Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании МО классных руководителей Протокол №_____от «____»_____________20___г Руководитель МО _________Путинцева Л.И. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Путинцева Е.П. «_____»____________20____г | «Утверждаю» Приказ №_____ от «_____» __________20__г Директор школы _________ Щербатых А.И. |
Рабочая программа учебного курса
«Путешествие в слово»
для 6а класса
Составил учитель русского языка и литературы
Попова Татьяна Ивановна
2020 – 2021 учебный год
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Организационное занятие «Великий и могучий»
Ученик научится:
-уважительно относится к родному языку, испытывать гордость за него;
- получать достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать активный и потенциальный словарный запас,
- ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
-уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные:
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, подтверждая вывод собственной аргументацией.
Понемногу о многом
Ученик научится:
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, таблица, схема);
- владеть ресурсами лексики и фразеологии языка,
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным,
при создании устных и письменных высказываний,
- использовать в речевой практике стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию.
Ученик получит возможность научиться:
- уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
-владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-отработать умение пользоваться словарями разных видов
-открыть новые знания о фразеологизмах, устаревших словах и архаизмах, исконно русских и заимствованных словах, узнают об этимологии, ономастике, топонимии, закрепят знания о сложных и сокращённых словах
-развивать творческие способности.
Слово – понятие, слово – творчество
Ученик научится:
-улучшать содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
-соблюдать основные орфоэпические и пунктуационные нормы литературного языка;
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно- следственные связи;
-строить рассуждения; создавать и защищать проекты
-повторит в игровой форме знания о лексическом значении слова, многозначности, синонимии и омонимии, антонимах познакомятся с видами омонимов, паронимами, отработает умение пользования словарями разных видов.
Ученик получит возможность научиться:
-уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
-отработать умение пользоваться этимологическим словарем
-углубить знания по теме «Тропы»
-развивать интеллектуальный потенциал;
-повышать уровень речевой грамотности,
-строить рассуждения;
-находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности речи;
-анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
-корректировать речь с учетом её соответствия основными нормами литературного языка,
-составлять кроссворды, ребусы,
-развивать свои творческие способности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
.
Организационное занятие «Великий и могучий»
Язык - «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения.
Первоучители словенские. Славянская азбука
Понемногу о многом
Почему мы так говорим? Азбучный имяслов История буквы ЯТЬ
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века
Литературный язык и местные говоры. Фразеологическое богатство языка
Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова
Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. Откуда пришли выражения? Пять фразеологизмов и сказок. Названия литературных произведений, ставших крылатыми. Написать короткий рассказ по фразеологизмам. Вопросы занимательной грамматики. Шарады.
. Слово – понятие, слово – творчество
Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. К истокам слова. Почему мы так говорим? «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем
Ударение в словах. История современных знаков препинания
Экскурсия в библиотеку: «В мире наших помощников», «Наш дар бессмертный - речь» «Путешествия по Стране Слов»: составление кроссвордов, ребусов. Итоговый урок.
Тематическое планирование С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Название темы | Количество часов |
Организационное занятие «Великий и могучий» | 1 |
Язык - «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Первоучители словенские. Славянская азбука | 1 |
Понемногу о многом | 1 20 |
Почему мы так говорим? Азбучный имяслов История буквы ЯТЬ | 2 |
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века | 1 3 |
Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов | 1 3 |
Литературный язык и местные говоры. Фразеологическое богатство языка | 2 |
Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему | 1 2 |
Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество | 2 2 |
История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ | 1 2 |
Откуда пришли выражения? Пять фразеологизмов и сказок. Названия литературных произведений, ставших крылатыми. Написать короткий рассказ про фразеологизм. Вопросы занимательной грамматики. Шарады. | 2 4 |
«Слово – понятие, слово – творчество» | 14 |
Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках | 1 2 |
К истокам слова. Почему мы так говорим? «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных | 1 1 |
Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем | 1 2 |
Ударение в словах. История современных знаков препинания | 1 2 |
Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников» | 1 1 |
Экскурсия в библиотеку «Наш дар бессмертный - речь» | 1 1 |
«Путешествия по Стране Слов» | 3 |
Итоговый урок | 1 |