Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей __русского яз. И литературы______________ Протокол № ___ Руководитель ШМО: __________ | СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР _________ от « » августа 2020 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №1_________ от «30» августа 2020 года ПРИНЯТО Приказ № от « » августа 2020 года |
Рабочая программа
Родная литература (базовый уровень)
Класс 5
Количество часов по учебному плану: 0, 5 часов в неделю (всего 17 часов)
Составители:
учитель русского языка и литературы высшей категории;
2020–2021 уч. г.
Планируемые результаты освоения предмета «Родная (русская) литература»:
Личностные результаты:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов — тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметные результаты изучения курса родной (русской) литературы Универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– анализировать художественное произведение;
– сравнивать произведения разных жанров и авторов;
– давать характеристику героев.
Результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» за курс основной общеобразовательной школы:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание программы
Введение (1ч )
Родная литература как национально-культурная ценность народа
Из древнерусской литературы (1ч)
Отношение к книгам в Древней Руси. «Повесть временных лет».
Из литературы XIX века (5ч)
Богатство и разнообразие жанров литературы XIX века: анализ лирических и прозаических текстов.
И.А.Крылов. Басни
А.С.Пушкин. Сказки.
М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка
Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть».
Из литературы XX века (10 ч)
Богатство и разнообразие жанров литературы XX века: анализ лирических и прозаических текстов.
А.П.Чехов. Рассказы
И.А.Бунин. «Подснежник».
Проза о детях. Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки».
К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы» и др. рассказы.
М.М. Пришвин «Зайцы профессора». Художественная проза о человеке и природе.
Стихотворения о животных. Саша Чёрный «Жеребенок», «Волк», Н. Рубцов «Коза», «Воробей», Эдуард Асадов «Бурундучок».
Осмысление понятий «Гордость и гордыня. Любовь и коварство. Взаимопомощь и благодарность». Быков Р.А. «Заколдованная принцесса».
Нахождение основной мысли произведения Аксенов В.П. «Мой дедушка — памятник» (отрывок).
Календарно-тематическое планирование курса «Родная литература» для 5 класса
№ урока | Наименование раздела с указанием часов, тема урока | Планируемые сроки прохождения темы | Корректировка |
Введение (1ч ) |
1 | Родная литература как национально-культурная ценность народа | 07.09-11.09 | |
Из древнерусской литературы (1ч) |
2 | «Повесть временных лет». Христианская вера. Крещение Руси. Изобретение славянской письменности. Отношение к книгам в древней Руси | 21.09-25.10 | |
Из литературы XIX века (5ч) |
3 | И.А.Крылов. Басни | 05.10-09.10 | |
4 | А.С.Пушкин. Сказки. | 19.10-23.10 | |
5 | М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка | 09.11-13.11 | |
6 | Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». | 23.11-27.11 | |
7 | Художественная проза о взаимоотношениях человека и животного | 07.12-11.12 | |
Из литературы XX века (10 ч) |
8 | А.П.Чехов. Рассказы | 21.12-25.12 | |
9 | И.А.Бунин. «Подснежник». | 11.01-15.01 | |
10 | . Проза о детях. Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки». | 25.01-29.01 | |
11 | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы» и др. рассказы. | 08.02-12.02 | |
12 | М.М. Пришвин «Зайцы профессора». Художественная проза о человеке и природе | 22.02-26.02 | |
13 | Стихотворения о животных. Саша Чёрный «Жеребенок», «Волк», Н. Рубцов «Коза», «Воробей», Эдуард Асадов «Бурундучок». | 08.03-12.03 | |
14 | Родная (русская) литература Литературные сказки о сверстниках | 22.03-26.03 | |
15 | Осмысление понятий «Гордость и гордыня. Любовь и коварство. Взаимопомощь и благодарность». Быков Р.А. «Заколдованная принцесса». | 05.04-09.04 | |
16 | Нахождение основной мысли произведения Аксенов В.П. «Мой дедушка — памятник» (отрывок). | 19.04-23.04 | |
17 | Обобщающий урок «Родная литература в ленте времени». | 10.05-14.05 | |