СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной(татарской) литературе для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной(татарской) литературе для 5 класса»

Рабочая программа по родной литературе для 5 класса разработана на основе Программы по татарской литературе для средней общеобразовательной школы для 5 -9 классов.Авторы –составители:Ф.Ф.Хасанова, Г.М.Сафиуллина,М.Я.Гарифуллина. Казань. Издательство «Магариф - Вакыт». 2014. «Татарская литература». Учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной). В двух частях. Ф.Ф.Хасанова, Г.М.Сафиуллина, М.Я.Гарифуллина.5 класс. Казань: Магариф- Вакыт, 2017

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

3.Основная образовательная программа основного общего образования МКОО «Старомостякская средняя школа»;

4.Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

5. Учебный план МКОО «Старомостякская средняя школа» на 2020-2021 учебный год.

В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования предмет «Родной язык» изучается с 5 по 9 классы. Предмет «Родная литература» относится к предметной области «Родной язык и родная литература». Реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана основного общего образования в 5 классе — 32 ч. (1час в неделю)


1.Планируемые результаты учебного предмета «Родная литература»,5 класс.


Личностные результаты:


  1. формирование чувства гордости за свой народ, своим родным языком, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  1. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы на родном языке;


  1. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


    1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;


6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;


7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;


8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;


9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:


  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;


  1. освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;


    1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;


        1. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;


      1. использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

      1. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;


  1. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;


    1. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;


      1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;


      1. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


        1. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей еѐ достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;


        1. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты


  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.


      1. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения татарского языка как государственного языка Республики Татарстан.


            1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.


          1. Овладение первоначальными представлениями о нормах языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.


        1. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.


    1. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.


Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


2.Содержание учебного предмета

Родная литература,5 класс

Введение.

Чтение и обсуждение произведения Ибрагима Гази про книгу «Үзе бер могҗиза”. Знакомство со структурой учебника (обложка, титульный лист, форзац, условные обозначения, содержание, составители учебника (авторы, художник, редакторы, корректоры и т.д.).

Пословицы, загадки, интересная информация о книге.

Устное народное творчество.

Фольклор – устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Повторение детского фольклора (загадка, частушка, считалка, басня и т.д.).

Теория литературы. Устное народное творчество. Фольклор.


Татарские народные сказки.

Сказка как вид устного народного творчества. Волшебные, бытовые, сказки про животных. На примере героев сказки воспитание милосердия, сострадания.

«Ак байтал» - волшебная сказка. Пословицы про лошадь.

Поэтика волшебных сказок. Фантастические элементы в волшебных сказках.

«Үги кыз» – бытовая сказка. Отношение меңду людьми. Возвращение к себе совершенных хороших и плохих поступков. Победа добра над злом, победа ущемленного сироты. Пожинание плодов милосердия, сострадания.

«Хәйләкәр төлке» - сказка про животных.

Определение видов сказок «Солдат боткасы», «Өч каләм», «Камыр батыр», «Кәтән Иваныч» и выяснение, по каким признакам можно сделать классификацию данных сказок. Помощники в сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Структура сказки. Эпитеты. Понятие о гиперболе. Сравнения. Вариативность народных сказок.

Вдохновение народным творчеством.

Созвучные басни Г.Тукая и А.Исхака, Г.Тукая и И.Крылова, Г.Тукая и Г.Шамукова, написанные на основе произведений народного творчества. Общие и отличительные особенности. Выразительное чтение басен.

Теория литературы. Жанр басни, сюжет, структура. Мораль в баснях. Писатели, творящие в этом жанре. Общие стороны басен и пословиц.

Достояние. Образцы древней литературы.

Кул Гали. Дошедшее до наших дней знаменитое произведение «Кыйссаи Йосыф». Чтение отрывков из поэмы. Сюжет произведения. Ученые, изучавшие произведение. Либретто и пьеса, написанная на основе «Кыйссаи Йосыф». Понятие о других писателях, которые написали свои произведения, следуя за жанром дастан.

Стихотворение Шауката Галиева, посвященное Кул Гали.


Образцы литературы Казанского ханства.

Мухамадьяр. Чтение отрывка из поэмы «Нуры содур». Повествование о хороших поступках, которые потом возвращаются.

Литература XIX века.

Ознакомление с жизнью и творчеством Каюма Насыйри. Произведения «Патша белән карт», «Бай һәм хезмәтче», «Аңгыралык бәласы», написанные на основе устного народного творчества.

Теория литературы. Кыйсса. Объяснение отличительных сторон.

«Әбугалисина». Значение получения знания. Абугалисина, который совешал добрые поступки и Абельхарис, который стремился к знаниям. Причины разветвления путей в их жизни.

Музей Каюма Насыри.

Татарская литература начала XX века.

Габдулла Тукай. Слово о жизненном пути писателя. Углубление полученных знаний в начальных классах о писателе. Произведения «Су анасы», «Эш беткәч уйнарга ярый». Описание детской психологии. Выяснение общих и отличительных сторон стихотворений Г.Тукая и писателя Бари Рахмата (стихотворение «Эш беткәч»). Высказывания писателей о великом поэте.

Теория литературы. Понятие о поэме. Поэма-сказка. Его общие и отличительные стороны при сопоставлении со сказкой и поэмой.

Музей Тукая в Кырлае.

Татарская литература XX века.

Галимджан Ибрагимов. Слово о жизненном пути писателя. «Яз башы», «Фагыйлә» рассказы. Красота природы родного края, восхищение этой природой. Поднятие и художественное решение данных тем.

Теория литературы. Понятие о рассказе, литературном образе.

Муса Джалиль. Слово о жизненном пути и творчестве поэта. Арии из либретто «Алтынчәч». Чтение отрывков из либретто.

Теория литературы. Ария, либретто, строфа.

Литература военного периода.

Муса Джалиль. Стихотворения «Кызыл ромашка», «Җырларым», «Бүреләр», написанные в военные годы. Трагедия, которую принесла война. Вера в победу. Бессмертие.

Теория литературы. Жанр баллады.

Картина Хариса Якупова «Хөкем алдыннан».

Музеи Мусы Джалиля.

Рассказ Рафаэля Мустафина “Балыкчы Муса» о детских годах поэта.

Мнения писателей о Джалиле.

Фатих Карим. Слово о жизненном пути поэта. Стихотворения «Кыр казы», «Ватаным өчен», «Сөйләр сүзләр бик күп алар...». Подвиг солдата, который воюет за свободу своей Родины. Отражение чувства тоски.

Сказка-поэма «Гармунчы Аю белән җырчы Маймыл». Отражение в сказке образа животных. Юмор.

Слово писателей про Фатиха Карима.

Гадель Кутуй. Слово о жизненном пути писателя. Проза в стихах «Сагыну». Образ солдата, участвовавший в освобождении своей страны. Тоска по Родине, любовь к своей Родине, вера в победу.

Теория литературы. Понятие о прозе в стихах (нәсер).

Абдулла Алиш. Слово о жизненном пути писателя. Рассказ «Килделәр». Ненависть к фашистам людей, спрятавшихся во время войны в погребе. Отражение детской психологии.

Сибгат Хаким. Слово о жизненном пути писателя. Стихотворение «Колын». Трагедия для животных, которую приносит война.

Мнения писателей о Сибгате Хакиме.

Музей Сибгата Хакима.

Картина А.Пластова «Фашист очып үтте». Стихотворение Л.Лерона «Фашист очып үтте». Единство искусства и литературы.

Литература послевоенных годов.

Ренат Харис. Стихотворение «Ветеран дәфтәрләр». Записи, воспоминания военных лет. Их значение на сегодняшний день.

Фатих Хусни. Слово о жизненном пути и творчестве писателя. Рассказ «Чыбыркы». Проблема выбора профессии. Труд жителей деревни. Отношение между отцом и ребенком, соседями, мальчиками. Формирование характера ребенка.

Роберт Ахматджанов. Слово о жизненном пути поэта. Стихотворение «Солдатлар». Незабываемые раны войны. Вечный огонь как песнь славы. Превращение в песню писателей с глубокой душой.

Наби Даули. Слово о жизненном пути и творчестве писателя. Стихотворение «Бәхет кайда була?». Нахождение счастья трудолюбивым человеком. Рассказ «Кар нинди җылы». Отношение между детьми и взрослыми. Для обретения счастья нужна не только мать, но и нужен отец. Отражение детской психологии.

Фанис Яруллин. Слово о жизненном пути и творчестве писателя. Сказка «Зәңгәр күлдә ай коена». Ответ на доброту добрыми поступками. Победа внутренней красоты над внешней красотой. Стихотворение «Бөтенесе кирәк». Мы – дети природы. Таинственная красота природы. Ответственностҗ человека за природу.

Резеда Валиева. Стихотворение «Бәхет». Понтие счастья. Его многогранность. Учеба, работа в родной стране – это настоящее счастье.

Родная страна, Родина

Наки Исанбет. Слово о жизненном пути писателя. Стихотворение «Туган ил».

Картины про родную страну.

Нажип Мадьяров. Слово о жизненном пути. Стихотворение «Сиңа кайттым, гүзәл туган җирем».

Сибгат Хаким. Стихотворения «Бер горурлык хисе», «Башка берни дә кирәкми». Воспитание любви к родной земле.

Фуат Садриев. Рассказ «Тургай ни дип җырлый?». Грусть и радость

Творчество М.Карима.

Жизнь и творчество Н. Мадьярова. Стихотворение «Сина кайттым гүзәл туган җирем»

С.Хаким. Стихотворения «Бер горурлык хисе», «Башка берни дә кирәкми».

Ф.Садиев. Произведение «Тургай ни дип җырлый?».

Переведенные произведения

А.Патонов. Произведение «Ягъфәр бабай».

Дж. Родари. Рассказ «Әбинең кошчыклары».

А.Экзюпери. Произведение «Нәни принц».

Юмор в творчестве поэтов и писателей.

Рассказы А.Гимадиева.

Стихотворения Ш.Галиева. Юмор в творчестве Р.Миннуллина.

Основные виды учебной деятельности

Умение вести самостоятельный поиск информации, владение монологической речью. Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Определять главную мысль сказок, делить тексты на части.

Определять тему стихотворений, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Определять жанр произведения; анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, определять главную мысль

Составлять план по отрывкам.

Знакомство с творчеством писателя. Обогащение словарного запаса по татарскому языку, осмысленное чтение произведения, определение главной мысли автора. Уметь анализировать поэтическую литературу.

Участвовать в диалоге на заданную тему. Анализировать собственную успешность участия в диалоге. Обогащать словарный запас, развить устную речь

Научиться выразительно читать, читать наизусть













3. Тематическое планирование учебного предмета «Родная литература»,5 класс



Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

1.

Устное народное творчество.

8

2.

Сокровища древней литературы и литературы 19 века

3

3.

Литература 20 века

1

4.

Литература военного периода

8

5.

Литература послевоенного времени

5

6.

Писатели и поэты о Родине.


7


Всего

32













Календарно-тематическое планирование уроков родной литературы в 5классе Приложение 1




Тема урока

ДКол-во


часов

Дата

Примечание

План

Факт


1

Устное народное творчество. Конфликт добра и зла в сказке "Падчерица"/ “Үги кыз”,/"Белый конь"/”Ак байтал”/ «

1

01.09



2

Устное народное творчество. Особенности пословиц, поговорок, загадок в татарской и русской литературе ( интеграция литература)

1

08.09



3

Входной контроль. Техника чтения.

1

15.09



4

Жизнь и творчество Г.Тукая. Воспевание трудолюбия в его стихах.

1

22.09



5

Проблемы нравственности в сказке Г.Тукая «Су анасы»

1

29.09



6

О Тукае в мире живописи и музыки. Слово Б.Алменове и А .Бакирове

1

20.10



7

Красота природы в стихах Н.Думави.

1

27.10



8

Окрыляясь народным творчеством. Общие черты и различия басен Г.Тукая, А.Исхака, И.Крылова, Г .Шамукова.

1

03.11



9

Образцы Древней литературы. Слово о Кол Гали. Поэма «Кыйссаи Йосыф» .

1

10.11



10

Образцы литературы времен Казанского ханства. Слово о Мухамадьяре. Отрывки из поэмы «Нуры Содур»

1

24.11



11

Литература XIX века. Жизнь и творчество К. Насыйри. Знакомство с произведениями «Царь и старик”, «Богатый и работник"

1

01.12



12

Литература начала XX века.Г.Ибрагимов и его творчество.

1

08.12



13


Литература времен ВОВ. Вера в победу и бессмертие в произведениях М.Джалиля “Мои песни”,“Волки”.

1

15.12



14

Понятие о жанре баллады. О картине Х. Якупова ”Перед приговором”

1

22.12



15

Контрольная работа. Тест по изученным темам

1

12.01



16

Слово о Ф.Кариме. О любви к родной природе в рассказе «Дикий гусь».

1

19.01



17

Юмор и подача образов сказки-поэмы “Гармонист Медведь и певица Обезьяна”.Писатели о Ф. Кариме.

1

26.01



18

Слово о Г.Кутуе. Понятие о белом стихе. Образы героев ВОВ в произведении “Тоска”/“Сагыну”/.

1

02.02



19

Слово об Алише. Ненависть к фашистам в рассказе «Пришли»

1

09.02



20

Слово о Р. Харисе. Рукописи военных лет.

1

02.03



21

Литература послевоенного времени Слово о Ф.Хусни . Проблема выбора профессии в рассказе «Кнут»/«Чыбыркы»/.

1

09.03



22

Слово о Р. Ахметжанове. О вечной памяти павшим героям в стихотворении «Солдаты»/«Солдатлар»/.

1

16.03



23

Слово о Н Даули. Поиск счастья в стихотворении «Где может быть счастье?»/«Бәхет кайда була? »/

1

23.03



24

Слово о Ф.Яруллине. Победа добра над злом в сказке “В голубом озере купается Луна/”/“Зәңгәр күлдә Ай коена”/

1

30.03



25

Понятие счастья в стихотворении Р.Валиевой «Счастье»/ « Бәхет”/.

1

13.04



26

Писатели и поэты о Родине .

Слово о Н.Исанбет. Описание красоты родного края в стихотворении «Родная страна»/«Туган ил»/

1

20.04



27

Слово о Н. Мадьярове. Описание красоты родного края в стихотворении «К тебе вернулся, красивая родная земля»/ «Сиңа кайттым, гүзәл туган җирем”/

1

27.04



28

Слово о Ф. Садреве. Рассказ «Почему поет жаворонок?» /“Тургай ни дип җырлый?”/

1

04.05



29

Слово об Э.Шарифуллиной. Воспитание патриотических чувств в стихотворении “Татарстан шуннан башлана” Трансформация урока- виртуальная экскурсия в Казань-столицу Татарстана

1

11.05



30

Слово о Г. Зайнышевой. Воспитание любви к родине в стихотворении “В своей стране”/“Үз илемдә”/.

1

18.05



31

Слово о М. Аглямове. Понятие красоты в стихотворении “Красота со мной”/“Матурлык минем белән”/ Ответственность и долг детей перед родителями в рассказе Д. Родари ” Бабушкины птенцы”/“Әбинең кошчыклары”/. Юмор и ирония в в рассказе Л.Лерона «Девушка Зухра из нашего села/ «Зөhрә кыз безнең авылдан”/

1

25.05



32

Итоговая контрольная работа

1








Приложение 2

Лист коррекции

Дата


Содержание изменений

Причина

Примечание