СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (русской) литературе, 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной (русской) литературе, 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской) литературе, 7 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОСИНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрена на заседании Принята на заседании Утверждаю.

ШМО учителей гуманитарного цикла. педагогического совета. Директор школы________ /В,И.Карелов/

/Протокол № 1 от 31.08.2022г./ /Протокол № 1 от 31.08.2022г./ /Приказ от 31.08.2022г. № 145/

Руководитель ШМО _____/Боева Т. Н./ Председатель _________ /В.И.Карелов/













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ)







Класс – 7

Количество часов – 34

Уровень – базовый

Срок реализации – 2022-2023 учебный год

Учитель – Боева Тамара Николаевна












ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

1. Гражданское воспитание включает:
 формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
 развитие культуры межнационального общения;
 формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
 воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
 развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
 развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
 формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
 разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотическое воспитание предусматривает:
 формирование российской гражданской идентичности;
 формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
 формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
 развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
 развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
 развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
 формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
 развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
 содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
 оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетическое воспитание предполагает:
 приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
 создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
 приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
 популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
 сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает:
 формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
 формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
 развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
6. Трудовое воспитание реализуется посредством:
 воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
 формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
 развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
 содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание включает:
 развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
 воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания подразумевает:
 содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
 создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Метапредметные результаты.

    • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•смысловое чтение;

    • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

    • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  1. осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом

чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  1. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  2. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  3. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  4. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  5. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать, интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».























































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский фольклор

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе.

Древнерусская литература

Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции

Древнерусской литературы. Житие Феодосия Печерского. Житие Серафима Саровского. Значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы.

Литература XVIII века

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин.



Литература XIX века

Традиции литературы XIX века. Жизнь и творчество А.А.Фета. Умение выразить в слове тончайшие и прекрасные движения в жизни природы и человеческой души. "Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...",Это утро, радость эта...".

Ф.И.Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

Басни как жанр. И.А.Крылов. Аллегорический смысл и мораль басни "Обоз".

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", "Враг и друг", "Русский язык". Целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле. "Гамлет Щигровского уезда", Льгов".

А.П.Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил", "Хирургия", "Лошадиная фамилия".

Литература XX века

Традиции литературы XX века.

Творчество С.А.Есенина. Тема любви к Родине–центральная в творчестве С.А.Есенина.

Творчество А.А.Блока. Пронзительное чувство родины в поэтическом цикле "На поле Куликовом". Стихотворение "Россия".

И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в произведениях Бунина. "И цветы, и шмели, и трава...", "Гаснет вечер, даль синеет...", "Октябрьский рассвет". Красота человеческой души в рассказе

"Сверчок".

В.А.Солоухин. Рассказ "Мститель". Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира.

ГайдарА.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. "Горячий камень". Нравственные уроки ценности жизни в произведении.

К.Д.Воробьев. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя". Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки.

Е.И.Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества. "Покормите птиц" - призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому.

В.М. Песков. Образ России в очерке "Помнить о Родине", в очерках "Отечество", "Средняя полоса".

В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни" - "деловая правда", основанная на реальных событиях.


Родная земля в произведениях курских поэтов

Н.Ю.Корнеев. Стихотворения "Снега серебро высокой пробы...", "Березы".

В.Н.Корнеев. Стихотворения "Горячие травы июля", "Купание в сентябре", "Журавли".









































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата по плану

Приме чание

Основные направления воспитательной деятельности

1.

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"

1

01.09


3

2.

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

1

08.09


2,3

3.

Древнерусская литература. Житийный жанр в древнерусской литературе.

1

15.09


2,3

4.

Житие Феодосия Печерского.

1

22.09


3

5.

Житие Серафима Саровского

1

29.09


3

6.

Серафим Саровский "О попечении о душе", "О хранении сердца"

1

06.10


3

7.

Литература 18 века. М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин

1

13.10


3

8.

Литература19 века. Жизнь и творчество А.А.Фета

1

20.10


3,4

9.

А.А.Фет. "Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...", "Это утро, радость эта..."

1

27.10


3,4

10.

Басни как жанр. И.А.Крылов. "Обоз".

1

10.11


3

11.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. "Собака", "Голуби", «Враг и друг»

1

17.11


3,4

12.

И.С.Тургенев. "Гамлет Щигровского уезда", Льгов"

1

24.11


3

13.

А.П.Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил"

1

01.12


3

14.

Литература 20 века. Творчество С.А.Есенина. Тема любви к Родине – центральная в творчестве С.А.Есенина

1

08.12


2,3

15.

Предметно-поэтический мир в стихотворении С.А.Есенина "В хате".

1

15.12


2,3

16.

И.А.Бунин. "И цветы, и шмели, и трава...", "Гаснет вечер, даль синеет..."

1

22.12


3,4

17.

Н.А.Рубцов. "В старом парке", "Купавы"

1

12.01


3,4

18.

А.П.Гайдар. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу – центральная идея повести "Тимур и его команда".

1

19.01


3

19-20

Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе

страны.

2

26.01

02.02


3

21.

А.П.Гайдар. "Горячий камень". Нравственные уроки, ценности жизни в произведении.

1

09.02



3

22-23

К.Д.Воробьев. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя".

2

16.02

02.03


3

24.

В.А.Солоухин. Тайна гармонии мира природы в стихотворении "Букет"

1

09.03


3

25-26.

В.А.Солоухин. Рассказ "Мститель". Формирование духовного мира подростка.

2

16.03

23.03


3,2

27.

Е.И.Носов. Очерк жизни и творчества. Рассказ "Тридцать зерен"

1

06.04


3

28-29.

Рассказ Е.И.Носова "Покормите птиц" – призыв писателя к милосердию.

2

13.04

20.04


3,7

30.

В.М.Песков - писатель, журналист, фотокорреспондент. Образ России в очерках "Отечество", "Средняя полоса".

1

27.04


2,3

31.

Родная земля в произведениях курских поэтов. Н.Ю.Корнеев. Стихотворения "Снега серебро высокой пробы...", "Березы".


1

04.05


2,3

32.

В.П.Детков. Тема первой любви в рассказе "Сирень".

1

11.05


3

33

Тест в рамках промежуточной аттестации

1

18.05


3

34

Подведение итогов года

1

25.05