СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по регионально литературе Дальнего Востока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по регионально литературе Дальнего Востока на основе пособия "Лукошко"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по регионально литературе Дальнего Востока»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса «Региональная литература»

для обучающихся 1-4 классов












Хабаровск




Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Место учебного курса «Литературное чтение на родном языке» в базисном (образовательном) учебном плане.

  4. Результаты изучения учебного предмета.

  5. Содержание учебного предмета.

  6. Тематическое планирование.

  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.



Пояснительная записка

Данная примерная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и варианта учебного плана, указанного в ФГОС начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 для общеобразовательных организаций с русским языком обучения. На основе регионального компонента литературного образования с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературному чтению, что позволяет соотнести содержание данной программы с ведущими аспектами программы по литературному чтению для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной министерством образования Хабаровского края для дополнительного чтения. Программа «Литературное чтение на родном языке» построена на основе авторской программы М. Н. Ходаковской, знакомит учащихся с творчеством писателей Хабаровского края, получившими известность за пределами региона, а также с творчеством коренных народов Дальнего Востока.

Цель программы: формирование читательской компетенции младшего школьника через познание лучших образцов искусства слова Хабаровского края и о Хабаровском крае, через нравственно-эстетическое сопереживание; помочь школьнику ориентироваться в изменяющемся мире, обогатив его духовно- нравственный опыт литературными образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, расширить его эстетический, краеведческий и исторический кругозор, способствовать пробуждению тяги к самосовершенствовании, самовоспитанию, саморазвитию.

Цель программы определяет характер конкретных задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебник-хрестоматия по Дальневосточной литературе для 1 – 4 классов «Лукошко», составитель М. Н. Ходаковская.


Общая характеристика учебного предмета

Примерные образовательные программы по предмету «Литературное чтение на родном языке» для начальных классов общеобразовательных организаций является фундаментальным ядром общего образования и разработаны на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Учебный процесс по этим примерным образовательным программам ведется систематически.

Примерные программы определяют инвариантную (обязательную) часть учебного предмета. Они служат ориентиром для разработчиков авторских учебных программ по литературному чтению для школ с родным (русским) языком обучения. Авторы-составители учебников и рабочих программ могут расширить объем и содержание учебного материала; рекомендовать виды работ, которые способствуют развитию и воспитанию учащихся. В примерных образовательных программах рассмотрено формирование читательской деятельности, с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся.

Примерная программа состоит из следующих разделов: «Пояснительная записка», «Содержание курса», «Результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение», «Рекомендованные литературные произведения для внеклассного чтения», «Примерное тематическое планирование».

В разделе «Пояснительная записка» отражаются особенности каждого раздела, дается общая характеристика учебного предмета и его место в базисном учебном плане, особое внимание уделяется определению целей учебного курса, а также требования к усвоению знаний по литературному чтению начального общеобразовательного курса.

Цель и планируемые результаты даются в нескольких направлениях: личность, образование и метапредмет (изучение, организация работы, коммуникативное мастерство).

В разделе «Примерное тематическое планирование» дается список условных тем, с примерным распределением учебных часов по разделам курса; характеристика основному содержанию тем и видам деятельности обучающихся.

В примерной образовательной программе отдельное место занимает «Рекомендации по оборудованию учебного класса»


Роль учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в реализации целей начальной школы. Литературное чтение на родном языке – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области.

Основные дидактические понятия программы: читательская деятельность, речевая деятельность, детская литература, художественная книга, литературный герой (образ), суть произведения, идея-тематическое содержание, художественный сюжет, художественный стиль, средства выразительности, культура чтения, творческая деятельность. Согласно учебному плану, в течение учебного года рассмотрено изучение интересных, содержательных классических и современных произведений, с учетом физиологических и психологических особенностей учащихся.

Цели обучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»:

  • обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

  • формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя;

  • формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение на родном языке» в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • чтение и изучение предназначенных для детей произведений дальневосточных, русских и зарубежных авторов;

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста, воспитание интереса к чтению и книге; расширение кругозора, обучение универсальным видам деятельности (наблюдению, сравнению, анализу, мышлению, общению с другими и т.д.);

  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

  • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведения.

Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» посвящена формированию видов речевой деятельности (аудирование или слушание, чтение, устная и письменная речь).

Аудирование (слушание). Умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение. Читательская деятельность. Осознанное, правильное, беглое и выразительное чтение, анализ прочитанного. Выбор книги для внеклассного чтения.

Говорение. Пересказ содержания прочитанного произведения. Работа над текстом: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог; отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо. Описание поведения литературных героев, создание собственных текстов-рассуждений по тому или иному явлению и т.д.


4. Место учебного курса «Литературное чтение на родном языке» в базисном (образовательном) учебном плане


По учебному плану общеобразовательной организации на уровне начального общего образования на изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» отводится всего 134 часа: в 1 классе – 32 часа, во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 34 часа.

5. Результаты изучения учебного предмета

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Литература Дальнего Востока» являются следующие умения:

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература Дальнего Востока» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литература Дальнего Востока» является сформированность следующих умений:

-воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

-осмысленно, правильно читать целыми словами;

-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

-подробно пересказывать текст;

-составлять устный рассказ по картинке;

-заучивать наизусть небольшие стихотворения;

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

-различать рассказ и стихотворение.

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Литература Дальнего Востока» являются следующие умения:

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература Дальнего Востока» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литература Дальнего Востока» является сформированность следующих умений:

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

-понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

-делить текст на части, озаглавливать части;

-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

-подробно и выборочно пересказывать текст;

-составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

-размышлять о характере и поступках героя;

-относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

-находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

-относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


3−4-й классы

Личностными результатами изучения курса «Литература Дальнего Востока» являются следующие умения и качества:

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

-понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература Дальнего Востока» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература Дальнего Востока» является сформированность следующих умений:

3-й класс

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

-самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

-делить текст на части, составлять простой план;

-самостоятельно формулировать главную мысль текста;

-находить в тексте материал для характеристики героя;

-подробно и выборочно пересказывать текст;

-составлять рассказ-характеристику героя;

-составлять устные и письменные описания;

-по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

-различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

-видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

4-й класс

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

-самостоятельно находить ключевые слова;

-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

-формулировать основную мысль текста;

-составлять простой и сложный план текста;

-писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

-аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

-понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

-иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

-самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

-относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

-относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

-видеть языковые средства, использованные автором.


6. Содержание учебного предмета

Содержание курса «Литература Дальнего Востока» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  • Круг детского чтения.

  • Техника чтения.

  • Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

  • Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

  • Литературоведческая и краеведческая пропедевтика.

  • Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Виды речевой и читательской деятельности

  • Аудирование (слушание). Слушание литературного текста, восприятие на слух звучащей речи собеседника, ответы на вопросы по содержанию. Определение последовательности событий слушаемого текста, понимание сути услышанного.

  • Чтение. Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм. Понимание смысловых особенностей по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Пути и возможности ознакомления с произведением. Правильное, осознанное, беглое, выразительное чтение (темп, тон, пауза, логическое ударение и т.д.). Чтение литературных произведений, соответствующих возрастным и психологическим особенностям по жанру.

  • Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

  • Читательская деятельность. Данная деятельность включает в себя следующие содержательные линии: осознанное и беглое чтение, анализирование прочитанного, воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; понимание авторской позиции в художественных произведениях; выделять главную мысль, идеи автора; оценивание поведения героя произведения; пересказ содержания текста, прикладное использование книги как источника информации.

  • Выбор книги для чтения. Курс способствует установлению устойчивого интереса к самостоятельному чтению книг. Формирование мотивированного выбора книг, с учетом доступности для восприятия детьми, соответствия возрасту и тематическим интересам.

  • Особенности фольклора народов Дальнего Востока. Поэтические и прозаические произведения. Жанровые особенности сказок, рассказов, пьес, басен, поговорок, пословиц. Ознакомление с окружающей средой по научно-популярным произведениям. Исторические, приключенческие, сатирические произведения.

  • Работа с разными видами (художественные, учебные, научно-популярные произведения) текста. Их сравнение и анализ. Определение целей создания этих видов текста. Умение отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

  • Определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

  • Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

  • Говорение. Осознанное чтение текста. Отбор нужной информации из текста. Формирование собственного мнения, с опорой на прочитанный текст и передача впечатлений. Определение идеи автора по содержанию произведения. Составление диалога. Пересказ произведения. Чтение наизусть произведения. Передача структуры и выразительных средств языка произведения.

  • Письмо. Формирование впечатлений, мнений по поведению героев по прочитанному произведению в письменной форме. Дать письменную характеристику литературному герою. Подготовка аннотации по произведению. Составление маленьких текстов в письменной форме.

  • Творческая деятельность ученика. Данный курс основан на знания, умения и навыки, полученные на уроках русского языка. Чтение по ролям, инсценирование. Составление аннотации по прочитанной книге. Написать рецензию на прочитанное произведение. Написать характеристику героям прочитанных произведений.

  • Теория литературы. Обладание начальными научными понятиями в области теории литературы: литература, фольклор, художественное произведение, виды жанров, средства выразительности (сравнение, описание, олицетворение).

  • Литературные жанры: рассказ, повесть, пьеса; сказка, пословица, поговорка, загадка, частушки.

  • Тема, идея произведения: художественный сюжет, композиция, образ, литературный герой, портрет героя, авторская характеристика.

  • Средства выразительности: сравнение, олицетворение, описание: синонимы, антонимы.


7. Тематическое планирование

1 класс (32 часа)


Маргарита Ходаковская «Знания делают нас сильными» (1 час)

  1. И в школе, и дома (11 часов)

Пётр Комаров Первый урок

Борис Копалыгин Букварь

Елена Добровенская Азбука

Борис Копалыгин Азбука Морзе

Степан Смоляков О Мишке-хвастунишке

Николай Наволочкин Галя идёт в школу; (Из повести-сказки «Знакомые кота Егора»);

Ручка из берёзового сучка (Сказка); «Жадная» сестрёнка; Как мне быть?

Валерий Шульжик Вот такие чудеса

Тамара Чинарёва Прощайте, белые медведи! (Рассказы о первоклассниках)

Елена Неменко Простой вопрос; Выдумщица

Олег Кузнецов Капустное варенье

  1. Мой большой дом (8 часов)

Роальд Добровенский Бронзовый человек

Елена Неменко Таёжник; Разговор с Дедом Морозом; Саранка; Облачко

Евгений Кохан Переулок между булок; Можно жить; Следы огня

Юрий Аракчеев По Уссурийской тайге

Юрий Архаров Еду к бабушке в село; В краю родном

Валентин Сидорюк В глухом лесу

Виталий Захаров Лазоревка

Виталий Коржиков Дом у океана; Паучок; Гость

Владимир Тыцких История с акулой; Тресковая путина; Морской конёк; Краб; Про китов

Лидия Гемма Котёнок; «Солнце землю пощекочет...»; «Подорожник, или кашку...»

Анатолий Дешин Рябина; Воробушки

Василий Ушаков Лютики; Голубые стрекозы

  1. В народе говорят… (2 часа)

Прибаутки, пословицы, скороговорки, молчанки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки из книги Сергея Красноштанова «Ехала деревня мимо мужика»

Елена Неменко Загадки на грядке

Галина Долинина Отгадай

  1. Приходи, сказка! (10 часов)

Как медведь и бурундук дружить перестали

(Нанайская сказка)

Мыргы (Ульчская сказка)

Охотник И тигр (Нивхская сказка)

Григорий Афанасьев (с. Арка Хабаровского края) Как лиса оленей пасла

Дачи Удинкан (с. Улика-Национальное Хабаровского края) Чёрный Змей и добрый дух Хадо

Владимир Санги Медведь и бурундук

Алексей Вальдю Сова Бильдяка

Иван Баранов Сказ о душистой Черёмухе

Валерий Шульжик Отважный муравей; Храбрый заяц; Правдивая история; Стихи о моей собаке;

На птичьем базаре; Королевская сказка

Роальд Добровенский Самолётная сказка

Елена Добровенская Соловей и Солнце (Сказка)

Иосиф Курлат Маленькие сказки для взрослых и детей; Кающийся воробей; Хрустик


2 класс (34 часа)


М. Н. Ходаковская «Дорогой второклассник!» (1 час)

РАЗДЕЛ 1. ЖИВИ, СКАЗКА! (12 часов)

Б. Шульжик «Над Амуром чайка — птица»

Два охотника (удэгейская сказка)

Почему у бурундука на спине полоски (нивхская сказка)

Лиса и нерпа (орочская сказка)

Мальчик и тигр (негидальская сказка)

Медведь и бедный охотник (нанайская сказка)

Как белка с бурундуком дружить перестали (нанайская сказка)

Справедливый амба (нанайская сказка)

Ч. Таксами «Озорной зайчишка»; «О том, как медведь с бурундуком беседовали»; «Ленивая навага»; «Как собака себе друга искала»

Э. Кириченко «Тигр и тигренок Полосатик»; «Ласка-непоседа»; «Как барсук хотел увидеть солнце»; «Рысь»; «Харза-плясунья»; «Снегурочкин олень»

Е. Наумов «Три шубки»; «Дружили два медведя»

Д. Нагишкин «Самый быстрый»; «Пустая голова»; «Как звери ногами менялись»; «Хвастун»

В народе говорят... (пословицы, поговорки, приметы)

С. Красноштанов «Ехала деревня мимо мужика»

Б. Сукачев «Карысь» (главы из книги)

П. Комаров «Старые сказки»

РАЗДЕЛ 2. УЛЫБКА ЯСНАЯ ПРИРОДЫ (поэтическая тетрадь) (8 часов)

В. Рябов «Домик детства»; «Лесная тропинка»

В. Захаров «Волшебный лес»

П. Комаров «Теремок»; «Зима»

В. Сидорюк «Уходит лето»

В. Захаров «Рябчик»

Б. Копалыгин «Кто нашел радугу?»; «Лилия»

А. Самоплясова «Первый снег»; «В зимнем лесу»; «Весенний ручей»; «Осень»; «Бабушка»; «Кто он?»

Ю. Башките «Сосулька»; «Наша черепашка»; «Охраняйте лесных зверей»; «Непослушный кот»;

«Мама»; «Люблю я посмеяться»

В. Арсеньев «Страшный зверь»

Л. Магистрова «Ах ты, матушка тайга»; «Песней солнечной и длинной»

Л. Миланич «Ах ты, ягода малина»

РАЗДЕЛ 3. ЖИВОЕ ВОКРУГ НАС (8 часов)

П. Комаров «Медвежий угол»

Р. Добровенский «Ночь»

В. Рябов «Лисица-огневица»

П. Комаров «Серый щенок»

Б. Аленкин «Полкан и Барбос»; «Лева»; «Гордый»; «Яшка»

Е. Трофимов «Зимородок»

Н. Наволочкин «Знакомые кота Егора» (главы из книги)

А. Максимов «Как я жил в тайге» (главы из книги).

В. Шульжик «Лесной пожар»; «Утренний лес»; «Запах моря»

Б. Арсеньев «Рассказ зверолова»

Т. Чинарева «Курица Настасья»; «Завтрак для волка»; «Наша Марта»; «А корова-то живая...»;

«Гусь Семенов-Ямской»; «Козленок Тришка»; «Пожар»; «За что мы рассердились на кур»; «Трус несчастный, догоню!»; «Сверчок Питирим»

РАЗДЕЛ 4. ДЕТЯМ И О ДЕТЯХ (5 часов)

Б. Копалыгин «Письмо сыну»

Е. Кохан «Детство, опаленное войной»

Б. Аленкин «Воробышек»

Н. Наволочкин «Двое»; «Откуда течет Морошка?»

В. Шульжик «Стукофон»; «Дождик»; «Зимние каникулы»; «У костра»

Ю. Рытхеу «Повелитель ветров»

Е. Трофимов «Как эвенский мальчик Савва профессором стал»

Т. Чинарева «Внучатый племянник»; «Супный автобус на Серебрянку»; «Зеленый грузовик»; «Главный по помидорам»; «Осторожно, дети!»; «Звезда»


3 класс (34 часа)


Маргарита Ходаковская. Стремись к свету знаний! (1 час)

  1. Живи, сказка! (8 часов)

Хозяин моря (Сказки эскимосов); Сказки морских охотников; Хозяин моря; Отчего бывает пурга на Чукотке

Александр Лепетухин. Хехцирские сказки (Смешные и правдивые истории дружбы сказочных зверей и двух девочек); Осенняя сказка; Весенняя сказка

Николай Наволочкин. Полудница акуля (Главы из повести-сказки); Бабка полудница; Хозяева; Акулины заботы; Сорочья тайна; Новое платье Акули; Акуля в гостях у Лиды; Вот и осень

  1. Моя малая Родина (8 часов)

Галина Долинина Музыка лета; Да здравствует лето!

Виталий Коржиков. Волны словно кенгуру (Главы из повести); Первая удача; Впереди — океан; Матросское имя; Новые попутчики; И прощание, и встреча; «Сакияки»; Секрет; Простая работа; Киты; Здравствуй, Америка!; В Диснейленд; Первое приключение; Две сотни Томов Сойеров; Лодка с пиратами; Гуд бай!; Сувенир из Сан-Франциско; Привет капитану!; Мишени на карте; Кастрюля в океане; Обязательно должна быть!

Владимир Арсеньев Возвращение к морю (Отрывок из повести «Дерсу Узала»)

Евгений Кохан Тайга; Про жар-птицу; Воз тепла; Эх вы, люди; Тропинка

Лидия Гемма На лугу

  1. Живое вокруг нас (10 часов)

Александр Костенко Медвежонок Морошка

Виталий Захаров Харза; Бурундук; Рысь

Зинаида Лихачёва Белая Шкурка

Николай Рыжих Лебеди

Клавдия Любицкая Танец стерхов; Кто живёт в тундре

Виталий Захаров Воробей; Пуночка

Владимир Шадрин Будь здоров, воробышек!; Совиная песня

Николай Наволочкин. Знакомые кота Егора (Главы из повести - сказки); Появление Марты; Петя собрался на юг; Козёл Козёл и щенок Черныш

  1. Детям и о детях (7 часов)

Анатолий Максимов. Петрушина застава; Ёлки-моталки; На заставе; Сказ о Петруше; Ливни

Всеволод Иванов. Золотой бурундук (Фантастическая повесть); Зима идёт; Масса событий; Ожившая зима; Ночь на Новый год; Что запасло для людей солнце; Прощание

Елена Добровенская Хохотательный английский

Алексей Краснов Чудеса


4 класс (34 часа)


Маргарита Ходаковская. Книга окрыляет ум и сердце (1 час)

  1. Оставайся с нами, сказка! (9 часов)

Охотник Хурэгэлдын и коварная лиса Солакичан (Негидальская сказка)

Геохату (Сказка народа ульта - ороков)

Николай Наволочкин. Полудница акуля (Глава из повести-сказки); Как Акуля встречала Новый год

Александр Лепетухин. Хехцирские сказки (Смешные и правдивые истории про зайца Петровича и его друзей); Про ягоду клубнику; Фольклор

  1. Моя малая родина (9 часов)

Григорий Ходжер Конец большого дома (Отрывки из романа)

Антонина Кымытваль Яранга

Владимир Арсеньев. По уссурийскому краю (Главы из книги) Встреча с Дерсу; Пурга на озере Ханка; Дерсу Узала; Амба

Евгений Кохан Домик; Старик Хехцир

Сергей Кучеренко Унылая пора — очей очарованье (Из очерка «Созвучие времён года»)

Наталья Костюк Хабаровская весна

Леонид Андреев. Тепло руки (Лирические миниатюры) Тишина; Ночной дозор; Лютик; Новая кличка; Яблоки

Людмила Миланич Хабаровску

Анна Ходжер «Я — земли нанайской дочь...»; «Березок расписной наряд...»

Константин Бельды Родная сторона

Виктор Кеулькут Это неправда!

Пётр Гран Я не уеду в дальние края

  1. Живое вокруг нас (7 часов)

Виктор Пожидаев Мишка, Буйка и волки… (Рассказ)

Валерий Шульжик Охотник нашёл медвежонка в тайге

Владимир Шадрин Родня

Николай Рыжих Чайки

  1. Детям и о детях (8 часов)

Валентин Фёдоров Северная быль (Повесть)

Евгений Баранов Соль на щеках (Рассказ)

Людмила Миланич «В круглый, сказочный, смешной...»; «Много разных примету Победы...»

Николай Наволочкин Как исправить единицу; Грамотей

Алла Овчинникова Песня тростника



6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.


Программа обеспечена учебником-хрестоматией для 1,2,3,4 класса «Лукошко». Автор-составитель М.Н. Ходаковская. Хабаровск; РНОТНП


7. Планируемые результаты изучения учебного предмета.


Обучающиеся научатся:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• воспринимать художественную литературу как вид искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению,

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).

















Календарно – тематическое планирование

1 класс

Дата

урока

Тема

Примечание

План

Факт

Введение (1 час)


1



1

Маргарита Ходаковская «Знания делают нас сильными»


  1. И в школе, и дома (11 часов)


2



1

Пётр Комаров «Первый урок», Борис Копалыгин «Букварь», Елена Добровенская «Азбука», Борис Копалыгин «Азбука Морзе»


3



2

Степан Смоляков «О Мишке-хвастунишке»


4



3

Николай Наволочкин «Галя идёт в школу» (Из повести-сказки «Знакомые кота Егора»); «Ручка из берёзового сучка» (сказка); «Жадная» сестрёнка»; «Как мне быть?»


5



4

Валерий Шульжик «Вот такие чудеса»


6



5

Тамара Чинарёва «Прощайте, белые медведи!» (Рассказы о первоклассниках)


7



6

Тамара Чинарёва «Прощайте, белые медведи»! (Рассказы о первоклассниках)


8



7

Тамара Чинарёва «Прощайте, белые медведи!» (Рассказы о первоклассниках)


9



8

Тамара Чинарёва «Прощайте, белые медведи!» (Рассказы о первоклассниках)


10



9

Тамара Чинарёва «Прощайте, белые медведи!» (Рассказы о первоклассниках)


11



10

Елена Неменко « Простой вопрос»; «Выдумщица»


12



11

Олег Кузнецов «Капустное варенье»






  1. Мой большой дом (8 часов)


13



1

Роальд Добровенский «Бронзовый человек»


14



2

Елена Неменко «Таёжник»; «Разговор с Дедом Морозом»; «Саранка»; «Облачко»


15



3

Евгений Кохан «Переулок между булок»; «Можно жить»; «Следы огня»


16



4

Юрий Аракчеев «По Уссурийской тайге»


17



5

Юрий Архаров «Еду к бабушке в село»; «В краю родном», Валентин Сидорюк «В глухом лесу», Виталий Захаров «Лазоревка»


18



6

Виталий Коржиков «Дом у океана»; «Паучок»; «Гость»


19



7

Владимир Тыцких «История с акулой»; «Тресковая путина»; «Морской конёк»; «Краб»; «Про китов»


20



8

Лидия Гемма «Котёнок»; «Солнце землю пощекочет...»; «Подорожник или кашку...», Анатолий Дешин «Рябина»; «Воробушки», Василий Ушаков «Лютики»; «Голубые стрекозы»






  1. В народе говорят… (2 часа)


21



1

Прибаутки, пословицы, скороговорки, молчанки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки из книги Сергея Красноштанова «Ехала деревня мимо мужика»


22



2

Елена Неменко «Загадки на грядке», Галина Долинина «Отгадай»






  1. Приходи, сказка! (10 часов)


23



1

«Как медведь и бурундук дружить перестали» (Нанайская сказка)


24



2

«Мыргы» (Ульчская сказка), «Охотник и тигр» (Нивхская сказка)


25



3

Григорий Афанасьев (с. Арка Хабаровского края) «Как лиса оленей пасла»

Дачи Удинкан (с. Улика-Национальное Хабаровского края) «Чёрный Змей и добрый дух Хадо»


26



4

Владимир Санги «Медведь и бурундук»


27



5

Алексей Вальдю «Сова Бильдяка»


28



6

Иван Баранов Сказ о душистой Черёмухе


29



7

Валерий Шульжик «Отважный муравей»; «Храбрый заяц»;

«Правдивая история»


30



8

Валерий Шульжик «Стихи о моей собаке»; «На птичьем базаре»; «Королевская сказка»


31



9

Роальд Добровенский «Самолётная сказка»


32



10

Елена Добровенская «Соловей и Солнце» (Сказка), Иосиф Курлат «Маленькие сказки для взрослых и детей»; «Кающийся воробей»; «Хрустик»


33



11

Посещение библиотеки им П.Комарова


2 класс

Дата

урока

Тема

Примечание

План

Факт

Введение (1 час)


1



1

М. Н. Ходаковская «Дорогой второклассник!»






РАЗДЕЛ 1. ЖИВИ, СКАЗКА! (12 часов)


2



1

Б. Шульжик «Над Амуром чайка — птица»

«Два охотника» (удэгейская сказка)


3



2

«Почему у бурундука на спине полоски» (нивхская сказка)


4



3

«Лиса и нерпа» (орочская сказка)


5



4

«Мальчик и тигр» (негидальская сказка)


6



5

«Медведь и бедный охотник» (нанайская сказка)


7



6

«Как белка с бурундуком дружить перестали» (нанайская сказка)


8



7

«Справедливый амба» (нанайская сказка)

Ч. Таксами «Озорной зайчишка»; «О том, как медведь с бурундуком беседовали»; «Ленивая навага»; «Как собака себе друга искала»


9



8

Э. Кириченко «Тигр и тигренок Полосатик»; «Ласка-непоседа»; «Как барсук хотел увидеть солнце»; «Рысь»; «Харза-плясунья»; «Снегурочкин олень»


10



9

Е. Наумов «Три шубки»; «Дружили два медведя»


11



10

Д. Нагишкин «Самый быстрый»; «Пустая голова»; «Как звери ногами менялись»; «Хвастун»


12



11

В народе говорят... (пословицы, поговорки, приметы)

С. Красноштанов «Ехала деревня мимо мужика»


13



12

Б. Сукачев «Карысь» (главы из книги)

П. Комаров «Старые сказки»






РАЗДЕЛ 2. УЛЫБКА ЯСНАЯ ПРИРОДЫ (поэтическая тетрадь) (8 часов)


14



1

В. Рябов «Домик детства»; «Лесная тропинка»


15



2

В. Захаров «Волшебный лес»

П. Комаров «Теремок»; «Зима»


16



3

В. Сидорюк «Уходит лето»

В. Захаров «Рябчик»


17



4

Б. Копалыгин «Кто нашел радугу?»; «Лилия»


18



5

А. Самоплясова «Первый снег»; «В зимнем лесу»; «Весенний ручей»; «Осень»; «Бабушка»; «Кто он?»

Ю. Башките «Сосулька»; «Наша черепашка»; «Охраняйте лесных зверей»; «Непослушный кот»;

«Мама»; «Люблю я посмеяться»


19



6

В. Арсеньев «Страшный зверь»


20



7

Л. Магистрова «Ах ты, матушка тайга»; «Песней солнечной и длинной»


21



8

Л. Миланич «Ах ты, ягода малина»






РАЗДЕЛ 3. ЖИВОЕ ВОКРУГ НАС (8 часов)


22



1

П. Комаров «Медвежий угол»

Р. Добровенский «Ночь»


23



2

В. Рябов «Лисица-огневица»

П. Комаров «Серый щенок»


24



3

Б. Аленкин «Полкан и Барбос»; «Лева»; «Гордый»; «Яшка»

Е. Трофимов «Зимородок»


25



4

Н. Наволочкин «Знакомые кота Егора» (главы из книги)


26



5

А. Максимов «Как я жил в тайге» (главы из книги).


27



6

В. Шульжик «Лесной пожар»; «Утренний лес»; «Запах моря»


28



7

Б. Арсеньев «Рассказ зверолова»


29



8

Т. Чинарева «Курица Настасья»; «Завтрак для волка»; «Наша Марта»; «А корова-то живая...»;

«Гусь Семенов-Ямской»; «Козленок Тришка»; «Пожар»; «За что мы рассердились на кур»; «Трус несчастный, догоню!»; «Сверчок Питирим»






РАЗДЕЛ 4. ДЕТЯМ И О ДЕТЯХ (5 часов)


30



1

Б. Копалыгин «Письмо сыну»

Е. Кохан «Детство, опаленное войной»


31



2

Б. Аленкин «Воробышек»

Н. Наволочкин «Двое»; «Откуда течет Морошка?»


32



3

В. Шульжик «Стукофон»; «Дождик»; «Зимние каникулы»; «У костра»

Ю. Рытхеу «Повелитель ветров»


33



4

Е. Трофимов «Как эвенский мальчик Савва профессором стал»


34-35



5

6

Т. Чинарева «Внучатый племянник»; «Супный автобус на Серебрянку»; «Зеленый грузовик»; «Главный по помидорам»; «Осторожно, дети!»; «Звезда»



3 класс

Дата

урока

Тема

Примечание

План

Факт





Введение (1 час)




1

М.Ходаковская «Стремись к свету знаний!»






РАЗДЕЛ 1. ЖИВИ, СКАЗКА! (8 часов)




1

«Хозяин моря» (Сказки эскимосов). Сказки морских охотников.




2

«Хозяин моря» (Сказки эскимосов). Сказки морских охотников.




3

Александр Лепетухин «Хехцирские сказки». «Осенняя сказка».




4

Александр Лепетухин «Хехцирские сказки». «Весенняя сказка».




5

Николай Наволочкин «Полудница Акуля».




6

Николай Наволочкин «Полудница Акуля».




7

Николай Наволочкин «Полудница Акуля».




8

Николай Наволочкин «Полудница Акуля».






РАЗДЕЛ 2. Моя малая Родина (8 часов)




1

Галина Долинина «Музыка лета». «Да здравствует лето!»





Виталий Коржиков «Волны словно кенгуру».




3

Виталий Коржиков «Волны словно кенгуру».




4

Виталий Коржиков «Волны словно кенгуру».




5

Виталий Коржиков «Волны словно кенгуру».




6

Виталий Коржиков «Волны словно кенгуру».




7

Владимир Арсеньев «Возвращение к морю».




8

Евгений Кохан «Тайга». «Про Жар-птицу». «Воз тепла». «Эх вы люди, люди..» «Тропинка», Лидия Гемма «На лугу».






РАЗДЕЛ 3. Живое вокруг нас (10 часов)




1

Александр Костенко «Медвежонок Морошка».




2

Александр Костенко «Медвежонок Морошка».




3

Александр Костенко «Медвежонок Морошка».




4

Виталий Захаров. «Харза. Бурундук. Рысь».




5

Зинаида Лихачева. «Белая шкурка».




6

Николай Рыжих. «Лебеди».




7

Клавдия Любицкая. «Танец стерхов. Кто живет в тундре».




8

Виталий Захаров. «Воробей. Пуночка».




9

Николай Наволочкин. «Знакомые кота Егора».




10

Николай Наволочкин. «Знакомые кота Егора».






РАЗДЕЛ 4. Детям о детях (7 часов)




1

Анатолий Максимов «Петрушина застава».




2

Анатолий Максимов «Петрушина застава».




3

Всеволод Иванов «Золотой бурундук».




4

Всеволод Иванов «Золотой бурундук».




5

Всеволод Иванов «Золотой бурундук».




6

Елена Добровенская «Хохотательный английский».




7

Алексей Краснов «Чудеса».



4 класс

Дата

урока

Тема

Примечание

План

Факт





Введение (1 час)




М.Ходаковская «Книга окрыляет ум и сердце»






РАЗДЕЛ 1. Оставайся с нами, сказка! (9 часов)




«Охотник Хурэгэлдын и коварная лиса Солакичан»

Негидальская сказка




Геохату. Сказка народа ульта - ороков




Геохату. Сказка народа ульта - ороков




Н. Наволочкин. Полудница Акуля. Глава из повести-сказки.

«Как Акуля встречала Новый год»




Н. Наволочкин. Полудница Акуля. Глава из повести-сказки.

«Как Акуля встречала Новый год»




Н. Наволочкин. Полудница Акуля. Глава из повести-сказки.

«Как Акуля встречала Новый год»




А. Лепетухин. Хехцирские сказки. Смешные и правдивые истории про зайца Петровича и его друзей. «Про ягоду клубнику», «Фольклор»




А. Лепетухин. Хехцирские сказки. Смешные и правдивые истории про зайца Петровича и его друзей. «Про ягоду клубнику», «Фольклор»




Обобщение по разделу: «Оставайся с нами, сказка!»






РАЗДЕЛ 2. Моя малая Родина (9 часов)




Г. Ходжер. Конец большого дома. Отрывки из романа




Г. Ходжер. Конец большого дома. А. Кымытваль. Яранга




В. Арсеньев. По Уссурийскому краю. Главы из книги. «Встреча с Дерсу», «Пурга на озере Ханка»




В. Арсеньев. По Уссурийскому краю. Главы из книги., «Дерсу Узала» , «Амба»




Е. Кохан. «Домик», «Старик Хехцир». С. Кучеренко. Унылая пора – очей очарованье. Из очерка «Созвучие времён года»




Л. Андреев. Тепло руки. Лирические миниатюры. «Тишина», «Ночной дозор», «Лютик», «Новая кличка», «Яблоки»




А. Ходжер. «Я – земли нанайской дочь…», «Берёзок расписной наряд…»




К. Бельды. «Родная сторона»

В. Кеулькут. «Это неправда!»




П. Гран. «Я не уеду в дальние края»

Обобщение по разделу: «Моя малая Родина»






РАЗДЕЛ 3. Живое вокруг нас (7 часов)




В. Пожидаев. «Мишка, Буйка и волки…»




В. Пожидаев. «Мишка, Буйка и волки…»




В. Пожидаев. «Мишка, Буйка и волки…»




В. Шульжик. «Охотник нашёл медвежонка в тайге»




В. Шадрин. «Родня»




Н. Рыжих. «Чайки».




Обобщение по разделу: «Живое вокруг нас»






РАЗДЕЛ 4. Детям о детях (8 часов)




В. Фёдоров. «Северная быль». Повесть




В. Фёдоров. «Северная быль». Повесть




В. Фёдоров. «Северная быль». Повесть




Е. Баранов. «Соль на щеках». Рассказ.




Л. Миланич. «В круглый, сказочный, смешной…», «Много разных примет у Победы…»




Н. Наволочкин. «Как исправить единицу», «Грамотей»




А. Овчинникова. «Песня тростника».




Обобщение по разделу: «Детям и о детях». Обобщение за год.