СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по речевой практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по речевой практике»

Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Речевая практика»

Пояснительная записка

Рабочая программа по речевой практике составлена на основании ФГОС для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 09.10. 2015. и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Речевая практика является одним из учебных предметов, составляющих предметную область «Язык и речевая практика», введение которого в курс обучения в 3 классе обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей (с лёгкой степенью умственной отсталости), недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Для реализации данной программы был выбран учебник для 3 класса "Устная речь" для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2017г.  

Основная цель обучения речевой практике в 3 классе: развитие коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, подготовка детей с лёгкой степенью умственной отсталости к жизни в современном обществе. Исходя из основной цели, задачами речевой практики являются:

Образовательные:

•совершенствование речевого опыта;

• развитие устной коммуникации;

•обучение построению устных связных высказываний;

Воспитательные:

•воспитание культуры речевого общения;

Корекционно-развивающие:

•коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;

•развитие выразительности речи.


Общая характеристика учебного предмета «Речевая практика»

Основу данного предмета составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания, о значении речи в жизни человека. Большая часть времени на уроках отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей. Играя,соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, обучающиеся осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.

Обучающиеся постепенно овладевают таким качеством устной речи, как выразительность: сила, темп, тон, мелодика. Они учатся понимать и использовать в речевом общении мимику и жесты. Материалом для такой работы служат различные скороговорки, потешки, прибаутки, короткие стихотворения, песенки, считалки, загадки, связанные с темой урока.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. В этой связи необходимо проводить специальную работу по обогащению речи словами, оборотами, конструкциями и другими языковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия и др., помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Урок по учебному предмету «Речевая практика» строится на основе темы, выбранной дли создания речевой ситуации. Отбор материала по звукопроизношению, дикции, выразительности речи и культуре общения подчинен требованиям темы и служит как повышению общего уровня речи, так и улучшению качества речевого общения в заданной ситуации. Всякое упражнение должно показывать ученику, как наилучшим образом справиться с отдельным речевым заданием, и помогать ему реализовать их в речевой ситуации.

Работа обучающихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.


Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане



Курс «речевая практика» рассчитан на очную форму обучения. На изучение данного предмета в 3 классе выделено 0,25 часа в неделю, что составляет 9 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»

Освоение рабочей программы учебного предмета «Речевая практика» (3 класс), созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты


  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.


Предметные результаты


Обучающиеся с особыми образовательными потребностями к концу учебного года должны освоить учебный предмет «Речевая практика» по минимальному уровню:

  • выполнять простейшие движения или задания по словесной инструкции,

  • изменять силу голоса: громко - тихо, замедлять или ускорять темп речи по указанию учителя,

  • при обыгрывании ситуации использовать в речи отработанные слова и простые предложения,

  • при встрече и прощании правильно пользоваться вежливыми словами


Достаточный уровень освоения учебного предмета «Речевая практика»

  • Выполнять задания словесной инструкции

  • Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,

  • Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,

  • соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,

  • Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,

  • Называть свою улицу

  • Участвовать в ролевых играх

  • Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал


Содержание учебного предмета «Речевая практика»


Содержание основных тем по учебному предмету «Речевая практика» нацелено:

-на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь;

-отработку у обучающихся четкости  произношения, его эмоциональной выразительности;

-подготовку к созданию речевой ситуации  и организации высказывания


В содержание учебного предмета входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.


Основные виды работ: беседа, заучивание с голоса учителя стихотворений, загадок, скороговорок, составление диалогов, проигрывание ситуаций, просмотр видеофильмов.


Школьная жизнь

Планируемые результаты:

Предметные: выполнять задания по словесной инструкции, называть предметы и действия, соотносить их с картинками, употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям, правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании, сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников

Познавательные: наблюдать, работать с информацией: понимать изображение, устное высказывание, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях; сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Регулятивные: передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.), входить и выходить из учебного помещения со звонком.

Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель-класс).

Подвижные игры

Планируемые результаты:

Предметные: выполнять задания по словесной инструкции, называть предметы и действия, соотносить их с картинками, употреблять «вежливые» слова во время игры, научиться играть в парах, группах

Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Регулятивные: передвигаться по школе, находить необходимые помещения; адекватно использовать ритуалы школьного поведения, использовать правила поведения на школьном дворе

Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель-класс).

Инсценируем сказку

Планируемые результаты:

Предметные: выполнять задания по словесной инструкции, научиться выразительно читать роль, эмоционально показывать характер героя

Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Регулятивные: передвигаться по классу, уметь выполнять действия по плану

Коммуникативные: уметь строить диалог, вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель-класс).

Какой я дома. Я за порогом дома.

Планируемые результаты:

Предметные: употреблять «вежливые» слова при обращении к близким людям, правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании, уметь вести себя в общественном транспорте, на улице, соблюдать ПДД, соблюдать правила безопасного поведения

Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Регулятивные: уметь выполнять действия по плану, безопасно передвигаться по улице

Коммуникативные: уметь строить диалог, вступать в контакт

Мои друзья

Планируемые результаты:

Предметные: уметь строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом, употреблять «вежливые» слова при обращении к другу, правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании, уметь вести себя в гостях, соблюдать правила общения

Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; активно участвовать в учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь строить диалог, вступать в контакт

У нас праздник

Планируемые результаты:

Предметные: знать историю и традиции праздников, уметь составлять поздравления,

учить строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков

Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; активно участвовать в учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь проигрывать диалог при вручении подарков, строить диалог, вступать в контакт

Сезонные изменения в природе

Планируемые результаты:

Предметные: выполнять задания по словесной инструкции, называть предметы и действия, соотносить их с картинками, знать названия времён года, месяцев, их признаки

Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место, определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов; активно участвовать в учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь строить высказывание по наблюдению

Чистота-залог здоровья

Планируемые результаты:

Предметные: выполнять задания по словесной инструкции, называть предметы и действия, соотносить их с картинками, знать и применять практические умения по соблюдению личной гигиены

Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место, определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов; активно участвовать в учебной деятельности.

Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель-класс).


Учебно-тематический план по предмету «Речевая практика»


Наименование тем урока

Всего часов

Школьная жизнь

Подвижные игры

Инсценируем сказку

Какой я дома

Я за порогом дома

Мои друзья

У нас праздник

Сезонные изменения в природе

Чистота - залог здоровья

Итого:



Учебно - методическое обеспечение

Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. Просвещение, 2017.

Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.

Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос



8