СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе для 6а и 6б класса на 2019 – 2020 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе для 6а и 6б класса на 2019 – 2020 учебный год»







ПРИНЯТО

на школьном методическом объединении

Протокол № 1 от 29.08.2019


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №6

____________________ И.Э.Иванова

Приказ № _______ от 29.08.2019





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 6 »



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по родной литературе для 6а и 6б класса


на 2019 – 2020 учебный год



учителя


Тукиш Ульяны Алексеевны





1.Пояснительная записка

Примерная программа учебного курса «Родная литература» для 5-9 классов разработана в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897», с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.  «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

Цель программы:

-воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Новосибирской области;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.


Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.


Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература являются формирование следующих умений:  

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся 6 класса научится:

  • владеть различными видами пересказа,

  • пересказывать сюжет;

  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  •  пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся 6 класса научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

  • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся 6 класса научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • характеризовать нравственную позицию героев;

  • формулировать художественную идею произведения;

  • формулировать вопросы для размышления;

  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

  • выразительно читать произведения лирики;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).







3. Содержание учебного предмета «Родная литература» 6 класс

Введение (1ч)

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Литературная сказка (1ч)

Н.Д. Телешов. «Белая цапля».

Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Из литературы ХIХ века (3ч)

А.С. Пушкин. «Выстрел».

Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.

Поэтический образ Родины.

И. С. Никитин. «Русь;

М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»);

А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.

Из литературы ХХ века (11ч)

Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Настоящая дружба. Образ средневекового города. Анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»

Стихи о прекрасном и неведомом.

А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...»,

Н. Гумилёв «Жираф»,

Д. Самойлов «Сказка»,

В. Берестов «Почему-то в детстве...».

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.

А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.

Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».

Творчество поэтов ТО (1ч)

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях.











4. Тематическое планирование.



Тема урока

Кол-во часов п/ф

Система контроля

Дата проведения

План

Факт

Введение.(1ч)

1

Книга как духовное завещание одного поколения другому


1

Учатся воспринимать книгу как духовное завещание одного поколения другому









2

Литературная сказка (1ч)

Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.


1

Знакомятся с понятием литературная сказка.



Из литературы ХIХ века (3ч)

3

А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.


1

Актуализируют знания о литературе XIX века. Учатся анализировать аксиологические основы, заложенные в произведении



4

Н.Г .Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»(Главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»)Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание, предательство и муки совести героя, преодоление героем собственных слабостей.

1




5

Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.

1

Актуализируют знания о литературе XIX века. Учатся анализировать аксиологические основы, заложенные в произведении





Из литературы ХХ века (11ч)

6

Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Настоящая дружба. Образ средневекового города. Анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести

1

Осваивают особенности литературного процесса ХХ века. Анализируют жанрово-родовую специфику произведений ХХ века





7-8

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.

2

Осваивают особенности литературного процесса ХХ века. Анализируют жанрово-родовую специфику произведений ХХ века. Создают устное монологическое высказывание, аргументируя свое мнение примерами из литературы ХХ века.





9

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.

1






10

Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»

1




11

Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему - то в детстве...».

1





12

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.

1

Осваивают особенности литературного процесса ХХ века. Анализируют жанрово-родовую специфику произведений ХХ века. Создают письменное монологическое высказывание, аргументируя свое мнение примерами из литературы



13

А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.

1




14

Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

1




15-16

Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы»

2




17

Практикум выразительного чтения

1




18

Творчество поэтов г.Вышний Волочек и Тверской области(1ч)

Творчество поэтов. Поэтическое изображение родной природы, выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях.

1

Актуализируют знания о творчестве поэтов г.Вышний Волочек и Тверской области. Знакомятся с произведениями поэтов –земляков о природе.



18

ИТОГО





















14