Рабочая программа предмета «Родной язык» (русский) для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Русский родной язык» авторов О. М. Алесандровой, Л.А. Вербицкой, С.И. Богданова и др.
Рассчитана на 1 час в 2 недели, что составляет 17 часов в год.
Планируемые результаты освоения программы 1-го класса.
Изучение предмета «Русский родной язык» в 1-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.
Личностные
·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
Регулятивные
·принимать и сохранять учебную задачу;
·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;
Коммуникативные
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнѐра;
·использовать речь для регуляции своего действия;
Содержание учебного курса «Русского родного языка».
Раздел 1. Секреты речи и текста (8 ч.)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Раздел 2. Язык в действии (6 ч.)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (3 ч.)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Содержание.
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Секреты речи и текста. | 8 |
2 | Язык в действии. | 6 |
3 | Русский язык: прошлое и настоящее. | 3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | ТЕМА | Кол-во часов |
| Раздел 1. Секреты речи и текста (8ч.) | |
1 | Как люди общаются друг с другом. | 1 |
2 | Вежливые слова. | 1 |
3 | Вежливые слова. | 1 |
4 | Как люди приветствуют друг друга. | 1 |
5 | Зачем людям имена. | 1 |
6 | Спрашиваем и отвечаем. | 1 |
7 | Спрашиваем и отвечаем. | 1 |
| Раздел 2. Язык в действии (6 ч.) | |
8 | Выделяем голосом важные слова. | 1 |
9 | Как можно играть звуками. | 1 |
10 | Где поставить ударение. | 1 |
11 | Где поставить ударение. | 1 |
12 | Как сочетаются слова. | 1 |
13 | Как сочетаются слова. | 1 |
| Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (3 ч.) | |
14 | Как писали в старину. | 1 |
15 | Дом в старину: что как называлось. | 1 |
16 | Во что одевались в старину. | 1 |
| Раздел 1. Секреты речи и текста (8ч.) | |
17 | Сравниваем тексты. | 1 |
| ВСЕГО | 17 ч. |
4