СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Екатериновка





«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора Директор МОУ СОШ № 2

по УВР

____________( Хахулина С.В.) ______________(Горшкова И.А.)

______________2019 год ________________2019год



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному русскому языку

4 класс

Учитель: Бессонова Наталья Викторовна

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол №_____от ____________2019г.

Руководитель ШМО_________________

Екатериновка 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями:



  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 13, 48 часть 1 п.1);



  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373;



  • Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);



  • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

Программа «Русский (родной) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».



  • Цели изучения курса русского родного языка :



  • совершенствование коммуникативных умений;



  • развитие языковой интуиции;



  • включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;



  • первое знакомство с фактами истории родного языка;



  • расширение представлений о различных методахпознания языка

Основные задачи реализации содержания предметной области «Родной (русский) язык»: формирование первоначальных представлений



  • единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.



Нормативный срок освоения учебного предмета «Русский (родной) язык» на уровне начального общего образования – 4 года 1,2,3,4 классы. На изучение учебного предмета в 4 классе -17 ч. (0,5 ч в неделю)



Планируемые результаты изучения учебного материала .

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • восприятие русского языка как явление национальной культуры;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

овладение словами речевого этикета.

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия,

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

В области познавательных УУД (общеучебных) выпускник научится:

- работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

- ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

В области коммуникативных УУД выпускник научится:

- в рамках инициативного сотрудничества - освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

- в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения;

-уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

-использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

В области регулятивных УУД выпускник научится:

- осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата;

- контроль с проверкой работы соседа по парте или с выполнением работы над ошибками.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своей деятельности. Обучающиеся научатся:

Предметные:

  • Особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).

Применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.

  • Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение.

  • Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.

  • Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты.

  • Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками.

  • Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений.

  • Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию.

Общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.

  • Части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения

В области познавательных УУД (общеучебных)

Выпускник научится:

ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

В области коммуникативных УУД

Выпускник научится:

В рамках инициативного сотрудничества:

  • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

  • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

В области регулятивных УУД

Выпускник научится:

осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена го­товность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и рече­вого развития, которое включает:

- достаточный уровень знаний о системе и структуре русско­го языка, умения использовать знания в стандартных и нестандарт­ных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных ис­точниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литерату­ра) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

  • умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом си­туации общения при соблюдении норм речевого этикета, со­ставлять несложные устные монологические высказывания, со­ставлять несложные письменные тексты;

  • умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учеб­ный текст, пользоваться словарями и справочными источника­ми, предназначенными для детей этого возраста;

  • сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познаватель­ные

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

* умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность

ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

* умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывании

письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

* стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

* умение задавать вопросы;

* самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,

сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

* умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;

* умение работать с таблицами, схемами, моделями;

* умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;

* умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;

* вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

* пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.


Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;

  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

  • умение проверять написанное;

  • умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Содержание предмета

Язык и культура. – 2 час

Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).

Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.

Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Диалектизмы

Культура речи – 1 час

Произносительное различие в русском языке.

Синонимы, антонимы, омонимы.

Морфемная структура русского слова.

Разбор слов разных частей речи по составу.

Речь. Речевая деятельность. ( с элементами культуры речи) – 14 часов

Освоение изложения как жанра письменной речи.

Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».

Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.

Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.



3.Тематическое планирование изучения предмета.

1. Язык и культура. – 2 час.

2. Культура речи – 1 час.

3. Речь. Речевая деятельность. – 14 час.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО родному языку (русскому)


урока

Дата

Тема урока

(стр. учебника, тетради)

Тип урока




СУМ




ФОПД

Планируемые результаты



Система контроля


Примечания

По план

факт

Предметные

Метапредметные

Личност-

ные






1



Краткая история русского литературного языка. Истинно русская лексика.

комбинированный

Сведения об истории русского литературного языка.

Слова как база и основной источник в развитии лексики русского языка.

Работа в парах

Обучающийся научится:

-находить сведения об истории русского языка.

- работать с толковым словарем;

- сравнивать слова в столбиках




П: - работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, )

Р:-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

К:-

-уметь корректно критиковать альтернативную позицию;


воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.


самоконтроль



2



Разговорная речь языковой художественной литературы

комбинированный

Основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка.

Работа в парах

Обучающийся научится:

- перечитывать отрывки из произведения;

определять сновные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка.


Познавательные УУД:

- работа с инструкциями;- задания, нацеленные на проверку понимания информации

Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:- коммуникация

восприятие русского языка как явление национальной культуры;


самоконтроль



3



Урок развития речи. Знакомимся с текстом-рассуждением


комбинированный

Работа с текстом

Работа в парах

Обучающийся научится:

- перечитывать отрывки из произведения;

- доказывать, что это текст-рассуждение.

Коммуникативные УУД:

- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

Самоопределение.

самоконтроль



4



Урок развития речи.

Учимся рассуждать


комбин

различать особенности текста-повествования и текста-описания;

- объяснять такое понятие, как «цитата».

Работа в парах

Обучающийся научится:

- различать особенности текста-повествования и текста-описания;

- объяснять такое понятие, как «цитата».

Обучающийся получит возможность научиться:

- работать с фразеологическим словарем;


Коммуникативные УУД:

- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

Формирование ценностно-смысловой ориентации.

текущий

самоконтр





5



Урок развития речи.

Учимся рассуждать с опорой на наблюдение.


комбинированный

- описывать элементы картины;

текст получился (текст-описание или текст-повествование);

- составлять текст-рассуждение

Работа в группах

Обучающийся научится: - работать с толковым словарем;- описывать элементы картины;- выполнять задания;- отвечать на вопросы;- определять, какой текст получился (текст-описание или текст-повествование);- составлять текст-рассуждение .

Коммуникативные УУД:

- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

Формирование базовых эстетических ценностей.

коллективная

самоконтроль



6



Развитие речи с элементами культуры речи.

Работа с картиной И.Фирсова «Юный живописец»

комбинированный

делать научное сообщение по плану о животных Арктики;

- делать сообщение, опираясь на данные тезисы;

- оценивать доклады товарищей

Работа в парах

Обучающийся научится:

. делать научное сообщение по плану о животных Арктики;

- делать сообщение, опираясь на данные тезисы;

- оценивать доклады товарищей

Познавательные УУД:

- работа с инструкциями;- задания, нацеленные на проверку понимания информации

Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- коммуникация

Самоопределение и смыслообразование.

текущий



7



Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости.Учимся давать оценку сообщениям,докладам и выступлениям своих товарищей.

комбинированный

- цитировать отрывки из текста; отвечать на вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты;- находить части текста (рассуждение и повествование

коллективная

Обучающийся научится:

- работать с толковым словарем;. - цитировать отрывки из текста; отвечать на вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты;- находить части текста (рассуждение и повествование

Коммуникативные УУД:

- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

Смыслообразование и самоопределение: формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся.

текущий



8



Развитие речи с элементами культуры речи.

Учимся делать научное сообщение.

комбинированный

Практическое овладение диалогической и монлогической речью.

коллективная

Обучающийся научится: отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.

.

Коммуникативные УУД:

- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

Смыслообразование и самоопределение.

текущий



9



Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение.

комбинированный

Работать с толковым словарём;находить в тексте описание,рассуждение,повествование.

коллективная

Обучающийся научится:

- пользоваться библиотекой;- делать научное сообщение;

- определять вид текста (описание, рассуждение, размышление).

Обучающийся получит возможность научиться:

- обсуждать доклады одноклассников, опираясь на известные правила вежливости.

Регулятивные УУД:- контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.



















.

Самоопределение и смыслообразование.

Учительский контроль


10



Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной И.Левитана «Тихая обитель»

комбинированный

- определять вид текста (описание, рассуждение, размышление).


коллективная

Обучающийся научится:

- пользоваться библиотекой;

- делать устное сообщение;

- определять вид текста (описание, рассуждение, размышление

Регулятивные УУД:

- контроль процесса и результатов деятельности.

Самоопределение.




текущий

Учительский ко


11



Развитие речи с элементами культуры речи.

Что такое монолог и диалог.










комбинированный

Практическое овладение диалогической и монологической речью.

Работа в парах.

Обучающийся научится:

читать и анализировать диалог;

- читать диалог по ролям;

- пользоваться библиотекой.


Познавательные УУД:

- работа с правилами;- поиск информации в словарях;- работа с таблицами;- задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД;- контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:- коммуникация как сотрудничество.










Самоопределение и смыслообразование.














Самоконтроль

взаимоконтроль



Коммуникативные УУД:

- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

Формирование базовых эстетических ценностей.

Учительский контроль


12



Развитие речи с элементами культуры речи.

Письменное изложение «Одуванчик»

комбинированный

Изложение текста (повествование,повествование с элементами описания)

коллективная

Индивидуальная

Обучающийся получит возможность научиться:

делить текст на смысловые части;

- составлять план;

- писать изложение по плану;

- цитировать отрывки.






13



Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной В.Джеймса «Кот на окне». Сочинение-рассуждение на тему: « О чём размышляет кот,сидя на окне?»

кмбинированный

Изложение текста (повествование,повествование с элементами описания)

коллективная

. Обучающийся научится:

Рассматривать репродукцию картины,обсуждать вопросы,составлять план сочинения,писать сочинение по картине,используя план.


Познавательные УУД:- задания, нацеленные на проверку понимания

информации.

Регулятивные УУД: самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Самоопределение и смыслообразование.

Учительский контроль


14



Развитие речи с элементами культуры речи.

Учимся писать сочинение.


комбинированный

Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)

Индивидуальная

Обучающийся научится:

- Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)

Познавательные УУД:- работа с правилами;- задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

Самоопределение и смыслообразование.


Учительский контроль


15

















Развитие речи с элементами культуры речи.

Как устроена книга.

комбинированный

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения.

коллективная

Обучающийся научится: находить элементы книги; отвечать на вопросы; работать со словарём происхождения слов.

Познавательные УУД:- работа с таблицами;- задания, нацеленные на проверку понимания информации;- поиск информации в словарях.

Самоопределение и смыслообразование.

самоконтроль



16











Развитие речи с элементами культуры речи.

Письменное (контрольное) изложение «Муравьишкин корабль»

Контроль знаний

Писать изложение по плану

Индивидуальная

Обучающийся научится:

- работать с толковым словарем;

- высказывать свое мнение. Писать изложение по плану

Коммуникативные УУД:

- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

Формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности.

Учительский контроль


17



Развитие речи с элементами культуры речи.

Что такое аннотация и как ее составить.

Изучение нового материала


Выделять основные элементы книги:обложка,форзац,титул,оборот титула. пользоваться библиотекой;

- составлять аннотацию к прочитанной книге

Коллективная

Обучающийся научится:

- пользоваться библиотекой;

- составлять аннотацию к прочитанной книге.. писать названия произведений в тексте в кавычках, а фамилии авторов – без кавычек.


Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседни-

ка.

Получат возможность для фрмирования начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.

самоконтроль