СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по работе с одаренными детьми

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для огранизации профильной смены на базе школы или регионального центра работы с одаренными детьми. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по работе с одаренными детьми»

ГБОУ/ Региональный центр по выявлению и развитию одаренности

















Образовательная программа по литературному творчеству:

«Поколение Ру.Лит»

(учащиеся 7-11 классов)















Авторы-составители: Зинина Юлия Вячеславовна

Татьянникова Яна Юрьевна

Кошенко Елена Викторовна

Старшова Наталья Вадимовна

Пояснительная записка:

Программа «Поколение Ру.Лит» является общеразвивающей программой дополнительного образования для детей, проявивших одаренность в области литературы, ставших призёрами олимпиад по литературе различного уровня, добившихся успехов в литературных конкурсах, обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации и отобранных экспертами программы.

Программа реализуется в формате литературного марафона и подразумевает высокую интенсивность работы по выбранному направлению в рамках осенней/весенней/зимней лагерной смены.

Программа включает в себя творчество писателя, читателя, редактора.

Главная цель программы – создание условий для развития творческих способностей учащихся.

Задачами программы являются: развивать творческие способности, выявлять наиболее талантливых и одаренных детей, познакомить с приемами создания различных текстов, развивать умение выражать свою точку зрения.

Критерии отбора:

- наличие статуса призёра или победителя муниципального, регионального, всероссийского этапа ВСОШ по литературе;

- наличие статуса победителя или призёра в перечневых олимпиадах по профилю филология;

- наличие дипломов различного уровня творческих конкурсов литературной направленности;

- наличие публикаций текстов собственного сочинения различных жанров;

- наличие мотивационного письма в свободной форме.



Планируемые результаты:

В ходе реализации программы каждый участник получит возможность:

проявить свои творческие способности и творческую инициативу в различных сферах;

стать активными участниками обсуждения, дискуссий, мастер-классов, направленных на овладение приёмами создания текстов;

выразить свою точку зрения.

Структура разделов программы:

Программа подразумевает модульное построение:

  1. Читательская деятельность

За время работы в данном модуле дети знакомятся с чужими текстами, в том числе с текстами ровесников, научатся видеть различные приемы, которые помогли автору завладеть вниманием читателя, напишут критический отклик на одно из произведений и обсудят его в ходе дискуссии.

  1. Автор и текст

За время работы в данном модуле дети овладеют приемами создания собственных текстов, поучаствуют в практикуме, поработают с наставниками, получат консультации по написанию своей работы и возможность представить её перед публикой.

  1. Событие

За время работы в данном блоке дети узнают, каким образом можно оформить результат своей работы, реализуют творческий потенциал, научатся различным способам презентации своего творчества.







Содержание программы:

1 модуль: Читательская деятельность (спикеры: научные сотрудники, местные писатели и поэты) – ( 2 дня )

1-й день

Лекция «Анализ художественных приёмов в различных авторских текстах»

2 ч

Лекция от ведущих научных сотрудников региональных вузов поможет глубже понять текст, уровни его анализа, структурные компоненты.

2-ой день

Практикум «Критический отзыв как средство интерпретации текса»

На практикуме ребята познакомятся с критикой к художественным текстам, попробуют свои силы в составлении собственного критического отзыва

Большая дискуссия

Первое событие для ребят в ходе марафона, на котором они смогут представить свои критические отзывы на небольшие произведения.



2 Модуль: Автор и текст (спикеры: студенты факультета журналистики, филологии, лингвистики; известные журналисты, редакторы различных местных СМИ, писатели и поэты) – 3 дня

1-й день

Мастер-класс «Заголовок с интригой»




2 ч

На мастер-классе ученики получат возможность узнать от ведущих специалистов о роли заголовка в литературном произведении, научатся приемам создания собственных названий с помощью таких приемов, как «Тайна, секрет, интрига», «Соль на рану»: заголовок содержит в себе объект и какую-то интересную ситуацию, например, книга, которую я никогда не посоветую своим одноклассникам; ошибка, которая может стать роковой на экзамене.

Мастер-класс «Ценностная основа в литературном произведении»




2 ч

На этот мастер-классе дети узнают о том, что является одной из основ художественного произведения и научатся использовать это в своей работе. Здесь можно использовать такие приёмы, которые строятся по формуле: ценность – случай – вывод. Они помогут школьнику выразить своё отношение к явлениям и ситуациям. Под случаем подразумевается литературное произведение, случай в стране, а вывод – это то, что автор (ученик) понял о себе.

2-й день

Мастер-класс «Язык литературы: инструкция по применению»


Этот мастер-класс раскроет перед учащимися возможности использования всех средств выразительности языка для своего произведения. Здесь предполагается использовать такие приемы как: «Неожиданная метафора», «Завершите предложение», «Зашифруй книгу».

Мастер-класс «Секреты композиции»


Раскрыть возможности построения произведения поможет данный мастер-класс. Он будет строиться вокруг простых и сложных приёмов, которые помогут ученику выстраивать композицию собственного произведения. «Напиши инструкцию к объекту, который ее не требует», «Правила построения истории по формуле: Кто? Что? Когда? Где? Почему?», «Добавь конфликт»

3-й день

Мастер-класс «Смешиваем и взбалтываем: работа со стилями»


Ученики получат возможность научиться свободно владеть различными стилями речи, узнают особенности каждого из стилей. Основным приёмом работы здесь является «Смешиваем и взбалтываем», который позволит переводить различные тексты одного стиля в другой.

Работа с наставником

10 ч

Наставник поможет в создании собственных текстов.



3 модуль: Событие (специалисты в области оформления СМИ, дизайна)- 2 дня

1-й день

Творческая лаборатория: «Презентуй это»


2 ч

Ученики получат возможность узнать о различных способах презентации творческого продукта, научатся основам дизайна и нестандартным подходам в работе с текстом.

2-й день

Представление собственных текстов в литературном ресторане.


Ученикам предстоит презентовать свои «блюда» в литературном ресторане марафона, а наставникам и спикерам выбрать понравившиеся из меню работы, которые оформляют участники. Им также предстоит поработать над интерьером в литературном стиле.



















Расписание работы 4 дня литературного марафона:

10:00 – 11:30

Мастер-класс «Язык литературы: инструкция по применению» (ученый-специалист в данной отрасли/ известный журналист)

Теория: теоретические основы использования различных приёмов языка.

Практика: пробует применить полученные знания на практике и поучаствовать в мини-обсуждении работ коллег.

12:00 – 13:30

Работа с наставником программы, который поможет ему отредактировать наименее удачные места собственного текста и выбрать лучшие.

15:00-16:30

Мастер-класс «Секреты композиции» (редакторы местных СМИ/ писатели)

Теория: теоретические основы использования различных приёмов языка.

Практика: пробует применить полученные приёмы на практике и поучаствовать в мини-обсуждении.

17:00-18:30

Работа с наставником программы, который поможет ему отредактировать наименее удачные места собственного текста и выбрать лучшие.

19:00-20:30

Время для самостоятельной работы над итоговым текстом.





Интеграция программы в систему дополнительного образования в регионе

Данную программу можно рассматривать в системе дополнительного образования региона в работе с одаренными детьми: это может быть подготовка к творческим литературным конкурсам, сочинениям и олимпиадам по литературе, а также подготовка проектов и исследовательских работ, подготовка к поступлению в вузы по направлениям: филология, лингвистика, журналистика, реклама и связи с общественностью. Так как работа, проделанная на программе, даст возможность ученикам потренировать творческие способности в создании письменных текстов разной направленности и в оформлении и презентации полученных результатов. У учеников появится опыт общения с ведущими специалистами региона в данной области. Программа может входить в годовую программу регионального центра по работе с одаренными детьми или реализоваться на базе школы в профильных классах или в рамках профильной практики.

Критерии отбора для педагогов

На программу приглашаются педагоги:

- педагоги, подготовившие призеров и победителей творческих и литературных конкурсов;

- члены жюри олимпиад по литературе, творческих литературных конкурсов;

- научные сотрудники региональных вузов;

- местные поэты и писатели, в том числе молодые.