I. Планируемые результаты
Целями являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета основных задач образовательной области «Филология»:
формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речи;
развивать коммуникативные умения; развивать нравственные и эстетические чувства; развивать способность к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практическихзадач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
осваивать первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладевать умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты:
пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты
Личностные результаты
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
Коммуникативные УУД
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
уппе.
Предметные результаты:
В результате изучения курса русского языка учащиеся 3 класса должны строить устное монологическое высказывание на определенную тему;
актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии;
воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
находить начальную форму имени существительного, имени прилагательного, глагола;
определять грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола;
находить главные и второстепенные члены предложения;
применять изученные правила правописания;
писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания и проверять его.
Содержание тем учебного курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи.
Числительное. Общее представление числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
III.Тематическое планирование по русскому языку
№ п\п | Тема раздела. Тема урока. | Кол-во часов |
1 | Наша речь и наш язык.Текст, Предложение, словосочетание. | 7ч-1 |
2 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | 1 |
3 | Работа с деформированным текстом. | 1 |
4 | Антонимы и синонимы. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов. Омонимы. | 1 |
5 | Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. | 1 |
6 | Сочинение « Как я провёл летние каникулы » | 1 |
7 | Работа над ошибками.Типы текстов (повторение) | 1 |
8 | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. | 3ч-1 |
9 | Изложение « Осень» | 1 |
10 | Работа над ошибками. Составление предложений по теме «Осень» | 1 |
11 | Состав слова. Корень, приставка, суффикс, основа. | 4ч-1 |
12 | Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. | 1 |
13 | Сочинение « Мой друг » | 1 |
14 | Работа над ошибками.Разбор слова по составу | 1 |
15 | Правописание слов. С безударными гласными в корне | 4ч-1 |
16 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне | 1 |
17 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 |
18 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 |
19 | Части речи. Имя существительное | 10ч-1 |
20 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.Представление об устаревших словах в русском языке. | 1 |
21 | Имя прилагательное. | 1 |
22 | Изложение « Гости» | 1 |
23 | Работа над ошибками. Глагол | 1 |
24 | Местоимения. Составление предложений, используя местоимения. | 1 |
25 | Числительные. Составление предложений, используя числительные. | 1 |
26 | Формирование навыка культуры речи: нормы согласования (серая мышь, ночная тишь). Обобщение о частях речи: самостоятельных и служебных. | 1 |
27 | Изложение « Друзья» | 1 |
28 | Работа над ошибками. Повторение пройденного о частях речи. | 1 |
29 | Текст-описание. Художественное и научное описания. Составление текста – описания растения в научном стиле. | 5ч-1 |
30 | Сочинение «Описание животного» | 1 |
31 | Работа над ошибками. Составление текста. | 1 |
32 | Работа с деформированным текстом. | 1 |
33 | Работа над ошибками.Работа с текстом. | 1 |
34 | Обобщение пройденного за год. | 1 |