СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной литературе разроаботана для обучающихся 7 класса гимназии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №1

г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан



«Утверждаю»

Приказ № _400___ от «_31__» __08___ 2018 г.

Директор МАОУ гимназия №1 г. Белебея

______________________З. С. Ханнанова



«Согласовано»

«___»________________ 2018 г.

Заместитель директора по НМР

МАОУ гимназия №1 г. Белебея

______________ А.А. Столбова


«Рассмотрено и принято»

«__31_»___08____ 2018 г.

на заседании кафедры

МАОУ гимназия №1 г. Белебея

Протокол № 1 от «_31__» __08___ 2018 г.

___________________________ Ю. В. Струкова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Родной язык (литература)»



ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Срок реализации программы – 2018-2019 учебный год


для 7 класса


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО,

на основе Программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы.» Р.И. Альбеткова



Составитель:

учитель русского языка

МАОУ гимназия №1 г. Белебея

Сафонова Татьяна Анатольевна








2018 – 2019 учебный год

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа по родному языку (литература) для 7 класса

Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 7 классе МОУ гимназии №1 г. Белебей. В основе курса лежат положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644)

3. Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е. И. Харитонова.

4.Программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности От слова к словесности» 5-9 классы/Автор программы Р.И. Альбеткова)

5. Учебника «Русская словесность. 7 класс» Р.И. Альбеткова. М.:Дрофа, 2013. -11-е изд., стереотип.


4.Учебного плана МАОУ гимназии №1 г. Белебей


Программа определяет следующие цели:

  • формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений;

  • применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания;

  • заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.


Задачи курса:

  • помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.

  • обучать умению самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

  • учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учить творческому употреблению родного языка.


На изучение предмета отводится 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.

Рабочая программа по русскому языку (7 класс) содержит следующие разделы:

1) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

4. Составитель рабочей программы: Сафонова Т. А.



Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

1) понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

2) осознание эстетической ценности русской литературы; уважительное отношение к родной литературе, стремление к речевому самосовершенствованию;

3) расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению словесности. Они включают:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), - -- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты изучения словесности предполагают:

1) представление о роли русской литературы как национальной литературы русского народа;

2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) освоение базовых понятий литературоведения;

4) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;

5) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

– самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

– составлять план решения проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Ученик получит возможность научиться:

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,

концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;

иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять

план, таблицу, схему).

Ученик получит возможность научиться:

– пользоваться словарями, справочниками;

– устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– строить рассуждения по плану

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

задач; владеть средствами художественной изобразительности, правильно употреблять

имена существительные, прилагательные ,глаголы в речи

– высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ученик получит возможность научиться:

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметные результаты:

Ученик научится:

-употреблять языковые средства, стилистическую окраску слов и предложений;

-употреблять стилистические средства лексики и грамматики в разговорном языке и в

художественных произведениях;

-научится работать со словарями, различать слова по их стилистической окраске;

-понимать роль общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных

слов в произведениях словесности;

-выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской;

-выбирать стилистические средства языка в собственных высказываниях в соответствии с

условиями и поставленной целью;

-научится применять средства художественной изобразительности;

-употреблять средства художественной изобразительности в произведениях словесности;

-находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значении;

-применять средства художественной изобразительности в собственных высказываниях;

-научится отличать эпическое произведение от лирического и драматического;

-понимать значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в

эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;

-сочинять рассказы по собственным впечатлениям, использовать в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога;

-научится определять ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом

произведении;

-умению отличить лирическое произведение от эпического и драматического,

различению размеров стихов, пониманию выразительного значения ритма, рифмы и

аллитерации, выразительному чтению лирического произведения;

-научится определять языковые средства изображения характеров в драматическом

произведении, роли диалога и монолога в тексте;

-умению отличить драматическое произведение от эпического и лирического, пониманию

роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев.

Ученик получит возможность научиться:

- подготовить сообщение, доклад, на литературную тему, рассказ на основе прочитанного-

свободно владеть монологической и диалогическом речью в объеме изучаемых в этом

классе произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и пр.);

- свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого

школьниками в 7-ом классе;

- совершенствовать духовно-нравственные качества личности, развивать чувства любви к

многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к

культурам других народов;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных

источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из

литературных родов и жанров, определять средства художественной выразительности.

- употреблять стилистические средства лексики и грамматики в разговорном языке и в

художественных произведениях.



Содержание учебного курса


ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ

Роды, виды и жанры произведений словесности

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жиз­ни в эпических, лирических и драматических про­изведениях. Понятия рода, вида и жанра.

/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

Устная народная словесность, ее виды и жанры

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загад­ка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной сло­весности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной сло­весности.

Драматические виды народной словесности: на­родная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматиче­ских произведений устной народной словесности.

/// Умение видеть особенности словесного выра­жения содержания в разных родах и видах народ-

ной словесности, понимание их идейно-художест­венного своеобразия. Выразительное чтение произ­ведений разных видов народной словесности.

Духовная литература, ее жанры

Библия: уникальность жанра этой Книги. Биб­лия как Откровение, как история духовного вос­хождения человечества и как произведение словес­ности.

Жанры библейских книг: историческая по­весть, житие, притча, молитва, проповедь, посла­ние, псалом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

/// Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского по­вествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различ­ных произведениях словесности.

Эпические произведения, их виды

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествова­ние о поступках героя и о происходящих с ним со­бытиях, рассуждение-монолог героя и автора, диа­логи героев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средства­ми языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизо­дов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

/// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразитель­ное чтение и пересказ эпизода с употреблением раз­личных средств изображения характера. Сочине­ние: характеристика героя и сравнительная харак­теристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содер­жания.

Лирические произведения, их виды

Виды лирики.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Лирический герой. «Ролевая лирика».

Композиция лирического стихотворения.

Образ-переживание в лирике.

/// Понимание смысла лирического произведе­ния на основе наблюдений над словесными средст­вами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, рас­крывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изобра­жения и выражения, присущих лирическому про­изведению.

Драматические произведения, их виды

Виды драматического рода словесности: траге­дия, комедия, драма.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюже­та и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.

/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссер­ского плана эпизода. Создание сценки с использо­ванием специфических языковых средств драмати­ческого рода словесности. Сочинение: анализ эпи­зода пьесы.

Лиро-эпические произведения, их виды

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, нали­чие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непо­средственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической фор­мы словесного выражения содержания произведе­ния. Использование в лиро-эпических произведе­ниях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.

/// Понимание смысла произведений лиро-эпи­ческих жанров: их героев и сюжета, созданных по­средством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение ли­ро-эпических произведений. Сочинение-рассужде­ние о героях баллады и поэмы.

Взаимовлияние произведений словесности

Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.

/// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение пере­дать это понимание в выразительном чтении произ­ведений. Использование мотивов народной словес­ности в собственном литературном творчестве.



урока

Планируемая

дата проведения

Фактическая

дата проведения

Тема урока

Примечания


I





Роды, виды и жанры словесности




1



Эпические виды и жанры народной словесности

1

2



Лирические виды и жанры народной словесности

1

3



Драматические виды и жанры народной словесности

1

II



Духовная литература, ее виды и жанры


4



Значение Библии для русской культуры. Содержание и стиль Библии.

1

5



Жанры Библии.

1

III



Эпические произведения, их своеобразие и виды


6



Эпические произведения, их своеобразие и виды (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Ю.Нагибин «Мой первый друг…»)


1

7



Герой эпического произведения.

1

8



Сюжет и композиция эпического произведения

1

9



Художественная деталь

1

IV



Лирические произведения, их своеобразие и виды


10



Виды лирических произведений. Изображение и выражение в лирике


1

11



Композиция и герой лирического произведения.


1

12



Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.

1

V



Драматические произведения, их своеобразие и виды.



13



Виды драматических произведений. Герои драматического произведения и способы их изображения.


1


14



Сюжет, конфликт, и композиция драматического произведения


1

VI



Взаимовлияние произведений словесности.



15



Эпиграф. Цитата. Реминисценции.

1

16



Использование фольклорных жанров.

1

17



Повторение и обобщение изученного.


1





26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!