Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №1
г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
«Утверждаю»
Приказ № _400___ от «_31__» __08___ 2018 г.
Директор МАОУ гимназия №1 г. Белебея
______________________З. С. Ханнанова
«Согласовано»
«___»________________ 2018 г.
Заместитель директора по НМР
МАОУ гимназия №1 г. Белебея
______________ А.А. Столбова
«Рассмотрено и принято»
«__31_»___08____ 2018 г.
на заседании кафедры
МАОУ гимназия №1 г. Белебея
Протокол № 1 от «_31__» __08___ 2018 г.
___________________________ Ю. В. Струкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Родной язык (литература)»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Срок реализации программы – 2018-2019 учебный год
для 7 класса
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО,
на основе Программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы.» Р.И. Альбеткова
Составитель:
учитель русского языка
МАОУ гимназия №1 г. Белебея
Сафонова Татьяна Анатольевна
2018 – 2019 учебный год
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по родному языку (литература) для 7 класса
Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 7 классе МОУ гимназии №1 г. Белебей. В основе курса лежат положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644)
3. Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е. И. Харитонова.
4.Программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности От слова к словесности» 5-9 классы/Автор программы Р.И. Альбеткова)
5. Учебника «Русская словесность. 7 класс» Р.И. Альбеткова. М.:Дрофа, 2013. -11-е изд., стереотип.
4.Учебного плана МАОУ гимназии №1 г. Белебей
Программа определяет следующие цели:
формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений;
применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания;
заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.
Задачи курса:
помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.
обучать умению самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учить творческому употреблению родного языка.
На изучение предмета отводится 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) содержит следующие разделы:
1) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
4. Составитель рабочей программы: Сафонова Т. А.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
1) понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
2) осознание эстетической ценности русской литературы; уважительное отношение к родной литературе, стремление к речевому самосовершенствованию;
3) расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению словесности. Они включают:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), - -- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения словесности предполагают:
1) представление о роли русской литературы как национальной литературы русского народа;
2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) освоение базовых понятий литературоведения;
4) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
5) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
– самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
– составлять план решения проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Ученик получит возможность научиться:
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему).
Ученик получит возможность научиться:
– пользоваться словарями, справочниками;
– устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– строить рассуждения по плану
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть средствами художественной изобразительности, правильно употреблять
имена существительные, прилагательные ,глаголы в речи
– высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты:
Ученик научится:
-употреблять языковые средства, стилистическую окраску слов и предложений;
-употреблять стилистические средства лексики и грамматики в разговорном языке и в
художественных произведениях;
-научится работать со словарями, различать слова по их стилистической окраске;
-понимать роль общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных
слов в произведениях словесности;
-выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской;
-выбирать стилистические средства языка в собственных высказываниях в соответствии с
условиями и поставленной целью;
-научится применять средства художественной изобразительности;
-употреблять средства художественной изобразительности в произведениях словесности;
-находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значении;
-применять средства художественной изобразительности в собственных высказываниях;
-научится отличать эпическое произведение от лирического и драматического;
-понимать значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в
эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;
-сочинять рассказы по собственным впечатлениям, использовать в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога;
-научится определять ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом
произведении;
-умению отличить лирическое произведение от эпического и драматического,
различению размеров стихов, пониманию выразительного значения ритма, рифмы и
аллитерации, выразительному чтению лирического произведения;
-научится определять языковые средства изображения характеров в драматическом
произведении, роли диалога и монолога в тексте;
-умению отличить драматическое произведение от эпического и лирического, пониманию
роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев.
Ученик получит возможность научиться:
- подготовить сообщение, доклад, на литературную тему, рассказ на основе прочитанного-
свободно владеть монологической и диалогическом речью в объеме изучаемых в этом
классе произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и пр.);
- свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого
школьниками в 7-ом классе;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности, развивать чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров, определять средства художественной выразительности.
- употреблять стилистические средства лексики и грамматики в разговорном языке и в
художественных произведениях.
Содержание учебного курса
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
/// Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народ-
ной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры
Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
/// Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
/// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
/// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения, их виды
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
/// Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.
/// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
№ урока | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечания |
7а | 7б | 7в | 7а | 7б | 7в |
I | | | Роды, виды и жанры словесности | |
1 | | | Эпические виды и жанры народной словесности | 1 |
2 | | | Лирические виды и жанры народной словесности | 1 |
3 | | | Драматические виды и жанры народной словесности | 1 |
II | | | Духовная литература, ее виды и жанры | |
4 | | | Значение Библии для русской культуры. Содержание и стиль Библии. | 1 |
5 | | | Жанры Библии. | 1 |
III | | | Эпические произведения, их своеобразие и виды | |
6 | | | Эпические произведения, их своеобразие и виды (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Ю.Нагибин «Мой первый друг…») | 1 |
7 | | | Герой эпического произведения. | 1 |
8 | | | Сюжет и композиция эпического произведения | 1 |
9 | | | Художественная деталь | 1 |
IV | | | Лирические произведения, их своеобразие и виды | |
10 | | | Виды лирических произведений. Изображение и выражение в лирике | 1 |
11 | | | Композиция и герой лирического произведения. | 1 |
12 | | | Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды. | 1 |
V | | | Драматические произведения, их своеобразие и виды. | |
13 | | | Виды драматических произведений. Герои драматического произведения и способы их изображения. | 1 |
14 | | | Сюжет, конфликт, и композиция драматического произведения | 1 |
VI | | | Взаимовлияние произведений словесности. | |
15 | | | Эпиграф. Цитата. Реминисценции. | 1 |
16 | | | Использование фольклорных жанров. | 1 |
17 | | | Повторение и обобщение изученного. | 1 |
26