Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Речевая практика»
Пояснительная записка
Рабочая программа по речевой практике составлена на основании ФГОС для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 09.10. 2015. и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Речевая практика является одним из учебных предметов, составляющих предметную область «Язык и речевая практика», введение которого в курс обучения в 3 классе обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей (с лёгкой степенью умственной отсталости), недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Для реализации данной программы был выбран учебник для 3 класса "Устная речь" для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2017г.
Основная цель обучения речевой практике в 3 классе: развитие коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, подготовка детей с лёгкой степенью умственной отсталости к жизни в современном обществе. Исходя из основной цели, задачами речевой практики являются:
Образовательные:
•совершенствование речевого опыта;
• развитие устной коммуникации;
•обучение построению устных связных высказываний;
Воспитательные:
•воспитание культуры речевого общения;
Корекционно-развивающие:
•коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
•развитие выразительности речи.
Общая характеристика учебного предмета «Речевая практика»
Основу данного предмета составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания, о значении речи в жизни человека. Большая часть времени на уроках отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей. Играя,соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, обучающиеся осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.
Обучающиеся постепенно овладевают таким качеством устной речи, как выразительность: сила, темп, тон, мелодика. Они учатся понимать и использовать в речевом общении мимику и жесты. Материалом для такой работы служат различные скороговорки, потешки, прибаутки, короткие стихотворения, песенки, считалки, загадки, связанные с темой урока.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. В этой связи необходимо проводить специальную работу по обогащению речи словами, оборотами, конструкциями и другими языковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия и др., помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок по учебному предмету «Речевая практика» строится на основе темы, выбранной дли создания речевой ситуации. Отбор материала по звукопроизношению, дикции, выразительности речи и культуре общения подчинен требованиям темы и служит как повышению общего уровня речи, так и улучшению качества речевого общения в заданной ситуации. Всякое упражнение должно показывать ученику, как наилучшим образом справиться с отдельным речевым заданием, и помогать ему реализовать их в речевой ситуации.
Работа обучающихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
Курс «речевая практика» рассчитан на очную форму обучения. На изучение данного предмета в 3 классе выделено 0,25 часа в неделю, что составляет 9 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Освоение рабочей программы учебного предмета «Речевая практика» (3 класс), созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями к концу учебного года должны освоить учебный предмет «Речевая практика» по минимальному уровню:
выполнять простейшие движения или задания по словесной инструкции,
изменять силу голоса: громко - тихо, замедлять или ускорять темп речи по указанию учителя,
при обыгрывании ситуации использовать в речи отработанные слова и простые предложения,
при встрече и прощании правильно пользоваться вежливыми словами
Достаточный уровень освоения учебного предмета «Речевая практика»
Выполнять задания словесной инструкции
Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,
Называть свою улицу
Участвовать в ролевых играх
Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал
Содержание учебного предмета «Речевая практика»
Содержание основных тем по учебному предмету «Речевая практика» нацелено:
-на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь;
-отработку у обучающихся четкости произношения, его эмоциональной выразительности;
-подготовку к созданию речевой ситуации и организации высказывания
В содержание учебного предмета входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.
Основные виды работ: беседа, заучивание с голоса учителя стихотворений, загадок, скороговорок, составление диалогов, проигрывание ситуаций, просмотр видеофильмов.
Школьная жизнь
Планируемые результаты:
Предметные: выполнять задания по словесной инструкции, называть предметы и действия, соотносить их с картинками, употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям, правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании, сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников
Познавательные: наблюдать, работать с информацией: понимать изображение, устное высказывание, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях; сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Регулятивные: передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.), входить и выходить из учебного помещения со звонком.
Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель-класс).
Подвижные игры
Планируемые результаты:
Предметные: выполнять задания по словесной инструкции, называть предметы и действия, соотносить их с картинками, употреблять «вежливые» слова во время игры, научиться играть в парах, группах
Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
Регулятивные: передвигаться по школе, находить необходимые помещения; адекватно использовать ритуалы школьного поведения, использовать правила поведения на школьном дворе
Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель-класс).
Инсценируем сказку
Планируемые результаты:
Предметные: выполнять задания по словесной инструкции, научиться выразительно читать роль, эмоционально показывать характер героя
Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
Регулятивные: передвигаться по классу, уметь выполнять действия по плану
Коммуникативные: уметь строить диалог, вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель-класс).
Какой я дома. Я за порогом дома.
Планируемые результаты:
Предметные: употреблять «вежливые» слова при обращении к близким людям, правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании, уметь вести себя в общественном транспорте, на улице, соблюдать ПДД, соблюдать правила безопасного поведения
Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Регулятивные: уметь выполнять действия по плану, безопасно передвигаться по улице
Коммуникативные: уметь строить диалог, вступать в контакт
Мои друзья
Планируемые результаты:
Предметные: уметь строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом, употреблять «вежливые» слова при обращении к другу, правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании, уметь вести себя в гостях, соблюдать правила общения
Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; активно участвовать в учебной деятельности.
Коммуникативные: уметь строить диалог, вступать в контакт
У нас праздник
Планируемые результаты:
Предметные: знать историю и традиции праздников, уметь составлять поздравления,
учить строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков
Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; активно участвовать в учебной деятельности.
Коммуникативные: уметь проигрывать диалог при вручении подарков, строить диалог, вступать в контакт
Сезонные изменения в природе
Планируемые результаты:
Предметные: выполнять задания по словесной инструкции, называть предметы и действия, соотносить их с картинками, знать названия времён года, месяцев, их признаки
Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место, определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов; активно участвовать в учебной деятельности.
Коммуникативные: уметь строить высказывание по наблюдению
Чистота-залог здоровья
Планируемые результаты:
Предметные: выполнять задания по словесной инструкции, называть предметы и действия, соотносить их с картинками, знать и применять практические умения по соблюдению личной гигиены
Познавательные: наблюдать; работать с информацией, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место, определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов; активно участвовать в учебной деятельности.
Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель-класс).
Учебно-тематический план по предмету «Речевая практика»
Наименование тем урока | Всего часов |
Школьная жизнь | 1ч |
Подвижные игры | 1ч |
Инсценируем сказку | 1ч |
Какой я дома | 1ч |
Я за порогом дома | 1ч |
Мои друзья | 1ч |
У нас праздник | 1ч |
Сезонные изменения в природе | 1ч |
Чистота - залог здоровья | 1ч |
Итого: | 9ч |
Учебно - методическое обеспечение
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. Просвещение, 2017.
Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос
8