Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №119 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Рассмотрено | Согласовано | Утверждено |
Руководитель ШМО МБОУ Школа № 119 _______/ Э.Н.Поздеева Протокол № 1 от .08.2019г. | Заместитель директора по УВР МБОУ Школа № 119 ________/ Г.В.Чаевская | Директор МБОУ Школа № 119 _________/А.М.Нигматуллин Приказ № от . .2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
10 КЛАСС
Среднее общее образование
Учитель Поздеева Э.Н.
2019-2020 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа для 10 класса составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013), Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004г., Закона РБ «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013 № 696-з, Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ №1312 от 09.03.2004г., Государственного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по русскому языку, «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / В.В.Бабайцева, учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Школа № 119 городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2019-2020 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебник: В.В.Бабайцева, Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень: 10-11 кл. М.: Дрофа, 2018 г.
1.1 Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Программа охватывает все разделы русского языка. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Родной (русский) язык и литература».
Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.
Изучение родного (русского) языка и литературы в 10-м классе направлено на достижение следующих целей:
повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы на разных ее этапах.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении родному русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи использованы такие виды работ, как составление планов, тезисов, написание сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.
Курс родного (русского) языка и литературы для 10-го класса направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. В программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
1.2 Ценностные ориентиры содержания предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности родного (русского) языка и литературы:
русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества;
русский язык является основой формирования этических норм поведения обучающегося в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм;
русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
1.3 Место предмета в учебном плане
Объём часов учебной нагрузки, определённый учебным планом МБОУ Школа №119, соответствует федеральному базисному учебному плану. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения в 10-м классе отводится 70 часов на изучение курса (2 часа, 35 учебных недель).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения родного (русского) языка и литературы обучающийся должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц;
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
При изучении родного (русского) языка и литературы развиваются следующие умения:
коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения);
интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, классификация);
информационные (извлечение информации из разных источников);
организационные (осуществление контроля и самоконтроля).
2.1 Личностные результаты
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, предметных результатов.
Личностными результатами освоения обучающимися программы по родному (русскому) языку и литературе являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2.2 Предметные результаты
Предметными результатами освоения обучающимися программы по родному (русскому) языку и литературе являются:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски, ресурсы Интернета; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладом);
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; функционально – смысловые типы речи; текст; основные единицы языка, их признаки и особенности их употребления в речи;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетаний и предложений;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
3. Основное содержание предмета
10 класс.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Раздел 1. Речь. Речевое общение
1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы речевого общения.
2. Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их возникновения. Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.
Раздел 2. Функциональная стилистика.
1.Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка.
2.Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.
Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.
Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 3. Культура речи
1.Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.
Нормативные словари современного русского языка и справочники.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
2.Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.
Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текстов.
Использование нормативных словарей русского языка и справочников.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
1.Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
2.Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
4. Тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Общие сведения о языке | 3ч. |
1 | Русский язык в современном мире. | |
2 | Формы существования русского национального языка. | |
3 | Литературный язык и язык художественной литературы. | |
Культура речи. Понятие о системе языка | 17ч. + 1ч. |
4 | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. | |
5 | Текст и его место в системе языка и речи. | |
6 | Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. | |
7 | Нормативный, коммуникативный и этический аспект речи. | |
8 | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические, синтаксические). | |
9 | Орфоэпические (произносительные) нормы. | |
10 | Акцентологические нормы. | |
11 | Лексические нормы. | |
12 | Лексические нормы. | |
13 | Орфографические нормы. «Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях». | |
14 | Орфографические нормы. «Правописание НЕ - НИ с различными частями речи». | |
15 | Орфографические нормы. Правописание приставок. | |
16 | Грамматические нормы. | |
17 | Грамматические нормы. | |
18 | Нормативные словари современного русского языка и справочники. | |
19 | Пунктуационные нормы. | |
20 | Пунктуационные нормы. | |
21 | Контрольная работа по теме «Языковые нормы русского языка». | |
Текст как речевое произведение | 20ч. + 1ч. |
22 | Текст как речевое произведение. | |
23 | Способы и средства связи между частями текста. | |
24 | Абзац и его строение. | |
25 | Тема, идея художественного произведения. | |
26 | Функционально-смысловые типы речи. Текст-повествование. | |
27 | Текст-описание. | |
28 | Текст-рассуждение. | |
29 | Особенности текстов-рассуждений в художественной речи. | |
30 | Речеведческий анализ текста. | |
31 | Основные виды информационной переработки текста (план, тезисы, выписки). | |
32 | Конспект. Тематический конспект. | |
33 | Реферат. | |
34 | Аннотация. | |
35 | Рецензия. | |
36 | Речеведческий анализ текста. | |
37 | Рецензирование текста. | |
38 | Анализ прозаического текста. | |
39 | Анализ прозаического текста. | |
40 | Анализ поэтического текста. | |
41 | Анализ поэтического текста. | |
42 | Контрольная работа по теме «Текст как речевое произведение». | |
Культура речи. Речевое общение | 8ч. + 1ч. |
43 | Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. | |
44 | Виды и формы общения. | |
45 | Речевая ситуация и ее компоненты. | |
46 | Формы речи: устная и письменная. Основные особенности устной и письменной речи. | |
47 | Виды речи: монолог и диалог. | |
48 | Текст (высказывание) как единица общения. | |
49 | Структурные элементы текста. | |
50 | Языковые способы и средства организации текста. | |
51 | Контрольная работа по теме «Структурные элементы текста». | |
Функциональные разновидности языка | 5ч. + 1ч. |
52 | Разговорная речь, сфера ее использования, назначение. | |
53 | Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. | |
54 | Совершенствование культуры разговорной речи. Овладение речевой культурой и использование технических средств коммуникации. | |
55 | Речевая деятельность героев литературных произведений – образец речевого поведения носителей языка разных возрастов и социальных групп. | |
56 | Культура письменной и устной речи. | |
57 | Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности языка». | |
Средства художественной выразительности | 5ч. |
58 | Средства художественной выразительности. | |
59 | Изобразительные средства русской лексики. | |
60 | Синтаксические средства художественной выразительности. | |
61 | Синтаксические средства художественной выразительности. | |
62 | Выразительные средства фонетики. | 3ч. |
Стихосложение | |
63 | Слог. Русское словесное ударение. | |
64 | Стихосложение. Основные стихотворные размеры. | |
65 | Стилистическая окрашенность слов. | |
Литературные направления | 1ч. |
66 | Литературные направления. | |
Основные типы словарей | 1ч. + 1ч. |
67 | Основные типы словарей. | |
68 | Контрольная работа по теме «Средства художественной выразительности». | |
69 | Резервные уроки. | |
70 | | |
2