Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Листопадовская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru
ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150
Принята решением педагогического совета «30 » августа 2019 года ( протокол № 1) | «Утверждаю» Директор школы _______Л.А.Чернавина Приказ №110 от «30» августа 2019 года. |
Рабочая программа
по речевой практике (В-1)
2 класс
УМК:
- Комарова С.В. Устная речь. 1-4 классы. Методические рекомендации для специальных (коррекц.) учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.
- Комарова С.В., Головкина Т.М. Речевая практика. 2 класс. Учебник. – М: Просвещение, 2018.
- Комарова С.В., Головкина Т.М. Речевая практика. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М: Просвещение, 2018.
Составитель:
учитель начальных классов:
Ильина Ольга Николаевна,
I квалификационная категории
с.Листопадовка
2019-2020 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями / Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г., № 1599.
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009.
- Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ Листопадовской СОШ (вариант 1), протокол педсовета №1 от 28.08.2018 г., приказ №1 от 01.09.2018 г.
Содержание учебного предмета
Аудирование
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту.
Дикция и выразительность речи
Общие упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы активизации органов речи). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Голос. Сила голоса. Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, грубого, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я и мои товарищи», «Любимое занятие», «Мир природы».
Тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «Истории о лете», «Три поросёнка», «Расскажи мне о школе!», «Алло! Алло!», «С Днём рождения!», «Дежурство», «У меня есть щенок», «Красная шапочка», «Я записался в кружок».
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материл. Узнавание предметов по их частям или по признакам.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах.
Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения
Выражение благодарности. Вежливые слова. Расширение слов для приветствия и прощания.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
Словарь: аудирование, беседа, выразительность речи, диалог, дикция, дыхательные упражнения, жесты, инсценировка, культура общения, мимика, органы речевого аппарата, ролевая игра, сила голоса, стихотворения, темп и тон речи, устная речь, чистоговорки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, осознание языка как основного средства человеческого общения;
- понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- формирование умение проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;
- осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Предметные:
Учащиеся должны уметь:
Выполнять задания словесной инструкции,
Различать громкую и шепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.
Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,
Называть свою улицу,
Участвовать в ролевых играх,
Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика»:
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио - и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Метапредметные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности;
- понимать и соблюдать последовательность действий;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты, называть их тему;
- выразительно говорить и читать;
- формировать вопрос к иллюстрации;
- осуществлять коллективное описание компонентов объекта.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов | Дата |
1 | Слушание и повторение слов, близких по звучанию с опорой на наглядные средства. | 1 | 04.09 |
2 | Выполнение действий с предлогами. | 1 | 11.09 |
3 | Соотнесение речи и изображения. | 1 | 18.09 |
4 | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих «слова-родственники». | 1 | 25.09 |
5 | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. | 1 | 02.10 |
6 | Дыхательные упражнения. | 1 | 09.10 |
7 | Голос. Сила голоса. Громкая, тихая и шёпотная речь. | 1 | 16.10 |
8 | Упражнения с использованием силы голоса по звучанию. | 1 | 23.10 |
9 | Темп речи. Упражнения в быстром и медленном проговаривании слов и предложений. | 1 | 06.11 |
10 | Инсценировка фрагментов сказки С.Маршака «Кошкин дом». | 1 | 13.11 |
11 | Инсценировка русской народной сказки «Колобок». | 1 | 20.11 |
12 | Мимика и жесты. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, весёлое. | 1 | 27.11 |
13 | Тон голоса: приветливый, вежливый, грустный, испуганный, сердитый. | 1 | 04.12 |
14 | Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию. | 1 | 11.12 |
15 | Лексическая тема «Игры детей». | 1 | 18.12 |
16 | Лексическая тема «Играем в сказку». | 1 | 25.12 |
17 | Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию. | 1 | |
18 | Речевая ситуация: «Расскажи мне о школе». | 1 | |
19 | Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию. | 1 | |
20 | Речевая ситуация: «Алло! Алло!». | 1 | |
21 | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме «Алло! Алло!». | 1 | |
22 | Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию. | 1 | |
23 | Речевая ситуация: «С днём рождения!». | 1 | |
24 | Речевая ситуация: «Дежурство». | 1 | |
25 | Ролевая игра по теме «Дежурство». | 1 | |
26 | Лексическая тема «Мир природы». | 1 | |
27 | Речевая ситуация: «У меня есть щенок». | 1 | |
28 | Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию. | 1 | |
29 | Речевая ситуация: «Красная шапочка». | 1 | |
30 | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме «Сказка «Красная шапочка». | 1 | |
31 | Лексическая тема «Любимое занятие». | 1 | |
32 | Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию. | 1 | |
33 | Выражение благодарности. Вежливые слова. | 1 | |
34 | Ролевая игра по теме « Вежливые слова ». | 1 | |
35 | Инсценировка сказки К.Чуковского «Цыплёнок». | 1 | |
Учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного процесса.
1. Методическое обеспечение учителя:
- Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - СПб: «Союз», 2001.
- Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.
- Комарова С.В. Устная речь. 1-4 классы. Методические рекомендации для специальных (коррекц.) учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). - М.: Просвещение, 2017.
- Соботович Е.Ф Речевое недоразвитие у детей и пути их коррекции. - Москва, 2003.
2. Учебники, учебные пособия (для обучающихся дополнительные):
3. Рабочие тетради, пособия (для обучающихся дополнительные):
- Комарова С.В., Головкина Т.М. Речевая практика. Рабочая тетрадь. 2 кл. – М: Просвещение, 2018.
4. Экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы:
- Аудиозаписи (грамзаписи) исполнения мастерами художественного слова изучаемых произведений, записи звуков природы в соответствии с программой обучения.
- Слайды (диапозитивы), диафильмы, соответствующие содержанию тематике программы по предмету.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, определённой в примерной программе по предмету.
- Учебные видеофильмы, видеосюжеты, мультипликационные фильмы, соответствующие содержанию обучения.
5. Технические средства:
- Диапроектор для демонстрации слайдов (диапозитивы, диафильмы).
- Интерактивная доска.
- Кассетная магнитола с проигрывателем компакт-дисков.
- Ноутбук учителя.
6. Учебно-практическое, учебно-лабораторное оборудование:
- Модели: условно-графическая запись слогов, слов, предложений.
- Пособие «Звучащее слово».
- Раздаточный материал по изучаемым темам.
- Учебник.
7. Печатные пособия:
- Демонстрационный материал «Чувства. Эмоции».
- Детские книги со сказками.
- Комплект портретов писателей и поэтов.
- Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по предмету (в том числе в цифровой форме).
- Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста и для логопедического обследования детей 2-4 лет.
8. Натуральные объекты:
- Маски для театрализованных игр.
9. Игры, игрушки:
- Настольные игры в соответствии с изучаемыми темами.
- Настольный театр.
- Пальчиковые куклы.
- Плоскостные игрушки.
.