СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному языку (русский) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы авторов О. М. Александровой, М. И. Кузнецовой Л. В. Петленко,    « Родной (русский) язык 4», УМК «Школа России» М. Просвещение, 2020

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку для 4 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени В.Н. Косова п. Тавричанка

Надеждинского района»




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на методическом зам. директора по УВР директор МБОУ СОШ№4
объединении имени Косова

Учителей начальных классов ______________
протокол №___от _________ ______ Приказ №____от ___________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по родному (русскому) языку для 4 класса

на 2022 – 2023 учебный год


Рабочая программа по родному языку (русский) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы авторов О. М. Александровой, М. И. Кузнецовой Л. В. Петленко, « Родной (русский) язык 4», УМК «Школа России» М. Просвещение, 2020



















Составители:

Болотова Н.И., учитель начальных классов





2022 год

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 1-4классов оставлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на нормативно-правовой основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

- Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

- Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действии Федеральных Государственных стандартов начального общего образования» зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009г. (в редакции Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Русский родной язык. 1–4 классы. Примерные рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2020.

- Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» была разработана в 2020 году, в новой редакции в 2021 году.

Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка учащихся. Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

Цели изучения

Цель изучения родного русского языка в начальной школе:

- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Достижение целей рабочей программы по родному (русскому) языку

обеспечивается решением следующих задач:

. приобщение учащихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы



Название раздела

Количество часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

6

2

Язык в действии

4

3

Секреты речи и текста

7


Итого

17

Место учебного предмета в учебном плане

Распределение тем разделом курса по программе приведено в соответствии с последовательностью тем разделов курса по учебнику. На изучение предмета «Родной (русский) язык» отводится в неделю ‒ 1 час, за год ‒ 17 часов.

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся

в процессе обучения.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.

Формы организации урока:

Коллективная;

Фронтальная;

Групповая;

Индивидуальная;

Работа в парах;

Обобщающий урок;

Традиционный урок;

Устная дискуссия;

Проверочные, самостоятельные работы и контрольные работы;

Различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами).

Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего, модульного обучения и воспитания. Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как: методики проектирования, сотрудничества, интерактивные технологии, дифференцированный подход, деятельностный подход, работа по алгоритму.

Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: активного обучения, игровая, ИКТ, проектная, исследовательская.

Используются следующие средства обученияучебно – наглядные пособия (таблицы, модели, презентации, организационно – педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

Виды учебной деятельности учащихся при изучении родного (русского) языка:

 чтение;

говорение;

слушание (аудирование);

письмо.

Формы промежуточного и итогового контроля.


Проверка и оценка знаний по предмету «Родной русский язык» осуществляется в соответствии с нормами проверки и оценки предмета «Русский язык».

Промежуточная аттестация учащихся – оценка уровня соответствия образовательных результатов учащихся требованиям РПУП к результатам во 2-4 классах проводится в конце учебного года (середина апреля-середина мая) в форме итоговых контрольных работ и выступает основой для принятия решения о переводе учащихся в следующий класс. Оценка осуществляется на основе результатов внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных результатов.

Планируемые результаты освоения курса «Родной (русский ) язык»

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения и качества:

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствованию собственной речи;

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-интерес к чтению,к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.



Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Предметные результаты

Тема

Обучаемый научится

Обучаемый получит возможность научиться

1

Язык в действии

  • понимать роль различных суффиксов в слове, преобразовывать,

конструировать слова с заданными суффиксами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений;

  • понимать значение предлогов  и их роль в предложении и тексте;

  • овладеет нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных;

  • употреблять существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного);

  • изменять отдельные формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (на практическом уровне);

на практике овладеет нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).

  • замечать в текстах слова с наиболее распространенными суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение;

  • осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • произносить слова с правильным ударением (расширенный перечень слов);

  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • конструировать слова, выбирая для них суффиксы, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку;

замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи.

2


Секреты речи и

текста 


  • различать типы текстов;

  • определять тему, основную мысль текста;

  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

  • подбирать заголовки к текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

  • создавать тексты-рассуждения, используя в них примеры, ссылку на правило, закон,  точные и неточные объяснения, вывод,  правило и цитату в доказательстве;

  • создавать тексты-повествования на заданную тему;

  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

  • пользоваться основными способами правки текста;

  • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества;

  • понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,

  • понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений;

  • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).


  • создавать тексты как результат собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме.


3


Русский язык: прошлое и

настоящее

  • научится различать и употреблять слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим):

  • научится различать и употреблять образные слова, называющие природные явления и растения;

  • научится различать и употреблять слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);

научится различать и употреблять слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

  • узнать сведения о происхождении названий старинных русских городов;

  • русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы








.Календарно-тематическое планирование курса «Родной (русский ) язык» 4 класс-17 часов

№ урока


Дата урока

Тема урока


Тип урока


Деятельность учащихся на уроке

Формы и виды контроля


Домашнее задание

Русский язык: прошлое и настоящее 6 ч.

1


Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Комбинированный урок

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения

Текущий

С.4

2


Вся семья вместе, так и душа на месте

Комбинированный урок

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения.

Текущий

С.17

3


Красна сказка складом, а песня – ладом

Комбинированный урок

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения.

Текущий

С.20

4


Красное словцо не ложь

Комбинированный урок

Объяснять значения устойчивых выражений

Текущий

С.32

5


Язык языку весть подаёт

Комбинированный урок

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения

Текущий

С.45

6


Проектные задания

Комбинированный урок

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела

Текущий


Язык в действии -4 ч.

7


Трудно ли образовывать формы глагола?

Комбинированный урок

Различать время глагола, изменять глаголы по временам

Текущий

С.57

8


Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

Комбинированный урок

Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать предложение

Текущий

С.64

9


Как и когда появились знаки препинания?

Комбинированный урок

Устанавливать связь между словами в предложении и словосочетании. Объяснять выбор нужного знака препинания в предложении. Прогнозировать необходимость определенных пунктуационных знаков

Текущий

С.68

10


Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

Комбинированный урок

Воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста

Текущий


Секреты речи и текста -7 ч.

11


Задаём вопросы в диалоге

Комбинированный урок

Участвовать в учебном диалоге. Определять правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия другой стороны

Текущий

С.74

12


Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

Комбинированный урок

Учиться правилу подбора заголовка. Выделять главное в тексте. Анализировать текст, выделять основную мысль и тему текста

Текущий

С.78

13


Учимся составлять план текста

Комбинированный урок

Анализировать и кратко характеризовать текст. Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для: создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике.

Текущий

С.85

14


Учимся пересказывать текст

Комбинированный урок

Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать текст

Текущий

С.88

15


Учимся оценивать и редактировать тексты

Комбинированный урок

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов

Текущий

С.97

16


Учимся оценивать и редактировать тексты

Комбинированный урок

Текущий

С.97

17


Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же»

Комбинированный урок

Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же»

Текущий