Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Кировская школа-гимназия №2” Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО МБОУ «Кировская школа-гимназия№2» Протокол № 7 от 18 августа 2021г. Руководитель МО _________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Кировская школа-гимназия№2» ________ 18 августа 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Кировская школа-гимназия№2» ________ Приказ № 140-о/д 18 августа 2021г. |
Рабочая программа по предмету
Родной язык (русский), 1-А класс
Количество часов:33 часа (1час в неделю)
Составитель: Гафарова М.Ю.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Планирование составлено на основе: Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб.
Р89 пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред.
О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020.
Используемый учебник: Русский родной язык, 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; Москва «Просвещение»2018
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку составлена для 1-А класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Кировская школа-гимназия №2” Кировского района Республики Крым.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ “Кировская школа-гимназия №2;
2.Учебный план МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»;
3. Примерные рабочие программы. 1–4 классы: учеб.Р89 пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред.О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020.
4.Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) МБОУ "Кировская школа-гимназия №2.
Учебный предмет «Родной (русский) язык» входит в предметную отрасль «Русский язык и литературное чтение».В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Недельное количество часов по программе – 1 час. Годовое количество часов по программе –33 часа.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся научится:
-чувствам гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе;
-положительного отношения к урокам русского языка;
-уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
-интерес к языковой и речевой деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- многообразию окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- этическим чувствам (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
-первоначальным навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
-слушать собеседника и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-принимать участие в диалоге;
Обучающийся получит возможность научиться:
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-принимать участие в работе парами и группами;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
-оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
-понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
-высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться:
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные:
Обучающийся научится:
-целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
-ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
-работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
-преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
-анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Предметные результаты ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
Обучающийся научится:
-распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
-использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
-понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.
При реализации содержательной линии «Язык в действии»
Обучающийся научится:
-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
-осознавать смыслоразличительную роль ударения;
-при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:
-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
-использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
Обучающийся получит возможность научиться:
-владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
-анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
2. Содержание учебного предмета
Секреты речи и текста (13ч).
- Техника речи. Речь. Устная и письменная речь.
Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
- Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения.
- Слова - выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
Язык в действии (11ч).
- Слово. Лексическое значение слова прямое, переносное.
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Толковый словарь. Однозначные слова. Слова-«родственники».
- Слова-«родственники» и слова-«друзья» (синонимы).
- Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова-«родственники» от синонимов и слов с частичным графическим или звуковым» сходством.
Контрольное списывание №1 по теме «Язык в действии»
Русский язык: прошлое и настоящее. (9ч).
Умение работать со словарями, энциклопедиями, старинными рукописями.
Умение распознавать литеры старорусской азбуки, читать тексты с использованием старинного шрифта.
Умение распознавать русские народные наряды и костюмы разных времен.
Контрольный диктант №1 по теме «Русский язык: прошлое и настоящее»
Секреты речи и текста(1ч).
- Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение.
3. Тематическое планирование
№ п\п | Тема | Количество часов | Контрольное списывание | Контрольный диктант |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Секреты речи и текста | 13 | 0 | 0 |
2 | Язык в действии | 11 | 1 | 0 |
3 | Русский язык: прошлое и настоящее. | 9 | 0 | 1 |
4 | Секреты речи и текста | 1 | 0 | 0 |
| Итого | 33 | 1 | 1 |