Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» составлена в соответствии
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 в действующей редакции);
на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1».
Содержание данной программы реализуется с помощью учебника «Родной язык» под редакцией О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. М.: «Просвещение», 2020 г.
Рабочая программа по родному языку ориентирована на обучающихся 7-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 0,5 учебных часов в неделю, что составляет 17 учебных часов в год. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год.
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 7 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Язык и культура (5 ч) |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
2 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы | 1 |
3 | Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности | 1 |
4 | Употребление устаревшей лексики в новом контексте | 1 |
5 | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи | 1 |
Культура речи (6ч) |
6 | Русская орфоэпия. Ударение | 1 |
7 | Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях. | 1 |
8 | Паронимы и точность речи. Употреблением паронимов в речи. | 1 |
9 | Варианты грамматической нормы | 1 |
10 | Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения. | 1 |
11 | Невербальный (несловесный) этикет общения. | 1 |
Речь. Речевая деятельность. Текст (6ч) |
12 | Язык и речь. Традиции русского речевого общения. | 1 |
13 | Основные признаки текста: виды абзацев | 1 |
14 | Основные признаки текста: заголовки и их типы | 1 |
15 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Спор и дискуссия | 1 |
16 | Публицистический стиль. Путевые записки. | 1 |
17 | Реклама, ее языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Притча | 1 |