СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ АЛЕКСЕЯ КРУТАЛЕВИЧА

ГОРОДА ГВАРДЕЙСКА»

____________________________________________________________________________________

238210, Калининградская область, тел/факс: 8-401-59-3-16-96

гор. Гвардейск, ул. Тельмана 30-а, Е – mail: gvardeiskschool@mail.ru

https://mboush2.ru





Рекомендована к использованию

Педагогический совет

Протокол от 31.05.2021г. № 8


Утверждаю

Директор школы

______ Гартунг Е.С.

Приказ от 01.06.2021г. №180



Рабочая программа


Наименование учебного предмета Родной язык (русский)

Класс 5

Срок реализации программы, учебный год 2021-2022

Рабочую программу составил (а) Тищенко Е.Ф.

















г. Гвардейск

2021 год

Критерий

Ответственный

Подпись

Расшифровка подписи

Соответствие структуре, техническим требованиям

Ответственное лицо, назначенное

директором



Соответствие ООП уровня

Руководитель МО



Полнота содержания

Заместитель директора
































СОДЕРЖАНИЕ


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 4

2. Содержание учебного предмета и внутрипредметного модуля стр. 5

3. Тематическое планирование стр. 8






























I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

в сфере познавательной деятельности:

  1. основным нормам русского литературного языка (орфоэпические, лексические, орфографические, пунктуационные), нормам речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  2. свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  3. адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  4. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  5. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  6. соблюдать нормы русского речевого этикета;

  7. уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  8. осуществлять речевой самоконтроль.


Обучающийся получит возможность научиться:

в сфере познавательной деятельности:

  1. осознавать роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;

  2. понимать значение родного языка в жизни человека и общества;

  3. речевой культуре, бережному и сознательному отношению к родному языку, сохранению чистоты русского языка как явления культуры;

  4. коммуникативным навыкам, умениям в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;

  5. пополнять словарный запас;

  6. расширять круг используемых грамматических средств;

  7. способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  8. использовать родной язык как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Метапредметные результаты:

познавательные:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) осуществлять смысловое чтение;

5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

6) самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных лингвистических про­блем;

7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

8) понимать и использовать лингвистические сред­ства наглядности (рисунки,  схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

9) находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения лингвистических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

регулятивные:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать  пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коммуникативные:

1) организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

6) формирование способности к эмоциональному вос­приятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуж­дений;

7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;


Планируемые результаты внутрипредметного модуля

- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение основными нормами русского литературного языка;

- совершенствование умений и навыков письменной и устной речи;

- обогащение словарного запаса;

- углубленное изучение орфографических и пунктуационных правил.

- интерес к письму, к созданию собственных текстов.


II. Основное содержание учебного предмета

и внутрипредметного модуля

Введение

Язык и культура

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. 

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.

Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

П роизносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).

Роль звукописи в художественном тексте.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями–а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) –корпусы(туловища). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

Речевой этикет.

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Литературная сказка. Рассказ.

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).


Основное содержание внутрипредметного модуля «К тайнам слова»

Язык и культура

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Русские имена. Краткие сведения по их этимологии. Происхождение названий старинных русских городов.

Культура и речь

Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода .

Речевой этикет Правила речевого этикета: нормы и традиции.

Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи.

Средства выразительной устной речи. Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица

Язык художественной литературы. Литературная сказка, рассказ.

Устное выступление. Девиз, слоган.



III.Тематическое планирование


п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Модуль

10

2.

Язык и культура

10

3.

Культура и речь

8

4.

Речь. Речевая деятельность. Текст

6


Итого: 34 часа, из них 10часов - модуль



п/п

Название раздела / темы уроков


1

Модуль №1. Знакомство с предметом

Язык и культура

2

Входной мониторинг.

3

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Роль родного языка в жизни человека

4

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения.

5

Народно-поэтические символы, эпитеты , прецедентные имена в русских народных и литературных сказках.

6

Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта и особенностей национальной культуры народа.

7

Модуль№2.Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

8

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.

9

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

10

Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика.

11

Олицетворение, эпитет как изобрази-тельные средства.

12

Модуль №3. Русские имена. краткие сведения по их этимологии. Происхождение названий старинных русских городов.

13

Контрольная работа за первое полугодие.

Культура и речь

14

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы

15

Омографы: ударение как маркёр смысла слова.

16

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

17

Лексические нормы употребления имён существительных,

18

Стилистические варианты нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи.

19

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и).

20

Модуль №4. Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода.

21

Модуль №5. Речевой этикет Правила речевого этикета: нормы и традиции.

22

Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

23

Контрольная работа.

Речь. Речевая деятельность. Текст

24

Модуль №6. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи.

25

Модуль№7. Средства выразительной устной речи. Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

26

Модуль №8. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица.

27

Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста.

28

Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

39

Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

30

Промежуточная аттестация

31

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

32

Публицистический стиль. Устное выступление. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

33

Модуль№9. Язык художественной литературы. Литературная сказка, рассказ.

34

Модуль №10. Устное выступление. Девиз, слоган.


Итого: 34 часа, из них 10 часов - модуль