СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (русской) литературе - 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения;  программы  «Основы словесности. От слова к словесности»: 5 – 9 класс (автор Р.И.Альбеткова) – М.: Дрофа, 2008.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской) литературе - 5 класс»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Родная литература

5 класс


разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения; программы «Основы словесности. От слова к словесности»: 5 – 9 класс (автор Р.И.Альбеткова) – М.: Дрофа, 2008.






Пояснительная записка


  1. Планируемые результаты


Основные требования к уровню подготовки обучающихся по русскому(родному) языку к концу учебного года:

Ученики должны знать:

  • Теоретические сведения об основах словесности

  • Роды, виды и жанры словесности

  • Роль выразительных средств языка в художественной речи

  • Особенности устной и письменной речи

Ученики должны уметь:

  • Понимать художественное произведение

  • Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученики должны знать:

  • Теоретические сведения об основах словесности

  • Роды, виды и жанры словесности

  • Роль выразительных средств языка в художественной речи

  • Особенности устной и письменной речи

Ученики должны уметь:

  • Понимать художественное произведение

  • Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

В 5 классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях (эпос, лирика, драма), рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.

В 6 классе развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

В 7 классе ученики не только учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-видовой природой.

Следует пояснить, что в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материал словесности, а затем речь идёт о произведениях словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь в изучении (от теории к практике): от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения. Таким образом, изучение начальных сведений о словесности проходит в курсе 5-6 классов, базовых – в 7 классе.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры разных стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка и их признаки, особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую культуру речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы


Требования к уровню подготовки обучающихся

5 класс: К концу первого года обучения учащиеся должны

  • выразительно читать тексты различные по теме высказывания и эмоциональной окраске;

  • уметь работать с толковым и этимологическим словарями;

  • различать особенности разговорного и литературного языка, употреблять их в соответствующих ситуациях;

  • верно определять тему и основную мысль текста;

  • создавать собственный повествовательный текст на предложенную тему;

  • различать стихотворную и прозаическую речь, уметь подбирать рифмы к словам;

  • определять характерные особенности лирики, эпоса и драмы.


2. Основное содержание курса

Количество часов: 35

Количество часов в неделю: 1

Учебно-тематический план. 5 класс


раздела

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи


Контрольные работы


Словесность

1




Прямое и переносное значение слова

6

1

1

6.

Стихи и проза

6



7

Устная народная словесность

10

1

2

8.

Литературное эпическое произведение

7

1

1

9.

Литературное лирическое произведение

4



10

Литературное драматическое произведение

1




Итого



35

3

4




3. Календарно-тематическое планирование по родной литературе в 5 классе


Дата по плану

Дата по факту

Название раздела. Тема урока.

Дом.

задание.




Четверть 1 (27 часов)


1



Словесность(1 час)

П.1-4, с.7-20




Прямое и переносное значение слова (6 ч).


2



Что такое переносное значение слова.

П.20, с.75-80

3



Сравнение.

П.21, с.80-82

4



РР. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Зима».

Дописать

5



Эпитет

П.22, с.82-84

6



Аллегория.

П.23, с.84-85

7



Контрольная работа по разделу « Прямое и переносное значение слова»

Повторить




Стихи и проза (6 часов)


8



Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

П.32, с.111-112




2 четверть (8 часов)



9



Ритм. Интонация.

П.33-34, с.112-117

10



Цель высказывания и интонация.

П.35, с.117-120

11



Особенности интонации в стихах.

П.36 ,с.120-123

12



Рифма в стихах.

П.37, с.123-124

13



Строфа.

П.38, с.124-128




Устная народная словесность (10ч).


14



Произведение устной народной словесности.

П.39, с.130-131

15



Сказки и их виды.

П.40, с.131-134








16



Контрольная работа по теме «Сказки и их виды»





3 четверть (10 часов)




17



Особенности языка сказок.

П.41, с.134-136

18



Р/Р Сочинение-сказка на нравственную тему

Повторить

19



Небылицы.

П.43, с.136-138

20



Пословицы и поговорки.

П.44, с.138-140

21



Загадки.

П.45-46, с.140-143

22



Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки.

П.47, с.143-146

23



Контрольная работа по разделу « Устная народная словесность»

Повторение




Литературное эпическое произведение (7 ч).


24



Три рода произведений, созданных писателями.

П.48, с.150-152

25



Литературная сказка.

П.49, с.152-154

26



Басня.

П.50, с.154-155




4 четверть (9 часов)


27



Особенности языка басен.

П.51, с.155-158

28



Рассказ, повесть, роман.

П.52-53, с.158-164

29



Сюжет и эпизод произведения.

П.54, с.164-166

30



Контрольная работа по разделу «Литературное эпическое произведение»





Литературное лирическое произведение (4часа)


31



Что такое лирическое произведение.

П.55, с.169-173

32



Стихи о природе.

П.56-57, с.173-177

33



Стихи о животных.

П.58, с.177-181

34



Стихи, в которых рассказывается о каком-либо событии.

П.59, с.181-183




Литературное драматическое произведение (1 час).


35



Особенности драматического произведения. Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки.

Повторение изученного за год