Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»
посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Тюменской области
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 4 от « 27 » августа 2021 г. | Согласовано заместитель директора по УВР: ______________ (Атаманюк Л.А.) «27 » августа 2021 г. | Утверждаю Директор школы: _________(Фарукшина Н.А.) приказ № 207-о от « 27 »августа_2021 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский родной язык»
11 класс
(34 часа/1 час в неделю)
2021-2022 учебный год
Разработана:
Ревиной И.В..,
учителем русского языка и
литературы, первая КК
п. Юганская Обь, 2021 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11 класса составлена в соответствии с
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в ФГОС СОО»;
-Основной образовательной программой НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» среднего общего образования и изменения к ним;
- Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;
-Положением о рабочей программе по учебному предмету НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ».
- Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский родной язык. Алексанлрова О.М., Загоровская О.В.,Богданов С. И.,Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н.,Добротина И.Н., НарушевичА.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П - Москва, «Просвещение»,
Объем программы.
Программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недели по 1 часу)
Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Русский родной язык»
Личностные результаты
Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, сформированность уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);
Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
Обладание чувством собственного достоинства;
Принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
Готовность к служению Отечеству, его защите;
Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Сформированность способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
Сформированность бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
Сформированность сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Сформированность нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Метапредметные планируемые результаты
Регулятивные
Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
2. Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
3. Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
4. Самостоятельно составлять планы деятельности;
5. Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
6. Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
7. Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
8. Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
9. Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
10. Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
11. Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
12. Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
13. Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Познавательные
Искать и находить обобщенные способы решения задач;
Владеть навыками разрешения проблем;
Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания;
Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности;
Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:
- ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
- планировать работу;
- осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;
- использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы
- осуществлять презентацию результатов;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов;
12. восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
13. отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
14. находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
15. вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества
16. Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач
17. Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
18. Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
19. Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность;
20. Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов;
21. Уметь ориентироваться в различных источниках информации;
22. Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
23. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Коммуникативные
Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
Учитывать позиции других участников деятельности;
Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений;
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты
Выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники
для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
воспитательный потенциал каждого урока:
· устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
· побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
· привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
· использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
· применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
· организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
· инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
Содержание учебного предмета
11 класс.
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (на региональном материале ).
Раздел 2. Культура речи (18 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях (с включением регионального материала). Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Использование приема синтаксической синонимии в произведениях южноуральских писателей и поэтов.
Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты. Составление презентации и самопрезентации.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во К/Р | Формы организации учебной деятельности, проектная деятельность | Виды деятельности учащихся |
1 | Язык и культура | 5 | -1 | Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая Проект «Известные ученые – лингвисты. Их вклад в развитие русского языка». | Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
2 | Культура речи | 18 | 1 | Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая Проект | Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
3 | Речевая деятельность. Текст | 9 | | Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая Проект | Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
4 | Повторение | 2 | 1 | Фронтальная, Индивидуальная Групповая Парная Кооперативно-групповая Дифференцированная Дифференцированно-групповая Индивидуально-групповая Проект | Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала.. Анализ таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Контроль | Примечание |
Раздел 1. Язык и культура(5 ч) |
1 | | | Язык – основа истории и сущность духовной культуры народа. | 1 | | |
2 | | | Язык и художественная литература. | 1 | | |
3 | | | Язык современной художественной литературы. | 1 | Практическая работа | |
4 | | | Проверочная работа № 1 «Язык современной литературы» | 1 | | |
5 | | | Проект. «Известные ученые – лингвисты. Их вклад в развитие русского языка». | 1 | Проект | |
Раздел 2. Культура речи (18 ч) |
6 | | | Традиционный принцип русской орфографии | 1 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
7 | | | Орфоэпические и лексические нормы русского языка. | 1 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
8 | | | Морфологические нормы русского языка. | 1 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
9 | | | Выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. | 1 | | |
10 | | | Синтаксические нормы русского языка. | 1 | | |
11 | | | Проверочная работа № 2 «Нормы современного русского языка» | 1 | Проверочная работа | |
12 | | | Источники богатства и выразительности русской речи. | 1 | Орфографический и пунктуационный практикум | |
13 | | | Синтаксическая синонимия. | 1 | | |
14 | | | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. | 1 | Практикум | |
15 | | | Изобразительно-выразительные возможности синтаксических конструкций | 1 | Практикум | |
16 | | | Средства речевой выразительности в текстах различных типов речи. | 1 | Практикум | |
17 | | | Словари русского языка | 1 | | |
18 | | | Практикум «Словари языка писателей». | 1 | Практикум | |
19 | | | Влияние социальных сетей на язык. | 1 | | |
20 | | | Слоганы современной рекламы с точки зрения культуры речи. | 1 | | |
21 | | | Сочинение « Телевидение и культура речи. Единство или противоречия?» | 1 | Сочинение | |
22 | | | Протокол делового общения. | 1 | | |
23 | | | Телефонный этикет в деловом общении. | | Работа с текстом | |
Раздел 3. Речевая деятельность. Текст. (9 ч.) |
24 | | | Текст как единица языка и речи. | 1 | Работа с текстом | |
25 | | | Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. | 1 | Работа с текстом | |
26 | | | Прямые и косвенные доказательства. | 1 | Работа с текстом | |
27 | | | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. | 1 | Работа с текстом | |
28 | | | Диалогичность в художественном произведении. | 1 | Работа с текстом | |
29 30 | | | Прецедентные тексты. | 1 | Работа с текстом | |
31 32 | | | Контактное и дистантное общение. | 1 | Работа с текстом | |
Повторение (2 ч) |
33 | | | Повторение изученного материала. | 1 | Анализ текстов | |
34 | | | Промежуточная аттестация Контрольная тестовая работа | 1 | Тест | |
| | | | |
| | | | | | | | |