СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

  • пересказывать сказку, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

-учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XTX-XX вв.

Учащийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • характеризовать нравственную позицию героев;

  • формулировать художественную идею произведения;

  • формулировать вопросы для размышления;

  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

выразительно читать произведения лирики;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).














СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Введение. Своеобразие родной литературы (1 ч)

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.

Русский фольклор (1 ч)

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов. Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей. Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Древнерусская литература (1 ч)

Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

А.Никитин Из «Хождения за три моря».

Из литературы XVIII века (1 ч)

М.В.Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...».

Из литературы XIX века (5 ч)

Традиции литературы XIX века

Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья» (на выбор). Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен. Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

Литературные сказки. Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И.Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

Родная природа в стихах поэтов XIX века.

Образ родной природы в стихах русских поэтов. Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

Творчество писателей XIX века.

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

Из литературы XX века (4 ч)

Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, Б. Шергина, С.Я. Маршака

(на выбор). Традиции литературы XX века.

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. «Военная тайна», «Судьба барабанщика». «Голубая чашка», «Горячий камень», «Дальние страны» (на выбор).

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров спасения», «Предательская колбаса», «Этажи леса». «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель»

(на выбор).

Родная природа в произведениях поэтов XX века. Поэтический образ Родины в стихотворениях. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

В. Берестов «Почему-то в детстве...», Д. Самойлов «Сказка».

Литературная Брянщина (4 ч)

А.К. Толстой «Ты знаешь край, где все обильем дышит...», «Курган», «И у менябыл край родной когда-то.», «Когда природа вся трепещет и сияет.»

Л.С. Ашеко «Спас яблочный». Проблема взаимоотношений взрослых и детей.

Времена года в творчестве современных поэтов Брянщины. Н.Рыленков «Все богатства русского пейзажа»; Н. Денисов «Прозябли поля до былинки», «Бесснежье»; Н. Поснов «Метель», Н. Алексеенков «Зиме не в шутку жарко стало», «Синий апрель»; А. Малахов «Пробуждение»; Н. Афонина «За голубыми ставнями рассвета»; М. Атаманенко «Отцвели тополя, отцвели тополя». Мир чувств и переживаний лирических героев.















































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела, темы.

Кол-во час

Дата

по плану

по факту


Своеобразие родной литературы

1



1

Инструктаж по ТБ. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа





Русский фольклор

1



2

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов





Древнерусская литература

1



3

А.Никитин. «Из «Хождения за три моря».





Из литературы XVIII века

1



4

М.В.Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...».





Из литературы XIX века

5



5

Л.Н. Толстой. Нравственная проблематика и злободневность басен: «Два товарища», «Лгун».




6

Богатство и выразительность языка сказок В.И.Даля. Сказка «Что значит досуг?». Тема труда. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение.




7

П.А.Вяземский «Первый снег».




8

Инструктаж по ТБ. К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.




9

Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».





Русская литература XX век

4



10

Произведения Б.Шергина.




11

А.П.Гайдар «Тимур и его команда»: тема дружбы в повести.




12

М.М.Пришвин «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель»: мир природы и мир человека.




13

Стихи о прекрасном и неведомом. В.Берестов «Почему-то в детстве...», Д.Самойлов «Сказка».





Литературная Брянщина

4



14

А.К. Толстой «Ты знаешь край, где все обильем дышит.», «Курган», «И у меня был край родной когда-то.», «Когда природа вся трепещет и сияет. »




15

Л.С. Ашеко «Спас яблочный». Проблема взаимоотношений взрослых и детей.




16

Времена года в творчестве современных поэтов Брянщины. (Н.Рыленков, Н. Денисов, Н. Поснов, Н. Алексеенков, А. Малахов, Н. Афонина, М. Атаманенко). Мир чувств и переживаний лирических героев.




17

Итоговая контрольная работа на промежуточной аттестации







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!