Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Родной язык (русский)» в 11 классе
Планируемые личностные результаты
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликуль-турном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Феде-рации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, креативность, инициативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толе-рантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослы-ми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно опреде-лить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собст-венной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развер-нутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возмож-ностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинирован-ного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
Выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакоми-тельное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепен-ной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письмен-ных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языко-знания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (3 ч.)
Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление.
Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины. Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества»
Раздел 2. Культура речи (18 ч.)
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода несклоняемых имён существительных, аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Абзац. Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Язык художественной литературы. Средства художественной выразительности. Тропы. Фигуры речи. Фонетические и лексические средства выразительности.
Тематическое планирование в 11 классе
№ раздела | Название темы раздела | Количество часов |
1 | Язык и культура | 3 |
2 | Культура речи | 8 |
| Орфоэпические нормы | 1 |
| Лексические нормы | 3 |
| Грамматические нормы | 6 |
3 | Речь. Речевая деятельность. Текст | 5 |
| Итого | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Но мер раздела и темы урока | Тема урока | Дата (план) | Дата (факт) | Домашнее задание | Примечание Причина корректировки |
Раздел 1. Язык и культура (3 ч.) |
1 | 1.1 | Система русского языка, его еди-ницы и уровни. Русский язык как развивающееся явление | 04.09 | | Выписать 6 высказываний о языке | |
2 | 1.2 | Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины | 11.09 | | Выписать 7 предложения с неологиз-мами | |
3 | 1.3 | РР Творческая работа «Неоло-гизмы в жизни современного общества» | 18.09 | | Анализ норм правописания в тексте стихо творения | |
Раздел 2. Культура речи (10 ч.) |
4 | 2.1. | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Типичные акцентологические ошибки в современной речи | 25.09 | | Работа с орфоэпичес-ким словарём в учебнике | |
5 | 2.2 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления | 02.10 | | Определить источник указанных слов | |
6 | 2.3 | Основные лексические нормы современного русского литера-турного языка. Речевая избыточ-ность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью | 09.10 | | Выявить в тексте предложения с речевыми ошибками | |
7 | 2.4 | Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости | 16.10 | | Выявить в тексте пред-ложения с лексическими ошибками | |
8 | 2.5 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | 23.10 | | Найти и исправить в предложениях грамматиче-ские ошибки | |
9 | 2.6 | Определение рода несклоняемых имён существительных, аббреви-атур. Нормы употребления сложносоставных слов | 30.10 | | Определить род указан-ных нескло-няемых слов | |
10 | 2.7 | Синтаксические нормы как вы-бор вариантов построения слово-сочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами | 13.11 | | Выписать из текста слово-четания, определить способы подчинения | |
11 | 2.8 | Нормы употребления причаст-ных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью | 20.11 | | Выписать из текста при-частными и деепричаст-ными оборо-тами | |
12 | 2.9 | Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | 27.11 | | Произвести лингвистический анализ заданного текста | |
13 | 2.10 | Морфологические нормы как выбор вариантов морфологичес-кой формы слова и ее сочетае-мости с другими формами. | 04.12 | | Найти и исправить в предложениях морфологиче-ские ошибки | |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч.) |
14 | 3.1 | Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Абзац | 18.12 | | Определить роль прилага тельных в художествен ном тексте | |
15 | 3.2 | Язык художественной литературы. Средства художественной выразительности. Тропы. | 25.12 | | Выписать из текста изуча емого произ-ведения тро-пы, опреде-лить роль | |
16 | 3.3 | Средства художественной выразительности. Фигуры речи | 25.12 | | Выписать из текста изуча емого произ-ведения фи-гуры речи, оп-ределить роль | |
17 | 3.4 | Итоговая контрольная работа в форме теста | | | Выписать из текста сред-ства художе-ственной вы-разительности | |
18 | 3.5 | Средства художественной выразительности. Фонетические и лексические средства | | | Определить в тексте сред-ства фонети-ческой и лек-сической вы-разительности | |
Итого: 18 ч. Контрольная работа -1, сочинение - 1 |
10