МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОСИНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена на заседании Принята на заседании Утверждаю.
ШМО учителей гуманитарного цикла. педагогического совета. Директор школы________ /В,И.Карелов/
/Протокол № 1 от 31.08.2022г./ /Протокол № 1 от 31.08.2022г./ /Приказ от 31.08.2022г. № 145/
Руководитель ШМО _____/Боева Т. Н./ Председатель _________ /В.И.Карелов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ)
Класс – 7
Количество часов – 34
Уровень – базовый
Срок реализации – 2022-2023 учебный год
Учитель – Боева Тамара Николаевна
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1. Гражданское воспитание включает:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотическое воспитание предусматривает:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетическое воспитание предполагает:
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
6. Трудовое воспитание реализуется посредством:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание включает:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Метапредметные результаты.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать, интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский фольклор
Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".
Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.
Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе.
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции
Древнерусской литературы. Житие Феодосия Печерского. Житие Серафима Саровского. Значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы.
Литература XVIII века
Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин.
Литература XIX века
Традиции литературы XIX века. Жизнь и творчество А.А.Фета. Умение выразить в слове тончайшие и прекрасные движения в жизни природы и человеческой души. "Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...",Это утро, радость эта...".
Ф.И.Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."
Басни как жанр. И.А.Крылов. Аллегорический смысл и мораль басни "Обоз".
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", "Враг и друг", "Русский язык". Целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле. "Гамлет Щигровского уезда", Льгов".
А.П.Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил", "Хирургия", "Лошадиная фамилия".
Литература XX века
Традиции литературы XX века.
Творчество С.А.Есенина. Тема любви к Родине–центральная в творчестве С.А.Есенина.
Творчество А.А.Блока. Пронзительное чувство родины в поэтическом цикле "На поле Куликовом". Стихотворение "Россия".
И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в произведениях Бунина. "И цветы, и шмели, и трава...", "Гаснет вечер, даль синеет...", "Октябрьский рассвет". Красота человеческой души в рассказе
"Сверчок".
В.А.Солоухин. Рассказ "Мститель". Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира.
ГайдарА.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. "Горячий камень". Нравственные уроки ценности жизни в произведении.
К.Д.Воробьев. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя". Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки.
Е.И.Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества. "Покормите птиц" - призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому.
В.М. Песков. Образ России в очерке "Помнить о Родине", в очерках "Отечество", "Средняя полоса".
В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни" - "деловая правда", основанная на реальных событиях.
Родная земля в произведениях курских поэтов
Н.Ю.Корнеев. Стихотворения "Снега серебро высокой пробы...", "Березы".
В.Н.Корнеев. Стихотворения "Горячие травы июля", "Купание в сентябре", "Журавли".
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата по плану | Приме чание | Основные направления воспитательной деятельности |
1. | Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник" | 1 | 01.09 | | 3 |
2. | Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края. | 1 | 08.09 | | 2,3 |
3. | Древнерусская литература. Житийный жанр в древнерусской литературе. | 1 | 15.09 | | 2,3 |
4. | Житие Феодосия Печерского. | 1 | 22.09 | | 3 |
5. | Житие Серафима Саровского | 1 | 29.09 | | 3 |
6. | Серафим Саровский "О попечении о душе", "О хранении сердца" | 1 | 06.10 | | 3 |
7. | Литература 18 века. М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин | 1 | 13.10 | | 3 |
8. | Литература19 века. Жизнь и творчество А.А.Фета | 1 | 20.10 | | 3,4 |
9. | А.А.Фет. "Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...", "Это утро, радость эта..." | 1 | 27.10 | | 3,4 |
10. | Басни как жанр. И.А.Крылов. "Обоз". | 1 | 10.11 | | 3 |
11. | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. "Собака", "Голуби", «Враг и друг» | 1 | 17.11 | | 3,4 |
12. | И.С.Тургенев. "Гамлет Щигровского уезда", Льгов" | 1 | 24.11 | | 3 |
13. | А.П.Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил" | 1 | 01.12 | | 3 |
14. | Литература 20 века. Творчество С.А.Есенина. Тема любви к Родине – центральная в творчестве С.А.Есенина | 1 | 08.12 | | 2,3 |
15. | Предметно-поэтический мир в стихотворении С.А.Есенина "В хате". | 1 | 15.12 | | 2,3 |
16. | И.А.Бунин. "И цветы, и шмели, и трава...", "Гаснет вечер, даль синеет..." | 1 | 22.12 | | 3,4 |
17. | Н.А.Рубцов. "В старом парке", "Купавы" | 1 | 12.01 | | 3,4 |
18. | А.П.Гайдар. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу – центральная идея повести "Тимур и его команда". | 1 | 19.01 | | 3 |
19-20 | Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны. | 2 | 26.01 02.02 | | 3 |
21. | А.П.Гайдар. "Горячий камень". Нравственные уроки, ценности жизни в произведении. | 1 | 09.02 | | 3 |
22-23 | К.Д.Воробьев. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя". | 2 | 16.02 02.03 | | 3 |
24. | В.А.Солоухин. Тайна гармонии мира природы в стихотворении "Букет" | 1 | 09.03 | | 3 |
25-26. | В.А.Солоухин. Рассказ "Мститель". Формирование духовного мира подростка. | 2 | 16.03 23.03 | | 3,2 |
27. | Е.И.Носов. Очерк жизни и творчества. Рассказ "Тридцать зерен" | 1 | 06.04 | | 3 |
28-29. | Рассказ Е.И.Носова "Покормите птиц" – призыв писателя к милосердию. | 2 | 13.04 20.04 | | 3,7 |
30. | В.М.Песков - писатель, журналист, фотокорреспондент. Образ России в очерках "Отечество", "Средняя полоса". | 1 | 27.04 | | 2,3 |
31. | Родная земля в произведениях курских поэтов. Н.Ю.Корнеев. Стихотворения "Снега серебро высокой пробы...", "Березы". | 1 | 04.05 | | 2,3 |
32. | В.П.Детков. Тема первой любви в рассказе "Сирень". | 1 | 11.05 | | 3 |
33 | Тест в рамках промежуточной аттестации | 1 | 18.05 | | 3 |
34 | Подведение итогов года | 1 | 25.05 | | |