Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия
Рассмотрена на заседании МО Утверждена директором МБОУ
и рекомендована к утверждению Приказ от 31.08.2019 № 345
протокол от 28.08. 2019 №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ)
Год составления: 2019-2020 учебный год
Классы - 8
Количество часов по плану – 17 час
Количество часов в неделю – 0,5 часа
Новый Уренгой
2019
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577), на основе примерной программы учебного предмета «Русский язык», входящей в состав Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС ООО, СОО) (утверждено приказом директора МБОУ Гимназия № 248 от 24.05.2019 и на основе Основной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом МБОУ Гимназия от 24.05.2016 № 158, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом директора МБОУ Гимназия от 31.08.2018 № 377, и с изменениями и дополнениями, внесенными приказом директора МБОУ Гимназия от 31.08.2019 № 345).
Учебное пособие: Коровина В.Я. Литература. 8 класс: учеб. для общеобразоват. орган. с прил. на электрон. носителе.; в 2-х ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2016.
Адресность: для учащихся 8-х классов, 17 часов (1 час в неделю во втором полугодии).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Ученик научится:
– владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
– владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Ученик получит возможность научиться:
– анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
– участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.
3. Содержание учебного предмета с указанием основных форм организации учебных занятий, основных видов деятельности
Номер урока | Тема | Формы организации учебных занятий | Элементы содержания | Основные виды деятельности |
Раздел 1. Введение |
1. | Введение. Разговор о русской самобытности и влиянии литературы на становление личности. | Урок применения знаний и умений | Разговор о русской самобытности и влиянии литературы на становление личности. | Беседа. Работа с раздаточным материалом. Групповая работа. |
Раздел 2. Древнерусская литература |
2. | Жанр жития. Рассмотрение подвигов в древнерусской литературе. Понятие силы духа русского народа. | Урок применения знаний и умений | Древнерусская литература. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Отношение к власти в миру и в монастыре. Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева. Духовная традиция в русской поэзии | Чтение текстов литературных произведений. Выступление с сообщением. Парная работа. Фронтальный опрос. |
Раздел 3. Литература 18 века |
3. | Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии. | Урок ознакомления с новым материалом | Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии. Человек в системе мироздания. Проблема предназначения человека. Тема духовного поиска. Бог в окружающем мире и в душе человека. Тема восхваления Творца. Образ Христа. | Поочерёдное чтение. Анализ лирического произведения. Групповая работа. Работа с раздаточным материалом. |
Раздел 4. Литература 19 ыека |
4. | Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина | Урок ознакомления с новым материалом | А.С.Пушкин. Тема русской истории в творчестве Пушкина. Соотношение исторического факта и вымысла.Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». | Чтение текста с комментированием и беседой. Анализ лирического произведения. Разбор теоретических понятий. |
5. | Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина | Урок-семинар | Изображение исторических событий и судеб частных людей | Выступление с сообщениями. Комментирование выступлений одноклассников. |
6. | Образ родины в творчестве М.Ю. Лермонтова | Комбинированный урок | М.Ю.Лермонтов. Образ родины в творчестве поэта. Стихотворения «Люблю отчизну я, но странною любовью», «Прекрасны вы, поля земли родной», «Когда волнуется желтеющая нива». | Комбинированное чтение. Анализ лирического произведения. Выступление с сообщением. |
7. | Оценка войны 1812 года в русской литературе. | Урок-семинар | «Бородино» М. Б. Лермонтова, В. А. Жуковский «Певец во стране русских воинов», А. С. Пушкин «Наполеон на Эльбе». | Прослушивание сообщения учителя. Работа с раздаточным материалом. Просмотр видеоролика. Обсуждение. |
8. | Быт народа в творчестве Н.В. Гоголя. Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Урок-практикум | Н.В.Гоголь. Быт народа в творчестве Н.В. Гоголя. Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Комбинированное чтение. Просмотр видеозаписи. Фронтальная беседа. |
9. | Образы крестьян в творчестве Н.А. Некрасова. Влияние крепостного права на жизнь народа. | Урок-практикум | Стихотворения «Железная дорога», «Женская доля», «Несжатая полоса» | Чтение и разбор литературных текстов. Анализ лирического произведения. Групповая работа. |
10. | Сочинение-рассуждение на тему национальной самобытности. | Урок развития речи | Написание сочинения по предложенной структуре. | Написание сочинения. |
11. | Характеристика русского народа в творчестве Ф. И. Тютчева. Стихотворения «Русская география», «Славянам», «Умом Россию не понять». | Урок-практикум | Характеристика русского народа в творчестве Ф. И. Тютчева. Стихотворения «Русская география», «Славянам», «Умом Россию не понять». | Чтение и разбор литературных текстов. Анализ лирического произведения. Работа в парах. |
Раздел 5. Литература 20 века |
12. | А.А. Блок. Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия». | Урок- литературная гостиная | А.А. Блок. Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия». | Выступление с сообщением.Чтение и разбор литературных текстов. Работа с раздаточным материалом. Анализ лирического произведения |
13. | А.Т.Твардовский. Изображение войны и человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера. | Урок- литературная гостиная | А.Т.Твардовский. Изображение войны и человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера. | Чтение и разбор литературных текстов. Анализ лирического произведения. Фронтальный опрос. |
14. | А. Сурков. Стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь..». Тема веры, долга, совести. | Урок- литературная гостиная | А. Сурков. Стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь..». Тема веры, долга, совести. | Выступление с сообщением.Чтение и разбор литературных текстов. Анализ лирического произведения. Групповая работа. Работа по карточкам. |
15. | Д.С.Самойлов. Стихотворение «Сороковые». Печать войны на судьбах россиян. | Урок- литературная гостиная | Д.С.Самойлов. Стихотворение «Сороковые». Печать войны на судьбах россиян. | Чтение и разбор литературных текстов. Выделение ключевых слов, образов. Работа с ассоциациями. Выступление с сообщением. |
16. | Урок памяти, посвященный годовщине победы в ВОВ. | Урок-концерт | Чтение стихотворений о ВОВ. Выступление с докладами о героях войны. | Чтение лирических произведений. Комментирование выступлений одноклассников. |
17. | Итоги года. Защита проектов. | Урок-защита проектов | Выступление с проектами. | Выступление с сообщением. |
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата план. | Дата факт. |
1. | Введение. Разговор о русской самобытности и влиянии литературы на становление личности. | 13.01 – 18.01 | |
2. | Жанр жития. Рассмотрение подвигов в древнерусской литературе. Понятие силы духа русского народа. | 20.01-25.01 | |
3. | Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии. | 27.01-1.02 | |
4. | Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина | 3.02-8.02 | |
5. | Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина | 10.02-15.02 | |
6. | Образ родины в творчестве М.Ю. Лермонтова | 17.02-22.02 | |
7. | Оценка войны 1812 года в русской литературе. | 24.02-29.02 | |
8. | Быт народа в творчестве Н.В. Гоголя. Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 2.03-7.03 | |
9. | Образы крестьян в творчестве Н.А. Некрасова. Влияние крепостного права на жизнь народа. | 9.03-14.03 | |
10. | Сочинение-рассуждение на тему национальной самобытности. | 16.03-21.03 | |
11. | Характеристика русского народа в творчестве Ф. И. Тютчева. Стихотворения «Русская география», «Славянам», «Умом Россию не понять». | 30.03-4.04 | |
12. | А.А. Блок. Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия». | 6.04-11.04 | |
13. | А.Т.Твардовский. Изображение войны и человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера. | 13.04-18.04 | |
14. | А. Сурков. Стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь..». Тема веры, долга, совести. | 20.04-25.04 | |
15. | Д.С.Самойлов. Стихотворение «Сороковые». Печать войны на судьбах россиян. | 27.04-2.05 | |
16. | Урок памяти, посвященный годовщине победы в ВОВ. | 4.05-9.05 | |
17. | Итоги года. Защита проектов. | 11.05-16.05 | |
5. Список литературы
Коровина В.Я. Литература. 8 класс: учеб. для общеобразоват. орган. с прил. на электрон. носителе.; в 2-х ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2016.
Портал «Мир русского слова» [Электронный ресурс] //. URL: https://www.rusword.com.ua/ (дата обращения: 26.08.2019).
Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] //. URL: http://slovar.by.ru/dict.htm/ (дата обращения: 26.08.2019).
Электронная библиотека классической литературы «Крассика.Ру» [Электронный ресурс] //. URL: http://www.klassika.ru/ (дата обращения: 26.08.2019).
Электронная поэтическая библиотека [Электронный ресурс] //. URL: http://www.ipmce.su/~igor/ (дата обращения: 26.08.2019).