Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Белгорода
«Рассмотрено» Руководитель МО ._______ Протокол №______ от «_____»__________2020 г. | « Согласовано» Заместитель директора МБОУ СОШ № 21 .___________ «____»_____________2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №21 .________ Приказ № ____ от «___» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому)
Олейник Натальи Юрьевны
10 «А» класс
Базовый уровень
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по родному языку (русскому) для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, содержание которого раскрывается в авторской программе: Львова С.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы. Рабочая программа для образовательных организаций (базовый и углубленный уровни). Предметная линия учебников С.И. Львовой, В.В. Львова / С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2019. - 104 с.
Описание места учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане
По учебному плану на профильном уровне предмет изучается на базовом уровне 1 ч. в неделю, 34 ч. в год.
Учебно-методический комплект
С.И.Львова, В.В. Львов /Русский язык. / Русский язык и литература/ Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М., «Мнемозина», 2019 г.
С.И.Львова, В.В. Львов /Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Русский язык и литература » для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М., «Мнемозина», 2019 г.
Формы организации образовательного процесса
С целью достижения качественных результатов образования в процессе реализации данной образовательной программы по курсу родного языка (русского) использованы:
Формы обучения:
урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, практикумы, конференции, игры, тренинги.
Технологии образования:
развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы, и другие;
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые методы, методы самостоятельной работы и работы под управлением учителя.
Формы организации работы учащихся: 1. Индивидуальная. 2. Коллективная: - фронтальная; - парная; - групповая. | Виды деятельности учащихся: Устные сообщения; Обсуждения; Мини – сочинения и сочинения; Работа с источниками; Доклады; Защита презентаций; Учебные проекты. | Методы мониторинга знаний и умений учащихся: тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д. |
Виды контроля: диагностический, текущий, итоговый. | Средства обучения: печатные, наглядные, дидактические, графические, технические, аудиозаписи. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учащихся Бабайцева В. В. Русский язык: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2008-2011г.г. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений– М. «Просвещение» 2008 -2011г.г. Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова. И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2002. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 кл. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. | Литература для учителя Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по учебнику «Русский язык для 10 –11 классов» Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений– М. «Просвещение» 2008 -2011г.г. ЕГЭ-2012. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2019 Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для лнителя. - М.: Мнемозина, 2003 Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006 |
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://pedsovet.alledu.ru/-Всероссийский августовский педсовет
http://schools.techno.ru/- образовательный сервер «Школы в Интернет»
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание и истолкование значения крылатых выражений; фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Тематическое планирование
Раздел (тема) | Кол-во часов |
Язык и культура | 8 |
Культура речи | 13 |
Речь. Речевая деятельность. Текст | 12 |
Повторение | 1 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Язык и культура | Дата по плану | Дата факт |
| Русский язык как хранитель духовных ценностей нации | развернутый ответ на вопрос "Почему важно сохранить родной язык?" | 2,09 | |
| Русский язык как хранитель духовных ценностей нации | сочинение-рассуждение "Язык-хранитель духовных ценностей нации" | 9,09 | |
| Использование диалектов, просторечий в художественной литературе | упр.5 | 16,09 | |
| Роль родного языка в жизни человека | упр.6 | 23,09 | |
| Основные функции языка | упр.68 (1) | 30,09 | |
| Речевое общение как социальное явление | упр.85 (2) | 7,10 | |
| Речевая ситуация | готовимся к ЕГЭ: задание на сайте Якласс "Культура речи" | 14,10 | |
| Интернет как средство связи | | 21,10 | |
| Культура речи | | | |
| Язык, жесты, мимика | упр.19 (задания 1-2) | 11,11 | |
| Невербальные средства общения в художественной литературе | выписать из романа "Отцы и дети" примеры невербального общения героев | 18,11 | |
| Виды графических знаков в текстах и повседневной жизни человека | сочинение-рассуждение «Роль графических средств в письменном тексте» | 25,11 | |
| Монолог, диалог, полилог | задание на сайте Якласс: "Тренировка ЕГЭ. Лексические отношения" | 2,12 | |
| Монолог, диалог, полилог в художественной литературе | выписать примеры полилога из произведений литературы 19 в. | 9,12 | |
| Полилог интернет-чата | составить памятку "Правила общения в интернет-чатах" | 16,12 | |
| Основные условия эффективного общения | | 23,12 | |
| Основные условия эффективного общения | Упр. 68,69,70, 76 | | |
| Интерактивное общение с помощью интернета | Стр.80-81 упр.73 | | |
| Коммуникативный барьер | Стр. 87-88, упр.79,80 | | |
| Особенности невербальных средств общения | Упр.85,86, 87,88 | | |
| Диалектное произношение как одна из причин коммуникативных затруднений | Упр. 94 | | |
| Речевые ошибки | Упр.98, 99 | | |
Речевая деятельность. Текст. | | |
| Речь устная и письменная | § 3 стр. 43-46, упр. 40 | | |
| Устная речь как формы речевого общения | Упр.42 | | |
| Устная речь как формы речевого общения | Упр. 47, 49 | | |
| Роль интонации в устной речи | Упр. 45, 50 | | |
| Письменная речь как формы речевого общения . основные требования к письменному тексту | Упр. 56 | | |
| Виды речевой деятельности | § 5 упр. 108 | | |
| Роль чтения в развитии родного языка | §6 упр.129 | | |
| Роль аудирования в развитии родного языка | §7 упр. 163 | | |
| Основные способы переработки прочитанного или прослушанного текста | §8, стр.194-198 | | |
| Основные способы переработки прочитанного или прослушанного текста | Упр.195 | | |
| Говорение как вид речевой деятельности | §9, упр. 245, 247 | | |
| Письмо как вид речевой деятельности | §10, упр. 271 | | |
| Повторение и обобщение изученного | | | |