СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе (русской) для 8 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия




Рассмотрена на заседании МО Утверждена директором МБОУ

и рекомендована к утверждению Приказ от 31.08.2019 № 345

протокол от 28.08. 2019 №1










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ)





Год составления: 2019-2020 учебный год

Классы - 8

Количество часов по плану – 17 час

Количество часов в неделю – 0,5 часа















Новый Уренгой

2019

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577), на основе примерной программы учебного предмета «Русский язык», входящей в состав Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС ООО, СОО) (утверждено приказом директора МБОУ Гимназия № 248 от 24.05.2019 и на основе Основной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом МБОУ Гимназия от 24.05.2016 № 158, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом директора МБОУ Гимназия от 31.08.2018 № 377, и с изменениями и дополнениями, внесенными приказом директора МБОУ Гимназия от 31.08.2019 № 345).

Учебное пособие: Коровина В.Я. Литература. 8 класс: учеб. для общеобразоват. орган. с прил. на электрон. носителе.; в 2-х ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2016.

Адресность: для учащихся 8-х классов, 17 часов (1 час в неделю во втором полугодии).


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  9. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  10. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  10. развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

  11. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  12. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  1. осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  2. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  3. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  5. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  6. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

Ученик научится:

– владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

– владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Ученик получит возможность научиться:

– анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

– участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

3. Содержание учебного предмета с указанием основных форм организации учебных занятий, основных видов деятельности


Номер урока

Тема

Формы организации учебных занятий

Элементы содержания

Основные виды деятельности

Раздел 1. Введение

1.

Введение. Разговор о русской самобытности и влиянии литературы на становление личности.

Урок применения знаний и умений

Разговор о русской самобытности и влиянии литературы на становление личности.

Беседа. Работа с раздаточным материалом. Групповая работа.

Раздел 2. Древнерусская литература

2.

Жанр жития. Рассмотрение подвигов в древнерусской литературе. Понятие силы духа русского народа.

Урок применения знаний и умений

Древнерусская литература. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Отношение к власти в миру и в монастыре. Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева.

Духовная традиция в русской поэзии

Чтение текстов литературных произведений. Выступление с сообщением. Парная работа. Фронтальный опрос.

Раздел 3. Литература 18 века

3.

Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии.

Урок ознакомления с новым материалом

Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии. Человек в системе мироздания. Проблема предназначения человека. Тема духовного поиска. Бог в окружающем мире и в душе человека. Тема восхваления Творца. Образ Христа. 

Поочерёдное чтение. Анализ лирического произведения. Групповая работа. Работа с раздаточным материалом.

Раздел 4. Литература 19 ыека

4.

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина

Урок ознакомления с новым материалом

А.С.Пушкин. Тема русской истории в творчестве Пушкина. Соотношение исторического факта и вымысла.Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».

Чтение текста с комментированием и беседой. Анализ лирического произведения. Разбор теоретических понятий.

5.

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина

Урок-семинар

Изображение исторических событий и судеб частных людей

Выступление с сообщениями. Комментирование выступлений одноклассников.

6.

Образ родины в творчестве М.Ю. Лермонтова

Комбинированный урок

М.Ю.Лермонтов. Образ родины в творчестве поэта. Стихотворения «Люблю отчизну я, но странною любовью», «Прекрасны вы, поля земли родной», «Когда волнуется желтеющая нива».

Комбинированное чтение. Анализ лирического произведения. Выступление с сообщением.

7.

Оценка войны 1812 года в русской литературе.

Урок-семинар

«Бородино» М. Б. Лермонтова, В. А. Жуковский «Певец во стране русских воинов», А. С. Пушкин «Наполеон на Эльбе».

Прослушивание сообщения учителя. Работа с раздаточным материалом. Просмотр видеоролика. Обсуждение.

8.

Быт народа в творчестве Н.В. Гоголя. Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Урок-практикум

Н.В.Гоголь. Быт народа в творчестве Н.В. Гоголя. Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Комбинированное чтение. Просмотр видеозаписи. Фронтальная беседа.

9.

Образы крестьян в творчестве Н.А. Некрасова. Влияние крепостного права на жизнь народа.

Урок-практикум

Стихотворения «Железная дорога», «Женская доля», «Несжатая полоса»

Чтение и разбор литературных текстов. Анализ лирического произведения. Групповая работа.

10.

Сочинение-рассуждение на тему национальной самобытности.

Урок развития речи

Написание сочинения по предложенной структуре.

Написание сочинения.

11.

Характеристика русского народа в творчестве Ф. И. Тютчева. Стихотворения «Русская география», «Славянам», «Умом Россию не понять».

Урок-практикум

Характеристика русского народа в творчестве Ф. И. Тютчева. Стихотворения «Русская география», «Славянам», «Умом Россию не понять».

Чтение и разбор литературных текстов. Анализ лирического произведения. Работа в парах.

Раздел 5. Литература 20 века

12.

А.А. Блок. Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия».

Урок- литературная гостиная

А.А. Блок. Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия».

Выступление с сообщением.Чтение и разбор литературных текстов. Работа с раздаточным материалом. Анализ лирического произведения

13.

А.Т.Твардовский. Изображение войны и человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера.

Урок- литературная гостиная

А.Т.Твардовский. Изображение войны и человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера.

Чтение и разбор литературных текстов. Анализ лирического произведения. Фронтальный опрос.

14.

А. Сурков. Стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь..». Тема веры, долга, совести.

Урок- литературная гостиная

А. Сурков. Стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь..». Тема веры, долга, совести.

Выступление с сообщением.Чтение и разбор литературных текстов. Анализ лирического произведения. Групповая работа. Работа по карточкам.

15.

Д.С.Самойлов. Стихотворение «Сороковые». Печать войны на судьбах россиян.

Урок- литературная гостиная

Д.С.Самойлов. Стихотворение «Сороковые». Печать войны на судьбах россиян.

Чтение и разбор литературных текстов. Выделение ключевых слов, образов. Работа с ассоциациями. Выступление с сообщением.

16.

Урок памяти, посвященный годовщине победы в ВОВ.

Урок-концерт

Чтение стихотворений о ВОВ. Выступление с докладами о героях войны.

Чтение лирических произведений. Комментирование выступлений одноклассников.

17.

Итоги года. Защита проектов.

Урок-защита проектов

Выступление с проектами.

Выступление с сообщением.




4. Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата план.

Дата факт.

1.

Введение. Разговор о русской самобытности и влиянии литературы на становление личности.

13.01 – 18.01


2.

Жанр жития. Рассмотрение подвигов в древнерусской литературе. Понятие силы духа русского народа.

20.01-25.01


3.

Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии.

27.01-1.02


4.

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина

3.02-8.02


5.

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина

10.02-15.02


6.

Образ родины в творчестве М.Ю. Лермонтова

17.02-22.02


7.

Оценка войны 1812 года в русской литературе.

24.02-29.02


8.

Быт народа в творчестве Н.В. Гоголя. Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

2.03-7.03


9.

Образы крестьян в творчестве Н.А. Некрасова. Влияние крепостного права на жизнь народа.

9.03-14.03


10.

Сочинение-рассуждение на тему национальной самобытности.

16.03-21.03


11.

Характеристика русского народа в творчестве Ф. И. Тютчева. Стихотворения «Русская география», «Славянам», «Умом Россию не понять».

30.03-4.04


12.

А.А. Блок. Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия».

6.04-11.04


13.

А.Т.Твардовский. Изображение войны и человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера.

13.04-18.04


14.

А. Сурков. Стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь..». Тема веры, долга, совести.

20.04-25.04


15.

Д.С.Самойлов. Стихотворение «Сороковые». Печать войны на судьбах россиян.

27.04-2.05


16.

Урок памяти, посвященный годовщине победы в ВОВ.

4.05-9.05


17.

Итоги года. Защита проектов.

11.05-16.05


5. Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература. 8 класс: учеб. для общеобразоват. орган. с прил. на электрон. носителе.; в 2-х ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Портал «Мир русского слова» [Электронный ресурс] //. URL: https://www.rusword.com.ua/ (дата обращения: 26.08.2019).

  3. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] //. URL: http://slovar.by.ru/dict.htm/ (дата обращения: 26.08.2019).

  4. Электронная библиотека классической литературы «Крассика.Ру» [Электронный ресурс] //. URL: http://www.klassika.ru/ (дата обращения: 26.08.2019).

  5. Электронная поэтическая библиотека [Электронный ресурс] //. URL: http://www.ipmce.su/~igor/ (дата обращения: 26.08.2019).