Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской) литературе - 5 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Родная литература
5 класс
разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения; программы «Основы словесности. От слова к словесности»: 5 – 9 класс (автор Р.И.Альбеткова) – М.: Дрофа, 2008.
Пояснительная записка
Планируемые результаты
Основные требования к уровню подготовки обучающихся по русскому(родному) языку к концу учебного года:
Ученики должны знать:
Теоретические сведения об основах словесности
Роды, виды и жанры словесности
Роль выразительных средств языка в художественной речи
Особенности устной и письменной речи
Ученики должны уметь:
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученики должны знать:
Теоретические сведения об основах словесности
Роды, виды и жанры словесности
Роль выразительных средств языка в художественной речи
Особенности устной и письменной речи
Ученики должны уметь:
В 5 классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях (эпос, лирика, драма), рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.
В 6 классе развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
В 7 классе ученики не только учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-видовой природой.
Следует пояснить, что в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материал словесности, а затем речь идёт о произведениях словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь в изучении (от теории к практике): от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения. Таким образом, изучение начальных сведений о словесности проходит в курсе 5-6 классов, базовых – в 7 классе.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры разных стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка и их признаки, особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую культуру речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Требования к уровню подготовки обучающихся
5 класс: К концу первого года обучения учащиеся должны
выразительно читать тексты различные по теме высказывания и эмоциональной окраске;
уметь работать с толковым и этимологическим словарями;
различать особенности разговорного и литературного языка, употреблять их в соответствующих ситуациях;
верно определять тему и основную мысль текста;
создавать собственный повествовательный текст на предложенную тему;
различать стихотворную и прозаическую речь, уметь подбирать рифмы к словам;
определять характерные особенности лирики, эпоса и драмы.
2. Основное содержание курса
Количество часов: 35
Количество часов в неделю: 1
Учебно-тематический план. 5 класс
№ раздела | Содержание | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы |
| Словесность | 1 | | |
| Прямое и переносное значение слова | 6 | 1 | 1 |
6. | Стихи и проза | 6 | | |
7 | Устная народная словесность | 10 | 1 | 2 |
8. | Литературное эпическое произведение | 7 | 1 | 1 |
9. | Литературное лирическое произведение | 4 | | |
10 | Литературное драматическое произведение | 1 | | |
| Итого | 35 | 3 | 4 |
3. Календарно-тематическое планирование по родной литературе в 5 классе
№ | Дата по плану | Дата по факту | Название раздела. Тема урока. | Дом. задание. |
| | | Четверть 1 (27 часов) | |
1 | | | Словесность(1 час) | П.1-4, с.7-20 |
| | | Прямое и переносное значение слова (6 ч). | |
2 | | | Что такое переносное значение слова. | П.20, с.75-80 |
3 | | | Сравнение. | П.21, с.80-82 |
4 | | | РР. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Зима». | Дописать |
5 | | | Эпитет | П.22, с.82-84 |
6 | | | Аллегория. | П.23, с.84-85 |
7 | | | Контрольная работа по разделу « Прямое и переносное значение слова» | Повторить |
| | | Стихи и проза (6 часов) | |
8 | | | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. | П.32, с.111-112 |
| | | 2 четверть (8 часов) | |
9 | | | Ритм. Интонация. | П.33-34, с.112-117 |
10 | | | Цель высказывания и интонация. | П.35, с.117-120 |
11 | | | Особенности интонации в стихах. | П.36 ,с.120-123 |
12 | | | Рифма в стихах. | П.37, с.123-124 |
13 | | | Строфа. | П.38, с.124-128 |
| | | Устная народная словесность (10ч). | |
14 | | | Произведение устной народной словесности. | П.39, с.130-131 |
15 | | | Сказки и их виды. | П.40, с.131-134 |
| | | | |
16 | | | Контрольная работа по теме «Сказки и их виды» | |
| | | 3 четверть (10 часов) | |
17 | | | Особенности языка сказок. | П.41, с.134-136 |
18 | | | Р/Р Сочинение-сказка на нравственную тему | Повторить |
19 | | | Небылицы. | П.43, с.136-138 |
20 | | | Пословицы и поговорки. | П.44, с.138-140 |
21 | | | Загадки. | П.45-46, с.140-143 |
22 | | | Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки. | П.47, с.143-146 |
23 | | | Контрольная работа по разделу « Устная народная словесность» | Повторение |
| | | Литературное эпическое произведение (7 ч). | |
24 | | | Три рода произведений, созданных писателями. | П.48, с.150-152 |
25 | | | Литературная сказка. | П.49, с.152-154 |
26 | | | Басня. | П.50, с.154-155 |
| | | 4 четверть (9 часов) | |
27 | | | Особенности языка басен. | П.51, с.155-158 |
28 | | | Рассказ, повесть, роман. | П.52-53, с.158-164 |
29 | | | Сюжет и эпизод произведения. | П.54, с.164-166 |
30 | | | Контрольная работа по разделу «Литературное эпическое произведение» | |
| | | Литературное лирическое произведение (4часа) | |
31 | | | Что такое лирическое произведение. | П.55, с.169-173 |
32 | | | Стихи о природе. | П.56-57, с.173-177 |
33 | | | Стихи о животных. | П.58, с.177-181 |
34 | | | Стихи, в которых рассказывается о каком-либо событии. | П.59, с.181-183 |
| | | Литературное драматическое произведение (1 час). | |
35 | | | Особенности драматического произведения. Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки. | Повторение изученного за год |