ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
6. Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения;
7. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 9 класса (70 часов)/ Под общ. редакцией М. В. Бабкиной. Рекомендовано отделением учителей русского языка и литературы регионального УМО в системе общего образования Курской области (Протокол №5 от 11.06.2019.) – Курск: ООО «Учитель», 2019. – 20 с.
8. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
9. Примерная программа основного общего образования по литературе, авторская программа по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2012 г.).
10. Учебный план МБОУ «Глебовская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
11. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом №1-88 от 17 июня 2016 г.)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы в 9 классе, в учебном плане МБОУ «Глебовская СОШ» в 9 классе на изучение родной литературы (русской) предусмотрено 68 часов (2 часа в неделю).
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русской литературы изучение русской литературы как родной. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русской литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русской литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русской литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса.
В соответствии с этим в курсе русской родной литературы актуализируются следующие цели:
воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма через приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской родной литературы;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического.
Важное значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет русская художественная литература. Она обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим возможность формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры.
Основные содержательные линии программы учебного предмета«Родная литература (русская)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской родной литературы опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русской литературы в образовательной организации, но не дублируют.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Введение. Из древнерусской литературы» представлено содержание, изучение которого позволит понять, что «литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни» (Д.С.Лихачев), раскрыть взаимосвязь литературы и истории.
Второй блок «Из литературыXVIII века» знакомит обучающихся (обзорно) с жизнью и творчеством русского поэта и писателя И.П.Богдановича.
В третьем блоке «Из русской литературы XIX века» представлены произведения, дающие возможность формировать ценностные ориентиры обучающихся.
В четвертом блоке «Из русской прозы XX века» собраны произведения, знакомящие с разными аспектами жизни, помогающие осознать духовно-нравственные ценности.
В пятом блоке «Из русской поэзии» представлены стихотворения о главном человеке в жизни каждого – маме.
В шестом блоке «Великая Отечественная война в русской литературе» – знакомство с произведениями, направленными на формирование чувства патриотизма, сострадания, уважения к людям любой национальности, гуманизма.
В седьмом блоке «Из литературы Курского края» собраны произведения современных курских поэтов о «малой родине».
В восьмом блоке «Из современной русской литературы ХХI века» представлены произведения, помогающие осмыслить такие понятия, как выбор, взаимопонимание, милосердие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРС
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителям культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком.
Примерная программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; понимать историю, культуру своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; владеть языком своего народа; проявлять чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, ответственности и долга перед Родиной;
ответственно относиться к учению; проявлять готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;
проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и других видах деятельности;
осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, проявлять уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
проявлять эстетическое сознание через освоение художественного наследия родной русской литературы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать эстетическую ценность русской литературы;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Метапредметные результаты:
Познавательные.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях (в тои числе Интернет), рекомендуемых учителем;
смысловому чтению;
осуществлять запись указанной учителем информации;
применять знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;
строить сообщения в устной и письменной форме на указанную тему;
находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Регулятивные.
Обучающийся научится:
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
осуществлять контроль своей деятельности;
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
принимать решения в проблемных ситуациях;
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Обучающийся получит возможность научиться:
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владеть основами саморегуляции;
осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
организовывать деловое сотрудничество;
аргументировать свою точку зрения;
отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой, так и в форме внутренней речи;
оформлять монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачей коммуникации и требованиями речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
аргументировать свою позицию, владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русская родная литература»:
Обучающийся научится:
пониманию ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы, русской литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков;
пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания;
умению анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определению в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, пониманию их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владению элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
формированию собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
пониманию авторской позиции и выражению своего отношения к ней;
восприятию на слух литературных произведений разных жанров, осмысленному чтению и адекватному восприятию;
умению пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов;
оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение (1час)
«Любите читать!» (Д.С. Лихачёв)
Чтение – способ интеллектуального развития. Литература – колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Литература делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.
Из древнерусской литературы (3 часа)
«Житие Сергия Радонежского». Житийный жанр в древнерусской литературе. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.
Из литературы XVIII века (2 час)
И. П. Богданович. Обзор жизни и творчества. Отрывки из повести «Душенька».
Из русской литературы XIX века (7 часов)
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Вешние воды». История любви. Светлые воспоминания на склоне жизни. Характеры героев повести. А. А. Фет. Автобиографический рассказ «Кактус». Сюжет. Герои.
Из русской прозы XX века ( 24 часа)
М. Горький. Слово о писателе. «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…»
К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Композиция рассказа. Нравственные проблемы. Авторская позиция. Роль пейзажа. Смысл названия.
В .П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Лирическая миниатюра. Нравственный выбор. Человек на войне. Личные переживания героя-рассказчика.
А. С. Грин. Слово о писателе. Рассказ «Зелёная лампа». Сюжет, композиция. Характеры героев. Смысл названия.
Ю. К .Олеша. «Друзья». Кого можно назвать настоящим другом.
Ю.П. Казаков «Запах хлеба». Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим домом.
В. А. Каверин. «Два капитана». Приключенческий роман. Настойчивость и целеустремлённость главного героя в достижении мечты. Нравственные проблемы в романе.
Ю. М. Нагибин. «Старая черепаха». Сюжет рассказа, герои. Проблема ответственности. Особенности композиции.
А. Г. Алексин. «А тем временем где-то». Сюжет повести, главные герои. Желание юного героя понять себя и окружающих. Проблема выбора.
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви. Проблема взаимоотношения подростков друг с другом, родителей с детьми. Смысл названия повести.
Из русской поэзии (4 часа)
Стихи о маме (Э. Асадов «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама» и др.)
Великая отечественная война в русской литературе ( 13 часов)
Н. Н. Сидоренко. Стихи. «Память», «Костры не гаснут», «Открой глаза на белый свет», «Белым-бело».
Стихи поэтов-фронтовиков. Героизм, патриотизм, трудности военных лет, чувство скорбной памяти и чувство любви к Родине в стихотворениях о войне.
А. Сурков «Утро победы». Н. Ушаков «Накануне». А. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане»?
Ю. Друнина «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…»
К. М. Симонов.«Свеча». Человеколюбие, уважение к людям другой национальности, сострадание, гуманистическая идея рассказа. Материнская любовь не знает национальности. «Третий адъютант». Смелость и трусость, уверенность в победе, героизм.
А.Н. Толстой. «Русский характер». Черты характера русского человека. Скромность, сдержанность главного героя. Образ рассказчика.
К.Д. Воробьев. «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных. Судьба главного героя. Образы-символы.
Из литературы Курского края ( 5 часов)
Ю.Асмолов. Стихотворения «Русский лес», «Встреча с детством», «Март», «Выйду я во поле к ветру бездомнику…» и др. Природа. Детство. Родной край. В.Еськов. «Куряния моя». Курск и курский край. В.Шеховцов. «О Родине с любовью и тревогой». Стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Из современной русской литературы XXI века ( 9 часов)
А.Костюнин. «Поводырь». Рассказ о слепом учителе. Л. Улицкая. «Детство сорок девять». Книга о послевоенном детстве.
О.Павлова. «Гришка». Герои рассказа. Сопереживание. Милосердие.
IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел. Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
| Введение | 1 ч | | |
| Введение. Любите читать! | 1 | | |
| Из древнерусской литературы | 3 ч | | |
| Литература и ее роль в духовной жизни человека» | 1 | | |
| Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». | 1 | | |
| Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси. | 1 | | |
| Из литературы XVIII века | 2 ч | | |
| И. П. Богданович. Обзор жизни и творчества. | 1 | | |
| И. П. Богданович. Отрывки из повести «Душенька». Чтение. | 1 | | |
| Из литературы XIX века | 7 ч | | |
| И. С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Вешние воды». | 1 | | |
| И. С. Тургенев. Чтение повести «Вешние воды». | 1 | | |
| И. С. Тургенев. «Вешние воды». История любви в повести И. С. Тургенева «Вешние воды». | 1 | | |
| И. С. Тургенев. «Вешние воды». Характеры главных героев повести. | 1 | | |
| А.А. Фет. Слово о писателе. А.А. Фет и Курский край. | 1 | | |
| А.А. Фет Автобиографический рассказ «Кактус». Чтение рассказа | 1 | | |
| А.А. Фет «Кактус». Сюжет. Герои рассказа. | 1 | | |
| Из русской прозы XX века | 24 ч | | |
| М. Горький. «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. | 1 | | |
| М. Горький. «Песня о Соколе». Художественные особенности. | 1 | | |
| К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Композиция рассказа. Нравственные проблемы рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». | 1 | | |
| К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Авторская позиция. Роль пейзажа. Смысл названия. | 1 | | |
| В.П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Лирическая миниатюра. Нравственный выбор. Человек на войне. Личные переживания героя-рассказчика. | 1 | | |
| А .С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Характеры героев. | 1 | | |
| А .С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Смысл названия | 1 | | |
| Ю.П. Казаков. Слово о писателе. Память о близких людях в рассказе «Запах хлеба». | 1 | | |
| Ю.П. Казаков. «Запах хлеба». Проблема утраты связи с отчим домом. | 1 | | |
| Ю. К. Олеша. Слово о писателе. Рассказ «Друзья». Чтение и пересказ произведения. | 1 | | |
| Ю. К. Олеша. Рассказ «Друзья». Кого можно назвать настоящим другом. | 1 | | |
| В. А. Каверин «Два капитана». Приключенческое начало в романе. Обзор содержания. | 1 | | |
| Настойчивость и целеустремлённость главного героя в достижении мечты в романе В.А. Каверина «Два капитана». | 1 | | |
| Нравственные проблемы романа. Друзья и единомышленники главного героя. | 1 | | |
| Литература и кино. Экранизация романа В.А. Каверина «Два капитана». Обсуждение фильма. | 1 | | |
| Ю. М. Нагибин. Слово о писателе. Рассказ «Старая черепаха». Сюжет рассказа, герои. Чтение произведения. | 1 | | |
| Ю. М. Нагибин. «Старая черепаха». Проблема ответственности. Особенности композиции. | 1 | | |
| А. Г. Алексин. Слово о пистаеле. «А тем временем где-то». Сюжет повести, главные герои. Чтение произведения. Желание юного героя понять себя и окружающих. Проблема выбора. | 1 | | |
| А. Г. Алексин. «А тем временем где-то». Чтение произведения. | 1 | | |
| А. Г. Алексин «А тем временем где-то». Нравственные проблемы повести: желание юного героя понять себя и окружающих, проблема выбора. | 1 | | |
| Г. Н. Щербакова. Повесть «Вам и не снилось» – история о первой любви. Чтение произведения. | 1 | | |
| Г. Н. Щербакова. Повесть «Вам и не снилось». Проблема взаимоотношения подростков друг с другом, родителей с детьми. Смысл названия повести.. | 1 | | |
| Литература и кино. Экранизация повести «Вам и не снилось». Обсуждение фильма. | 1 | | |
| Письменная работа «Размышляя о прочитанном» | 1 | | |
| Из русской поэзии | 4 ч | | |
| Стихи о маме. Э. Асадов «Письмо с фронта», | 1 | | |
| Стихи о маме. А. Прокофьев «Мама». | 1 | | |
| Стихи о маме. Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама». | 1 | | |
| Учимся анализировать стихотворение. Моё любимое стихотворение о маме. | 1 | | |
| Великая Отечественная война в русской литературе | 13 ч | | |
| Н. Н. Сидоренко. Стихи. «Память», «Костры не гаснут», «Открой глаза на белый свет», «Белым-бело». | 1 | | |
| Любовь к родине и тема памяти в стихах поэтов-фронтовиков. А. Сурков «Утро победы»; Н. Ушаков «Накануне». | 1 | | |
| Любовь к родине и тема памяти в стихах поэтов-фронтовиков. А. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья однополчане?» | 1 | | |
| Ю. Друнина. Слово о писателе. Стихотворение «Зинка». Тема героизма и подвига в произведении. «Я только раз видала рукопашный…» | 1 | | |
| Ю. Друнина. Тема героизма и подвига в произведении. «Я только раз видала рукопашный…» | 1 | | |
| К. М. Симонов. Слово о писателе. Рассказ «Свеча». Человеколюбие, уважение к людям другой национальности, сострадание, гуманистическая идея рассказа. Материнская любовь не знает национальности. «Третий адъютант». Смелость и трусость, уверенность в победе, героизм. | 1 | | |
| К. М. Симонов. Рассказ «Третий адъютант». Смелость и трусость, уверенность в победе, героизм. | 1 | | |
| А. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «Русский характер». Чтение произведения. Черты характера русского человека. | 1 | | |
| А. Н. Толстой. Рассказ «Русский характер». Черты характера русского человека. Скромность, сдержанность главного героя. Образ рассказчика. | 1 | | |
| К.Д. Воробьев. Слово о писателе. Рассказ «Седой тополь». Чтение произведения. Борьба за жизнь в лагере военнопленных. | 1 | | |
| К.Д. Воробьев. «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных. Судьба главного героя. Образы-символы. | 1 | | |
| Письменная работа «Размышляя о прочитанном» | 1 | | |
| Проблемы и уроки литературы ХХ века | 1 | | |
| Из литературы Курского края | 5 ч | | |
| Ю.Асмолов. Стихотворения «Русский лес», «Встреча с детством», «Март», «Выйду я во поле к ветру бездомнику…» и др. Природа. Детство. Родной край. | 1 | | |
| В.Еськов. «Куряния моя». Курск и курский край. | 1 | | |
| В.Шеховцов. «О Родине с любовью и тревогой». Стихотворения по выбору учителя и учащихся. | 1 | | |
| Литературная гостиная «Край родной…» | 1 | | |
| Заочная экскурсия в Курский литературный музей | 1 | | |
| Из современной русской литературы XXI века. | 9 ч | | |
| А.Костюнин.Слово о писателе. «Поводырь» - рассказ о «светлом человеке». Чтение произведения. | 1 | | |
| «Учатся у тех, кого любят» (Гёте). Проблематика рассказа А.Костюнина. «Поводырь» | 1 | | |
| Л. Улицкая. Слово о писателе. «Детство сорок девять». Чтение произведений. | 1 | | |
| Л. Улицкая. «Детство сорок девять». Обсуждение эпизодов из детских жизней трудного, холодного и голодного послевоенного времени. | 1 | | |
| О.Павлова. Слово о писателе. Рассказ «Гришка». Чтение произведения. Герои рассказа. Сопереживание. Милосердие. | 1 | | |
| О.Павлова. Рассказ «Гришка». Герои рассказа. Чувства сопереживания, милосердия и ответственности за свои поступки. | 1 | | |
| Письменная работа. Отзыв о рассказе О. Павловой «Гришка» | 1 | | |
| Итоговое занятие «Путешествие по страницам прочитанных книг» | 1 | | |
| Литературная викторина | 1 | | |
12