Муниципальное казенное образовательное учреждение
Малокрасноярская основная общеобразовательная школа
Принято: Согласовано:
решением методического объединения Зам. директора по УВР учителей______Н.Н. Мизгирёва _________Н.В.Еланцев
Протокол №_____от__________2019 г. «__» _______2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ
(коррекционный модуль)
для обучающихся 8-9 классов с ЗПР
на 2019-2020 уч. г.
Составитель: Н.Н. Гревцова,
педагог-психолог
2019г.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.
подростковый период у учащихся активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности.
Нынешние подростки живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение, часто повторяет увиденное на телеэкране. Родителям не хватает времени даже просто побеседовать с ребенком. Многим детям трудно становится взаимодействовать со сверстниками, взрослыми. Особенно такие трудности испытывают, дети, с ограниченными возможностями здоровья. Без необходимой коррекционной работы у таких ребят от года к году назревает разрыв
Между нарастающей слабостью умственных возможностей ребенка и обычной школьной программой возникает дисбаланс: слабые умственные возможности ребенка с ОВЗ не способствуют овладению учебным материалом, а общеобразовательная программа не служит ему базисом для эффективного умственного и личностного развития. Все это приводит к проблемам социализации учащихся. Ребята не могут найти свое место в современном мире, это мешает им адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.
Мы должны помочь ребенку, с такими трудностями, преодолеть их. Научиться жить со своими особенностями в социуме.
нашей школе обучаются дети, имеющие нарушения интеллектуальной сферы. Для успешной адаптации к обучению и последующей социализации, формирования высших психических функций была создана коррекционно-развивающая программа.
Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится либо в малой группе, либо индивидуально. Коррекционная малая группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
Психокоррекционный процесс рассчитан на 2 учебных года (с 8 по 9 классы) и представляет серию регулярно проходящих встреч.
Продолжительность одного занятия 25 минут. Частота занятий -2 раз в неделю.
работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, АPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
1 ЭТАП: Диагностический
диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ОВЗ.
Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом. Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.
2 ЭТАП: Коррекционный:
Данный этап включает в себя следующие задачи:
формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
повышение социального статуса ребенка в коллективе;
представлений о дальнейшем самоопределении и профопределении. развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции
Психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.
Поведенческий блок.
Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
ЭТАП: Диагностический
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате
психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребенка
процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
ЭТАП: Прогностический.
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.
ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку
правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
ЗАДАЧИ:
развитие познавательной активности учащихся,
формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Аппаратные средства
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -
изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен
цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)
Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы,
плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти,
баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон
т.д.)
Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:
Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.
Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Общая СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ остаётся такой же, что и для всех коррекционных занятий:
1 часть: "Разминка", в которую включены упражнения для профилактики нарушений зрения, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, настрой на предстоящую деятельность.
часть: "Основная", в которую включены упражнения по теме.
часть: "Заключительная", в которой подводятся итоги занятия, проводится "рефлексия".
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
психокоррекция поведения ребенка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
8 класс
"Коррекция и развитие когнитивных процессов, социальных и коммуникативных навыков
и эмоционально-личностной сферы"
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД
/Количество часов можно регулировать в зависимости от нагрузки:/
№ | Темы занятий | Ко-во часов | Дата |
Исследования учащихся – 6 часов |
1-2 | Комплексная методика определения уровня интеллектуального развития (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты) | 1 | |
3 | Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности,) | 1 | |
4 | Методика:"Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий) | 1 | |
5 | Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие) | 2 | |
6 | Методика "Раввена" | 1 | |
Коррекция когнитивных процессов - 28 часов |
7-8 | "Коррекция и развитие внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов". | 2 | |
9-10 | "Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий" | 2 | |
11 | "Коррекция и развитие мышления". | 1 | |
12-14 | "Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания". | 3 | |
15 | "Коррекция и развитие восприятия". | 1 | |
16-17 | "Я - это я! Знаю ли я себя" | 2 | |
18-19 | "Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? | 2 | |
20 | "Я и Ты. Чем мы похожи". | 1 | |
21 | "Кто твой настоящий друг" | 1 | |
22-23 | " Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции | 2 | |
24-25 | "Поведение и культура | 2 | |
26 | Освоение приёмов активного общения "Я и другие" | 1 | |
27 | Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие" | 1 | |
28 | Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю" | 1 | |
29 | Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" | 1 | |
30 | Устранение барьеров общения "Я + Ты" | 1 | |
31 | "Стили общения" | 1 | |
32 | Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешественники» | 1 | |
33-34 | "Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения. | 2 | |
Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"- 9 часов |
35-36 | "Коррекция и развитие внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов". | 2 | |
37-38 | "Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий" | 2 | |
39-40 | "Коррекция и развитие мышления". | 2 | |
41-42 | "Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания". | 2 | |
43 | "Коррекция и развитие восприятия". | 1 | |
Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения «Познавая себя и других" - 13 часов |
44-45 | "Я - это я! Знаю ли я себя" | 2 | |
46-47 | "Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? | 2 | |
48-49 | "Я и Ты. Чем мы похожи". | 2 | |
50-51 | "Кто твой настоящий друг" | 2 | |
52-53 | " Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции | 2 | |
54-56 | "Поведение и культура | 3 | |
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений "Среди людей"- 8 часов |
57 | Освоение приёмов активного общения "Я и другие" | 1 | |
58 | Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие" | 1 | |
59 | Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю" | 1 | |
60 | Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" | 1 | |
61 | Устранение барьеров общения "Я + Ты" | 1 | |
62 | "Стили общения" | 1 | |
63 | Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешественники» | 1 | |
64 | "Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения. | 1 | |
Исследования учащихся – 4 часов |
65 | Комплексная методика определения уровня интеллектуального развития (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты) | 1 | |
66 | Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности,) | 1 | |
67 | Методика:"Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий) | 1 | |
68 | Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие) | 1 | |
Итог: | 68 часов |
Исследование учащихся (6 часов)
Направлено на изучение развития когнитивной сферы, личностных особенностей ребенка в сфере мотивации, школьной мотивации, уровня тревожности, отношения к себе и к окружающим, определение социально-личностного и эмоционального развития, а так же самооценки. Проводится в начале года и в конце года, с целью последить динамику развития учащегося.
Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться"( 28 ч)
2.1 "Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов".(2 ч)
Внимание - это всегда характеристика какого-то другого психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это способность выбирать важное для себя
сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.
занятие
Развитие зрительного внимания: «Графический диктант». Развитие произвольного внимания:
«Шифровка», «Переплетенные линии». Развитие слухового внимания Упражнение «Рисунок на
слух». «1 звук», «Хлопок»,
«Запрещенное движение», «Что изменилось?»
2 занятие Упражнение «Графический диктант»., Игра на произвольное внимание «4 стихии» «Фраза в цифрах». «Корректор». Развитие зрительного внимания «Найди различия между картинками», «Найди слова», «Шифровка», «Подбери пару». «Что изменилось?» «Шифровка» ». Развитие произвольного внимания «Переплетенные линии»
2.2 "Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"(3 ч)
По мнению психологов, развитие мышления в процессе обучения - это формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. С помощью мыслительных операций происходит осмысление, усвоение учебного материала, а также применение знаний учащимися
1 занятие Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Упражнение «Найди лишнее слово». Развитие способности выделять существенные признаки «Главные слова». Упражнение «Смысловые соотнесения» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления, аналитической деятельности «Фраза из 3 слов». Развитие гибкости мышления «Анаграммы».
2 занятие Развитие способности систематизации объектов и информации «Подбери заплатку к
коврику», «Определи порядок». Развитие способности выделять существенные признаки
«Главные слова», «Классификация».Развитие абстрактного мышления «Пословицы». Развитие
уровня обобщения и отвлечения «Исключение лишнего», «Продолжи ряд». Развитие гибкости
мышления «Анаграммы», «Ребусы».
3 занятие Упражнение «Закономерности» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Развитие способности анализа и синтеза «Сравни слова». Развитие анализа отношения понятий «Аналогии». Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». ». Развитие гибкости мышления «Пословицы».
2.3 Коррекция и развитие памяти ( 3 ч.)
Память школьника — первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее. Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки.
1 занятие Развитие слуховой памяти игра «Какое слово повторяется?», «10 слов». Развитие зрительной памяти « Запомни пары картинок». Игра «Что изменилось?», «Мой путь от дома до школы». «Запомни и нарисуй»
2 занятие Развитие зрительной памяти «Запомни картинки». Игра «Пиктограмма». Развитие слуховой памяти «Пары слов». «10 цифр» Игра «Запрещенное движение». Работа с текстом «Зимняя сказка». Игра «Снежным ком», «слова заблудились».
3 занятие Развитие зрительной памяти с использованием картинок «Что изменилось?». Упражнения «Каждому животному свое место». Работа с мнемотаблицами к сказкам . Развитие слуховой памяти «Пары слов», Запомни слова и повтори», работа с мнемо таблицами
2.4 "Развитие пространственного восприятия и воображения" (1 ч.)
Как известно, восприятие - тот познавательный процесс, который обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе этих образов строится работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. От сформированности зрительного восприятия зависит и полноценное развитие устной и письменной речи, процесса чтения, счета.
1 занятие Развитие восприятия контура предметов «Контуры». Работа по восприятию
целостности предмета «Пазлы». Развитие пространственного восприятия – игра «Право – лево,
верх-низ». Развитие воображения «Дорисуй картинку»
Развитие внимания и зрительного восприятия «Лабиринт» «Найди на картинке фрагменты изображения». Развитие воображения «Соедини точки», «Расскажи историю по картинкам», «Дорисуй животное». Картинки «Нелепицы». Развитие пространственной ориентации игра «Правая рука – левая нога».
Коррекция когнитивных процессов (28 ч)
2.1 "Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов".(2 ч)
Внимание - это всегда характеристика какого-то другого психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это способность выбирать важное для себя
сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.
занятие
Развитие зрительного внимания: «Графический диктант». Развитие произвольного внимания:
«Шифровка», «Переплетенные линии». Развитие слухового внимания Упражнение «Рисунок на
слух». «1 звук», «Хлопок»,
«Запрещенное движение», «Что изменилось?»
2 занятие Упражнение «Графический диктант»., Игра на произвольное внимание «4 стихии» «Фраза в цифрах». «Корректор». Развитие зрительного внимания «Найди различия между картинками», «Найди слова», «Шифровка», «Подбери пару». «Что изменилось?» «Шифровка» ». Развитие произвольного внимания «Переплетенные линии»
2.2 "Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"(3 ч)
По мнению психологов, развитие мышления в процессе обучения - это формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. С помощью мыслительных операций происходит осмысление, усвоение учебного материала, а также применение знаний учащимися
1 занятие Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Упражнение «Найди лишнее слово». Развитие способности выделять существенные признаки «Главные слова». Упражнение «Смысловые соотнесения» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления, аналитической деятельности «Фраза из 3 слов». Развитие гибкости мышления «Анаграммы».
2 занятие Развитие способности систематизации объектов и информации «Подбери заплатку к
коврику», «Определи порядок». Развитие способности выделять существенные признаки
«Главные слова», «Классификация».Развитие абстрактного мышления «Пословицы». Развитие
уровня обобщения и отвлечения «Исключение лишнего», «Продолжи ряд». Развитие гибкости
мышления «Анаграммы», «Ребусы».
3 занятие Упражнение «Закономерности» с опорой на зрительный ряд. Развитие логического мышления «Задачи с логическим квадратом». Развитие способности анализа и синтеза «Сравни слова». Развитие анализа отношения понятий «Аналогии». Развитие способности обобщать и классифицировать объекты «Классификация». ». Развитие гибкости мышления «Пословицы».
2.3 Коррекция и развитие памяти ( 3 ч.)
Память школьника — первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее. Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки.
1 занятие Развитие слуховой памяти игра «Какое слово повторяется?», «10 слов». Развитие зрительной памяти « Запомни пары картинок». Игра «Что изменилось?», «Мой путь от дома до школы». «Запомни и нарисуй»
2 занятие Развитие зрительной памяти «Запомни картинки». Игра «Пиктограмма». Развитие слуховой памяти «Пары слов». «10 цифр» Игра «Запрещенное движение». Работа с текстом «Зимняя сказка». Игра «Снежным ком», «слова заблудились».
3 занятие Развитие зрительной памяти с использованием картинок «Что изменилось?». Упражнения «Каждому животному свое место». Работа с мнемотаблицами к сказкам . Развитие слуховой памяти «Пары слов», Запомни слова и повтори», работа с мнемо таблицами
2.4 "Развитие пространственного восприятия и воображения" (1 ч.)
Как известно, восприятие - тот познавательный процесс, который обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе этих образов строится работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. От сформированности зрительного восприятия зависит и полноценное развитие устной и письменной речи, процесса чтения, счета.
1 занятие Развитие восприятия контура предметов «Контуры». Работа по восприятию
целостности предмета «Пазлы». Развитие пространственного восприятия – игра «Право – лево,
верх-низ». Развитие воображения «Дорисуй картинку»
Развитие внимания и зрительного восприятия «Лабиринт» «Найди на картинке фрагменты изображения». Развитие воображения «Соедини точки», «Расскажи историю по картинкам», «Дорисуй животное». Картинки «Нелепицы». Развитие пространственной ориентации игра «Правая рука – левая нога».
Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения "Познавая себя и других" (13 ч)
3.1 Я - это я! Знаю ли я себя"(2 ч.)
1 занятие Формирование и развитие способностей к самопознанию, осознание своей личной уникальности. Упражнения «Листок», «Профиль» «10 ответов на вопрос кто я?»
2 занятие развитие способностей к самопознанию, формирование понятий чувства, возможности Упражнения «Комплимент» «Мой автопортрет» «Описание чувств»(метод незаконченных предложений)
3.2 "Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?(2 ч)
1 занятие Развитие навыков эмпатии. Актуализация знаний об эмоциональной сфере. Упражнения «Здравствуй друг» «Сказочные герои», «Зеркало», работа с таблицей «Чувства и эмоции».
2 занятие Развитие навыков эмпатии. Упражнения «Корзина дружеских качеств» «Кривляка» «Фотограф и модель». Этюды «Встреча друзей» «Обиженный ребенок» «Ура Каникулы» «Шпион».
3.3 "Я и Ты. Чем мы похожи". (1 ч.)
Занятие развитие навыков самоанализа и наблюдательности. Работа с таблицей «Я и мой друг… Что общего и чем мы отличаемся». Упражнения: «Отгадай эмоцию» «Зеркало» «Иностранец и переводчик»
3.4 «Кто твой настоящий друг» (1 ч.)
1 занятие развитие умения ценить и уважать друзей. Находить положительные стороны личности в окружающих.упражнения «Приятные слова», обсуждение положительных и отрицательных качеств героев рассказа «Друзья» сочинение-объявление «Ищу друга»
3.5 " Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции (2ч)
1 занятие "Я учусь владеть собой". Обучение навыкам саморегуляции Дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию «Крюки Денисона» «Пластилин», «Скульптура уверенного человека» техника «Храм тишины»
2 занятие Упражнения направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и расслаблением: «Жарко – холодно», «Мячик», «Запретное движение» «Сад моей мечты»
3.6 "Поведение и культура» (2 ч)
1 занятие Развитие навыков культурного поведения. Моделирование ситуаций. Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор . Упражнения «Репортер» «Интервью со взрослым» «Пойми меня». Моделирование ситуаций общения разговора по телефону, правила общения по телефону. Игра «Телефон» моделирование ситуаций общения с незнакомым человеком « Как пройти в библиотеку» «Говорим жестами»
2 занятие Развитие навыков культурного поведения Упражнение на развитие навыков письменного общения: «Я вам пишу», «Письмо другу». Правила хорошего тона. Моделирование ситуаций. «За столом», «Я иду в гости», «Я принимаю гостей» «В театре»
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений Психологический тренинг "Среди людей"(8 ч )
4.1. Освоение приёмов активного общения "Я и другие" (1 ч)
1 занятие Осознание самого себя через игру «Что такое Я» - формирование целостного образа я.
Определение своего внутреннего мира через игру «Свет мой зеркальце, скажи!»
Как мы выглядим в глазах других людей. Нравится нам этот образ? Что хотели бы в нем
изменить. Используем методику «Мой автопортрет» (можно в коллажной технике).
Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»).
4.2. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"(1 ч.)
1 занятие Учимся видеть характер и понимать других людей через игру «разгадай характер» с использованием фотографии друзей, людей других рас, животных. Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распозновать эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери»).
Упражнения на распознавание выразительности жеста. Развитие коммуникативных навыков посредством упражнений:»Абориген» (по принципу игры испорченный телефон), «Приглашение
отказ» «Путаница». Игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность («Что там происходит?», «Кузнечик», «Раздумье»)
4.3. Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю" (1 ч)
1 занятие Формирование навыков активного слушания упражнение « 10 признаков того, что вас внимательно слушают» . Формирование умения в беседе использовать Я-высказывания. Упражнение «Интервью»
4.4 Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" (1 ч.)
1 занятие развитие умений высказывать свое мнение. Упражнение «Корреспондент», «Зеркало» «Переманивание» Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Упражнение «Защита» Упражнение «Неоконченные предложения». Игра «Таможня»
4.5 Устранение барьеров общения "Я + Ты" (1 ч)
1 занятие. Что такое барьеры общения. Работа с таблицей барьеры общения. Упражнения, направленные на преодоление барьеров общения. « Все, Некоторые, только я», «Круг
уверенности», «Зеркало», Работа с таблицей «Какой я в общении». Упражнения, направленные на преодоление барьеров общения «Скульптор-глина» «Слепец и поводырь»
4.6 "Стили общения" (1ч)
1 занятие. Представление о стилях общения (Минилекция), Заполнение таблицы разные стили общения. Разыгрывание этюдов беседы « С другом» « Школьное сообщение» «беседа на торжественном приеме»
4.7 «Навыки совместной работы. (1 ч)
1 занятие Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".
4.8 "Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения. (1 ч)
1 занятие Что такое конфликт. Какие бывают конфликты. Отработка навыков неконфликтного поведения упражнения «Восковая палочка», «Коллективная сказка» «Рисуем молча»
занятие.
Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери»). Упражнение , направленные на отработку навыков неконфликтного поведения. «Доброе слово» «Я тебя понимаю» Как укреплять свою коммуникабельность (выработка правил.)
Исследование учащихся (4 ч)
Направлено на изучение развития когнитивной сферы, личностных особенностей ребенка в сфере мотивации, школьной мотивации, уровня тревожности, отношения к себе и к окружающим, определение социально-личностного и эмоционального развития, а так же самооценки. Проводится в начале года и в конце года, с целью последить динамику развития учащегося.
9класс
"Коррекция и развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоционально-
личностной сферы"
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД
/Количество часов можно регулировать в зависимости от нагрузки:/
| | | |
| | "Умение общаться - талант": | |
| | | |
| | | |
2.1 | | Структура общения и его виды | |
| | | |
| | | |
2.2 | | Вербальное и невербальное общение. | |
| | | |
| | | |
2.3 | | Освоение приёмов активного общения "Я и другие" | |
| | | |
| | | |
2.4 | | Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" | |
| | | |
| | | |
2.5 | | Конфликты в общении и пути их разрешения. | |
| | | |
| | | |
3 | | Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы | |
| "Профессиональное самоопределение» | |
| | |
| | | |
| | | |
3.1. | | Волшебный мир профессий. Классификация профессий. | |
| | | |
| | | |
3.2. | | Ошибки в выборе профессий | |
| | | |
| | | |
3.3 | | Мои профессиональные интересы и склонности. Учет медицинских | |
| противопоказаний при выборе профессии. | |
| | |
| | | |
| | | |
3.4. | | Пути получении профессии | |
| | | |
| | | |
3.5. | | Портрет подходящей профессии | |
| | | |
| | | |
4. | | Коррекция и развитие навыков саморегуляции | |
| «Я учусь владеть собой» | |
| | |
| | | |
| | | |
4.1. | | Что такое стресс. Способы помощи в стрессовых ситуациях | |
| | | |
| | | |
4.2. | | Отработка навыков саморегуляции и самоконтроля | |
| кинезиологическими методами. | |
| | |
| | | |
| | | |
4.3. | | Как подготовиться к итоговой контрольной работе или экзамену. | |
| | | |
| | | |
4.4. | | Отработка навыков неконфликтного поведения. | |
| | | |
| | | |
4.5 | | Обобщающее занятие. « Карта моей будущей жизни» | |
| | | |
| | | |
ч.
ч.
ч.
ч.
ч.
ч:
ч.
ч.
ч.
ч.
ч.
ч.
ч.
ч.
ч.
ч.
1ч.
Исследование учащихся (6 часов)
Направлено на изучение развития когнитивной сферы, личностных особенностей ребенка в сфере мотивации, , уровня тревожности, отношения к себе и к окружающим, определение социально-личностного и эмоционального развития, профнаправленности, а так же самооценки. Проводится в начале года и в конце года, с целью проследить динамику развития учащегося.
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений
"Умение общаться - талант"(10ч.)
2.1. Структура общения и его виды (2ч)
Занятие 1. Минилекция «Понятие «общение» значение и структура общения. «
Упражнения: «Знакомство иностранцев» «интервью в парах», «Поиск общего».
Заполнение таблицы «общение его виды и структура», упражнение «пожелание»
Занятие 2. Минилекция «Восприятие людьми друг друга. Особенности восприятия. Ошибки
восприятия.» Заполнение таблицы «Окно иогари» Упражнения, направленные на тренировку
правильности восприятия собеседника «Ассоциации» « «Любопытный». «Подарок»
2.2 Вербальное и невербальное общение. (2ч.)
Занятие 1. Минилекция «Речевые и неречевые средства общения. Язык жестов. Открытые и
закрытые жесты.». Упражнения «Зеркало» «Самонаблюдение» « Разговор без слов»
Занятие 2 Минилекция «Зоны общения, их характеристики» упражнения «Пожелания здоровья»
«Иностранец и переводчик» «Пойми меня» «Самонаблюдение»
2.3 Освоение приёмов активного общения "Я и другие" (2 ч)
1 занятие Осознание самого себя через игру «Что такое Я» - формирование целостного образа я. Определение своего внутреннего мира через игру «Свет мой зеркальце, скажи!»Как мы выглядим
глазах других людей. Нравится нам этот образ? Что хотели бы в нем изменить. Используем методику «Мой автопортрет» (можно в коллажной технике).
2занятие Формируем умение определить личностные черты других людей. Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»). Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери»).упражнения на распознавание выразительности жеста.
2.4 Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" (2 ч.)
1 занятие Развитие умений высказывать свое мнение. Упражнение «Корреспондент», «Зеркало» «Переманивание» Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Упражнение «Защита» Упражнение «Неоконченные предложения». Игра «Таможня»
2занятие Развитие навыков общения, умения убеждать. Минилекция «умение вести разговор – талант» упражнения «Общение – это….» «Гость» (карточная игра), «Я хочу, я могу, я буду», тест «Общительный ли ты человек».
2.5 Конфликты в общении и пути их разрешения.(2ч. )
1 занятие Развитие навыков разрешения конфликтов и саморегуляции Минилекция « Конфликт и его динамика». Работа с таблицей «Стратегии выхода из конфликтной ситуации». Упражнения «Доброе слово», «Мешочек гнева» , «Шарик»
2 занятие Формирование навыка конструктивного разрешения конфликта. Минилекция «Какими бывают конфликты и как их разрешить». Работа с таблицей «Ступени разрешения конфликта» упражнения «Два барашка» « Встань на мое место», «Здравствуй друг». Разыгрывание этюдов « Ссора друзей», «Разговор с родителями».
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение» (10 ч.)
3.1 Волшебный мир профессий. Классификация профессий. (2ч.)
1 занятие Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию .Минилекция
«Профессии и их классификации» техника «Знакомство» заполнение таблицы «Классификация профессий по Климову». Упражнения « Покажи профессию», «Разделение по признаку» 2 занятие Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию Минилекция
«Профессиональное и жизненное самоопределение. Что это такое.»
Составление Информационной карты оценки мира профессий. Упражнения «Интервью» « Я буду
как….» , «Оценка профессии» «Угадай профессию по описанию».
3.2 Ошибки в выборе профессии. (2 ч.)
1 занятие Актуализация знаний о профессиональном самоопределении. Минилекция «Ошибки в выборе профессий» . Работа с «Картой ошибок при выборе профессий», техника «Плюс, минус. Интересно. Упражнение «Ассоциации», «Я знаю», « Выбери меня».
2 занятие Актуализация знаний о профессиональном самоопределении. Выработка алгоритма принятия решения о профессиональном самоопределении» техники: «Плюс, минус. Интересно»,ю упражнения « Организатор», « Поддержка» «Скажи нет!»
3.3 Мои профессиональные интересы и склонности. Учет медицинских противопоказаний при выборе профессии. (3 ч.)
1 занятие Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию. Минилекция «Личностные особенности выбор профессии» Анкета «Готовность к выбору профессии» Упражнения « Мой характер» « Я –Это я», игра «Шестое чувство»
2 занятие Актуализация знаний о профессиональном самоопределении повышение интереса к самопознанию. Техника «Мои способности» «Самоописание»
3 занятие Развитие адекватной самооценки и интереса к самопознанию. Минилекция « Медицинские противопоказания при выборе профессии». Техника «Оценка видов деятельности» «Мои возможности», упражнения «Снежный ком» « Попугай» « Путаница».
3.4 Пути получении профессии (1ч)
1 занятие Актуализация знаний о способах и путях получения профессии.
Интернет- путешествие. « Где я могу получить профессию»
3.5 Портрет подходящей профессии (2 ч.)
1 занятие Формирование и развитие навыков самопознания. Минилекция «Роль жизненных ценностей при выборе профессии». Работа с таблицей «Мои жизненные ценности», Игра «Отдел кадров» проективный рисунок «Я через 10 лет»
2 занятие Обобщение знаний о профессиональном самоопределении.
Упражнения « Незаконченные предложения», Составление карты Самоописание. «Я сейчас, я в будущем» Проективный рисунок «каким я себя представляю в своей профессии»
Коррекция и развитие навыков саморегуляции
«Я учусь владеть собой» (8 ч.)
4.1 Что такое стресс. Способы помощи в стрессовых ситуациях (2ч.)
1 занятие Развитие навыков борьбы со стрессом. Мозговой штурм «Что такое стресс?» Работа с картой «Стрессовые ситуации»,упражнение «4 облака», «Маятник». Проективный рисунок «Я борюсь со стрессом».
1 занятие Развитие навыков борьбы со стрессом разработка памятки «Способы борьбы со стрессом» Упражнение «Мне нужна помощь», «Стеклянный колпак», «Маятник», «Глубокое дыхание» .
4.2 Отработка навыков саморегуляции и самоконтроля кинезиологическими методами.(2ч.)
1 занятие Развитие навыка самоконтроля и релаксации. Минилекция «Что такое кинезиология. Как она поможет в овладении навыков самоконтроля и саморегуляции». Упражнения «Дерево», «Луч солнца», «Водопад» «Орущие коты»
2 занятие Развитие навыка самоконтроля и релаксации. Навыки аутотренинга «Храм тишины»
«Мешочек гнева» Упражнение «Энергетическая зевота» «Стакан воды» «Кнопки мозга», «Крюки Денисона»
4.3 Как подготовиться к итоговой контрольной работе или экзамену.(1 ч)
1 занятие Советы по подготовке к итоговой контрольной работе или экзамену. Упражнения «Ассоциации» Памятка «Как заучивать материал, как справиться с волнением». Игра- тренинг «Тяните билет» (погружение в ситуацию сдачи экзамена)
4.4 Отработка навыков неконфликтного поведения. (2 ч)
1 занятие развитие навыка бесконфликтного общения. Минилекция «Что такое конфликт. Какие бывают конфликты». Отработка навыков неконфликтного поведения упражнения «Восковая палочка», «Коллективная сказка» «Рисуем молча»
занятие.
Упражнение на развитие мимических движений. Игра на тренировку умений распозновать эмоциональное состояние других людей по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей «Угадай и собери»). Упражнение , направленные на отработку навыков неконфликтного поведения. «Доброе слово» «Я тебя понимаю» Как укреплять свою коммуникабельность (выработка правил.)
4.5 Обобщающее занятие. « Карта моей будущей жизни»(1 ч.)
1 занятие обобщение полученных знаний, развитие представлений о будущем. Проективная методика «Карта моей будущей жизни» (создание коллажа).