовки.
В учебном плане предусмотрено трудовое обучение с элементами начальной профессионально-трудовой подготовки, необходимое для социальной адаптации и реабилитации учащихся с умеренной степенью умственной отсталости и возможности занятия трудовой деятельностью в будущем.
В соответствии с принципами деятельностного подхода большое внимание уделяется формированию учебной мотивации, стимуляции собственной активности. Любое задание строится исходя из интереса ребенка.
Данная рабочая программа адресована учащимся адаптированных классов и составлена на основе школьного учебного плана, утвержденного Министерством образования и науки РБ.
В процессе создания данной программы значительно снижены требования к знаниям и умениям, так как у данной категории детей:
недостаточно развита зрительно-двигательная координация;
трудности зрительно - двигательной координации;
трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладению различными бытовыми навыками;
низкий уровень ориентировки в окружающем;
большие трудности в понимании обращенной речи, предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации;
снижение мотивации к любой трудовой деятельности;
интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив.
Во время подготовки и проведения уроков учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика в установлении объема требований к усвоению учебного материала, определять вариативность практического задания, время его выполнения, правильно выбирать форму общения с ребенком, а также использовать запас знаний ранее приобретенных на других общеобразовательных предметах, таких как устная речь, счет, чтение и т.д
Предметными результатами занятий по программе «Профильный труд» являются:
- освоение/присвоение элементарного трудового опыта по шитью и рукоделию, понимание его роли в жизни человека;
- применение с помощью/под присмотром/самостоятельно умений по рукоделию, которые опираются на избирательные способности каждого ребёнка в доступных для него пределах;
- формирование устойчивой мотивации к различным видам ремесленно-бытовой деятельности, стимуляции собственной активности.
Характеристика уровня образования, который в итоге получает ребенок, нецензовый.
Уровень образования определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. В соответствии с этим,
Цель: подготовка детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи:
развитие интереса к трудовой деятельности;
формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями и т.д.
Ребенок учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии со своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени и осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
Программа по технологии представлена следующими разделами:
- Элементарные представления о швейном деле
- Бисероплетение - вышивка бисером
- Оригами
- Растениеводство.
Элементарные представления о швейном деле
Ознакомление с инструментами и материалами. Подготовка рабочего места. Виды тканей. Иглы и нитки. Шов вперед иголкой. Стирка работ, глажение и оформление на стенде.
Оригами
Работа с бумагой. Ознакомление с инструментами и материалами. Работа с ножницами. Бумагопластика.
Бисероплетение
Узнавание (различение) материалов (нитки, проволока, бусы, бисер)
Узнавание (различение) инструментов плетения (для шитья, для соединения деталей). Подготовка рабочего места. Уборка рабочего места. Подготовительная работа с заготовкой. Подбор эскиза. Скручивание проволоки. Соединение готовых деталей. Соблюдение последовательности действий при изготовлении изделий из бисера и проволоки.
Растениеводство
Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов.
Выращивание растений в открытом грунте. Перекапывание почвы. Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву.
Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядья. Изготовление бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей. Срезание овощей. Подготовка овощей к хранению (очищение от земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистка и мытье садового инвентаря.
Формы и методы.
Эффективными формами и методами организации обучения являются практические работы как коллективные, так и индивидуальные (под руководством учителя). Широко используются наглядные средства обучения.
Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами. Она может сопровождаться наглядностью.
Сюжетно-ролевые игры – ведущий метод обучения. Целесообразно проводить на этапе закрепления материала и для формирования навыков общения. Учитель организует игру и руководит ею, но не указывает конкретных действий, а ставит детей перед необходимостью самостоятельно принимать решение.
Неотъемлемой частью любого занятия является практическая работа.
На занятиях отводится время для изучения правил ТБ, формирования умений пользоваться колющими и режущими инструментами. Необходимо приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований и правил ТБ во время выполнения различных практических работ.
Ведётся работа по обогащению словарного запаса, развитию диалогической речи.
Оценка знаний и умений проводится в ходе наблюдения за деятельностью учащихся на уроке, каждый ученик оценивается индивидуально с учетом его психофизического здоровья, поставленного ранее диагноза и заключения МПК, а также поставленной перед ним задачей.
В зависимости от уровня подготовленности учеников, учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Домашнее задание, как правило, задаётся для привлечения родителей к совместной деятельности со своими детьми, для того, чтобы дети в домашних условиях могли применить полученные знания и умения, а родители увидели, чего достиг их ребенок.
Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Более глубокому освоению программы будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.
Содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель может изменять последовательность изучения тех или иных тем, дополнять или вносить в них необходимые изменения.
Распределение времени на изучение программного материала, и порядок изучения тем распределяется с учётом возможностей и возраста детей.
Результат прохождения программного материала
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Особенности прикладного творчества разных народов. Эстетические и практические функциях изделий декоративно-прикладного творчества в быту. Традиционные обряды и праздники. правила этикета, связанные с преподнесением подарков. | Особенности прикладного творчества разных народов. Практические функции изделий декоративно-прикладного творчества в быту. Традиционные обряды и праздники в семье. Правила этикета, связанные с ближайшим окружением |
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами, применяемыми для обработки различных материалов. Виды, названия и свойства поделочных материалов, области их применения. Название и особенности изученных видов прикладных искусств и технологий. | Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами. Названия и свойства поделочных материалов, области их применения. название изученных видов прикладных искусств и технологий. |
Самостоятельное планирование и организованность своего труд. Экономное и рациональное расходование материалов. Самостоятельное применение и использование в работе готовых технологических карт, предложенных учителем. Подбирание возможных материалов для поделки, анализ их свойств. Грамотное и бережное заготовление природных материалов, правильное оставление для | Самостоятельное организация своего труда. Экономное и рациональное расходование материалов. При помощи учителя Применение и использование в работе готовых технологических карт, предложенных учителем. Использование предложенных материалов для поделки, по возможности грамотное и бережное заготовление природных материалов, |
Программа рассчитана в 7кл- 2 часа в неделю, 68 часов в год, с учетом праздничных дней
класс | 7 «г» | 7 «в» |
Количество часов в неделю | 2 | 2 |
Итого в год | 64 | 64 |
Содержание предмета профильный труд.
№ п\п | Название темы | кол-во часов |
1 | 7класс «г» Элементарные представления о швейном деле. Вышивка бисером. | 16 |
2 | Бисероплетение | 16 |
3 | Бисероплетение | 18 |
4 | Растениеводство. Оригами, работа с бумагой | 12 |
| | 62 |
5 | 7 класс «в» Элементарные представления о швейном деле. Вышивка бисером. | 18 |
6 | Бисероплетение | 14 |
7 | Бисероплетение | 20 |
8 | Растениеводство. Оригами , работа с бумагой | 12 |
итого | 64 |
Календарно - тематический план
№ п /п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Виды деятельности обучающихся | Дата проведения урока |
план | факт | |
1. | 7 класс «г» I четверть Бисероплетение | 16 | | | | |
2. | Ознакомление с инструментами и материалами | 1 | | | | |
3. | Выбор тематики для работ | | Соблюдение последовательности действий | | | |
4. | Подбор материалов | 1 | | | | |
5. | Нанизывание на проволоку по 1 бусине для лепестка | 14 | Совместная деятельность с учителем | | | |
| 1I четверть Бисероплетение | 16 | | | | |
6 | Скручивание проволоки в лепесток | 4 | Практическая деятельность совместно с учителем | | | |
7 | Плетение листика | 6 | Совместная работа с учениками | | | |
8 | Соединение деталей в целое изделие | 2 | Совместная работа с учениками | | | |
9 | Оформление стебля | 2 | | | | |
10 | Оформление работы в кашпо | 2 | | | | |
| III четверть Элементарные представления о швейном деле. Вышивка бисером | 18 | | | | |
11 | Введение Планирование работы | 1 | | | | |
12 | Ознакомление с инструментами и материалами | 1 | | | | |
13 | Виды тканей | 1 | Презентация, показ экскурсия | | | |
14 | Нитки, иглы | 1 | Практическая деятельность | | | |
15 | Шов вперед иголка – работа на картоне | 2 | Практическая деятельность | | | |
16 | Работа на канве по точкам | 2 | Совместная работа с учениками | | | |
17 | Шов вперед иголка – работа по рисунку на канве | 2 | Совместная работа с учениками | | | |
18 | Вышивка по одному бисеру на канве | 2 | Практическая деятельность | | | |
19 | Вышивка по одному бисеру на канве | 2 | Совместная работа с учениками | | | |
20 | Вышивка по одному бисеру на канве | 2 | Совместная работа с учениками | | | |
21 | Стирка работ, проглаживание | 2 | Совместная работа с учениками | | | |
| 1V четверть Растениеводство, оригами | 12 | | | | |
22 | Экскурсия в магазин «Цветы» Приобретение семян и почвы | 2 | Совместная деятельность с учителем | | | |
23 | Подготовка почвы для посадки | 1 | Совместная деятельность с учителем | | | |
24 | Высадка семян в ящики | 1 | Совместная деятельность с учителем | | | |
25 | Уход за посадками | 4 | Совместная деятельность с учителем | | | |
26 | Оригами Ознакомление с инструментами и материалами | 1 | Практическая деятельность | | | |
27 | Выбор необходимых материалов | 1 | Практическая деятельность | | | |
28 | Работа с бумагой. Складывание треугольного модуля | 4 | Практическая деятельность | | | |
29 | Повторение | 2 | | | | |
Календарно - тематический план
№ п /п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Виды деятельности обучающихся | Дата проведения урока |
план | факт | |
1. | 7 класс «в» I четверть Бисероплетение | 18 | | | | |
2. | Ознакомление с инструментами и материалами | 1 | | | | |
3. | Выбор тематики для работ | | Соблюдение последовательности действий | | | |
4. | Подбор материалов | 1 | Практическая деятельность | | | |
5. | Нанизывание на проволоку по 1 бусине для лепестка | 16 | Совместная деятельность с учителем | | | |
| 1I четверть Бисероплетение | 14 | | | | |
6 | Скручивание проволоки в лепесток | 4 | Практическая деятельность совместно с учителем | | | |
7 | Плетение листика | 6 | Совместная работа с учениками | | | |
8 | Соединение деталей в целое изделие | 2 | Совместная работа с учениками | | | |
9 | Оформление стебля | 1 | Совместная работа с учениками | | | |
10 | Оформление работы в кашпо | 1 | Совместная работа с учениками | | | |
| III четверть Элементарные представления о швейном деле. Вышивка бисером | 20 | | | | |
11 | Введение Планирование работы | 1 | | | | |
12 | Ознакомление с инструментами и материалами | 1 | | | | |
13 | Виды тканей | 1 | Презентация, показ экскурсия | | | |
14 | Нитки, иглы | 1 | Практическая деятельность | | | |
15 | Шов вперед иголка – работа на картоне | 2 | Практическая деятельность | | | |
16 | Работа на канве по точкам | 2 | Совместная работа с учениками | | | |
17 | Шов вперед иголка – работа по рисунку на канве | 2 | Совместная работа с учениками | | | |
18 | Вышивка по одному бисеру на канве | 2 | Практическая деятельность | | | |
19 | Вышивка по одному бисеру на канве | 2 | Совместная работа с учениками | | | |
20 | Вышивка по одному бисеру на канве | 4 | Совместная работа с учениками | | | |
21 | Стирка работ, проглаживание | 2 | Совместная работа с учениками | | | |
| 1V четверть Растениеводство, оригами | 16 | | | | |
22 | Экскурсия в магазин «Цветы» Приобретение семян и почвы | 2 | Совместная деятельность с учителем | | | |
23 | Подготовка почвы для посадки | 1 | Совместная деятельность с учителем | | | |
24 | Высадка семян в ящики | 1 | Совместная деятельность с учителем | | | |
25 | Уход за посадками | 4 | Совместная деятельность с учителем | | | |
26 | Оригами . Ознакомление с инструментами и материалами | 1 | | | | |
27 | Выбор необходимых материалов | 1 | | | | |
28 | Работа с бумагой. | 4 | Совместная работа с учениками | | | |
29 | Повторение и закрепление знаний | 2 | | | | |
Ресурсное обеспечение программы.
Нормативно –правовая база
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273
Типовое положение об образовательных учреждениях от 19.03.2001г.
Устав ГБОУ «СКОШИ №2» г.Улан-Удэ
Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет технологии
Материал для работы
Ноутбук
Телевизор
Учебная и научная литература.
Финансовое обеспечение реализации программы
Финансирование из бюджета.
Родительская и спонсорская помощь.