СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по речевой практике для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (В-1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по речевой практике для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (В-1)»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Листопадовская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района Воронежской области

397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru

ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150

Принята решением педагогического совета

«30 » августа 2019 года

( протокол № 1)

«Утверждаю»

Директор школы _______Л.А.Чернавина

Приказ №110 от «30» августа 2019 года.




Рабочая программа

по речевой практике (В-1)

2 класс

УМК:

- Комарова С.В. Устная речь. 1-4 классы. Методические рекомендации для специальных (коррекц.) учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.

- Комарова С.В., Головкина Т.М. Речевая практика. 2 класс. Учебник. – М: Просвещение, 2018.

- Комарова С.В., Головкина Т.М. Речевая практика. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М: Просвещение, 2018.




Составитель:

учитель начальных классов:

Ильина Ольга Николаевна,

I квалификационная категории

с.Листопадовка

2019-2020 уч.г.





Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями / Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г., № 1599.

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009.

- Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ Листопадовской СОШ (вариант 1), протокол педсовета №1 от 28.08.2018 г., приказ №1 от 01.09.2018 г.


Содержание учебного предмета


Аудирование

Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства).

Выполнение действий с предлогами.

Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту.


Дикция и выразительность речи

Общие упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы активизации органов речи). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.

Дыхательные упражнения.

Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.

Голос. Сила голоса. Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.

Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.

Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.

Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, грубого, испуганного, сердитого.


Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я и мои товарищи», «Любимое занятие», «Мир природы».

Тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «Истории о лете», «Три поросёнка», «Расскажи мне о школе!», «Алло! Алло!», «С Днём рождения!», «Дежурство», «У меня есть щенок», «Красная шапочка», «Я записался в кружок».

Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материл. Узнавание предметов по их частям или по признакам.

Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах.

Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.

Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.

Коллективное составление рассказа.


Культура общения

Выражение благодарности. Вежливые слова. Расширение слов для приветствия и прощания.

Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.


Словарь: аудирование, беседа, выразительность речи, диалог, дикция, дыхательные упражнения, жесты, инсценировка, культура общения, мимика, органы речевого аппарата, ролевая игра, сила голоса, стихотворения, темп и тон речи, устная речь, чистоговорки.



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, осознание языка как основного средства человеческого общения;

- понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- формирование умение проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;

- осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.




Предметные:

Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнять задания словесной инструкции,

  2. Различать громкую и шепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.

  3. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,

  4. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,

  5. Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,

  6. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,

  7. Называть свою улицу,

  8. Участвовать в ролевых играх,

  9. Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика»:

Минимальный уровень:

  • формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

  • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

  • восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

  • выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

  • участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

  • ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.


Достаточный уровень:

  • понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

  • понимание содержания детских радио - и телепередач, ответы на вопросы учителя;

  • выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

  • активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

  • высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

  • участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

  • составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.


Метапредметные:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности;

- понимать и соблюдать последовательность действий;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

- выразительно говорить и читать;

- формировать вопрос к иллюстрации;

- осуществлять коллективное описание компонентов объекта.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

Дата

1

Слушание и повторение слов, близких по звучанию с опорой на наглядные средства.

1

04.09

2

Выполнение действий с предлогами.

1

11.09

3

Соотнесение речи и изображения.

1

18.09

4

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих «слова-родственники».

1

25.09

5

Упражнения на подвижность органов речевого аппарата.

1

02.10

6

Дыхательные упражнения.

1

09.10

7

Голос. Сила голоса. Громкая, тихая и шёпотная речь.

1

16.10

8

Упражнения с использованием силы голоса по звучанию.

1

23.10

9

Темп речи. Упражнения в быстром и медленном проговаривании слов и предложений.

1

06.11

10

Инсценировка фрагментов сказки С.Маршака «Кошкин дом».

1

13.11

11

Инсценировка русской народной сказки «Колобок».

1

20.11

12

Мимика и жесты. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, весёлое.

1

27.11

13

Тон голоса: приветливый, вежливый, грустный, испуганный, сердитый.

1

04.12

14

Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию.

1

11.12

15

Лексическая тема «Игры детей».

1

18.12

16

Лексическая тема «Играем в сказку».

1

25.12

17

Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию.

1


18

Речевая ситуация: «Расскажи мне о школе».

1


19

Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию.

1


20

Речевая ситуация: «Алло! Алло!».

1


21

Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме «Алло! Алло!».

1


22

Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию.

1


23

Речевая ситуация: «С днём рождения!».

1


24

Речевая ситуация: «Дежурство».

1


25

Ролевая игра по теме «Дежурство».

1


26

Лексическая тема «Мир природы».

1


27

Речевая ситуация: «У меня есть щенок».

1


28

Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию.

1


29

Речевая ситуация: «Красная шапочка».

1


30

Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме «Сказка «Красная шапочка».

1


31

Лексическая тема «Любимое занятие».

1


32

Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию.

1


33

Выражение благодарности. Вежливые слова.

1


34

Ролевая игра по теме « Вежливые слова ».

1


35

Инсценировка сказки К.Чуковского «Цыплёнок».

1





Учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного процесса.


1. Методическое обеспечение учителя:

- Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - СПб: «Союз», 2001.

- Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.

- Комарова С.В. Устная речь. 1-4 классы. Методические рекомендации для специальных (коррекц.) учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.

- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). - М.: Просвещение, 2017.

- Соботович Е.Ф Речевое недоразвитие у детей и пути их коррекции. - Москва, 2003.


2. Учебники, учебные пособия (для обучающихся дополнительные):

3. Рабочие тетради, пособия (для обучающихся дополнительные):


- Комарова С.В., Головкина Т.М. Речевая практика. Рабочая тетрадь. 2 кл. – М: Просвещение, 2018.


4. Экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы:

- Аудиозаписи (грамзаписи) исполнения мастерами художественного слова изучаемых произведений, записи звуков природы в соответствии с программой обучения.

- Слайды (диапозитивы), диафильмы, соответствующие содержанию тематике программы по предмету.

- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, определённой в примерной программе по предмету.

- Учебные видеофильмы, видеосюжеты, мультипликационные фильмы, соответствующие содержанию обучения.


5. Технические средства:

- Диапроектор для демонстрации слайдов (диапозитивы, диафильмы).

- Интерактивная доска.

- Кассетная магнитола с проигрывателем компакт-дисков.

- Ноутбук учителя.


6. Учебно-практическое, учебно-лабораторное оборудование:

- Модели: условно-графическая запись слогов, слов, предложений.

- Пособие «Звучащее слово».

- Раздаточный материал по изучаемым темам.

- Учебник.


7. Печатные пособия:

- Демонстрационный материал «Чувства. Эмоции».

- Детские книги со сказками.

- Комплект портретов писателей и поэтов.

- Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по предмету (в том числе в цифровой форме).

- Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста и для логопедического обследования детей 2-4 лет.


8. Натуральные объекты:

- Маски для театрализованных игр.


9. Игры, игрушки:

- Настольные игры в соответствии с изучаемыми темами.

- Настольный театр.

- Пальчиковые куклы.

- Плоскостные игрушки.



.