СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному русскому языку 6 класс  к учебнику Русский родной язык.  Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, О.В. Загоровская  др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новополтавская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Курченко»

Ключевского района Алтайского края



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла

Рон Н.П._____

Протокол № ______

от «__»___________ 2020 г.

«Согласовано»

Заведующая Зеленополянской СОШ им.В.В. Корнева филиалом МБОУ «Новополтавская СОШ им. Н.В. Курченко»

_________И.А. Нейбауэр

«__»__________ 2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Новополтавская СОШ

им Н.В. Курченко»

__________Е.А. Осипенко

Приказ №______

от «__»__________ 2020 г.


Рабочая программа по

РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

для обучающихся 6 класса

(35 часов в год, 1 час в неделю)

Уровень основного общего образования

Срок реализации: 2020/2021 учебный год


Рабочая программа составлена на основе



Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, О.В. Загоровская, И. Н. Добротина. – М.: Просвещение, 2020. – 160с.



Русский родной язык. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, О.В. Загоровская др. – 3-е изд. - М., Просвещение. 2019. – 73 с.





Составитель: Улько Ж. А, учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории







Зелёная Поляна 2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский родной язык»


Предметные результаты изучения учебного предмета «русский родной язык» на уровне ООО ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце второго года изучения русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

«Язык и культура»:

  • Приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  • Распознавать диалектизмы; объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);

  • Понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи (в рамках изученного);

  • Приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка (в рамках изученного);

  • Понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, комментировать (в рамках изученного) историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно употреблять их;

  • Правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения;

  • Характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах);

  • Целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;

  • Объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

  • Регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений, словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»:

  • Соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

  • Различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

  • Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

  • Корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

  • Употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного);

  • Анализировать и различать типичные речевые ошибки;

  • Редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

  • Выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

  • Редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;

  • Анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

  • Корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

  • Соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

  • Использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  • Использовать толковые, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

  • Использовать словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста;

  • Использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

  • Использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативов написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

  • Владеть основными правилами информационной безопасности приобщении в социальных сетях:

  • Владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;

  • Создавать тексты в жанрах ответов разных видов;

  • Уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

  • Создавать тексты как результата проектной (исследовательской) деятельности;

  • Строить устные научно-учебные сообщения (ответы на уроке) различных видов.



























Основное содержание учебного предмета

«Русский родной язык»


Раздел 1. Язык и культура

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).


Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности        

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Текст как единица языка и речи

Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.



Тематический план

учебного предмета «Русский родной язык»


п/п

Наименование

разделов

Всего

часов

Из них

проверочные работы

Язык и культура

11

1

Культура речи

11

1

Речь. Речевая деятельность. Текст.

13

1


ИТОГО:

35


Тематический поурочный план

учебного предмета «Русский родной язык»

(1 час в неделю; 35 учебных недель)


п/п

Тема урока

Кол-во часов


Язык и культура

11

1

Из истории русского литературного языка

1

2

Из истории русского литературного языка

1

3

Диалекты как часть народной культуры

1

4

Диалекты как часть народной культуры

1

5

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур

1

6

Особенности освоения иноязычной лексики

1

7

Современные неологизмы

1

8

Отражение во фразеологии истории и культуры народа

1

9

Отражение во фразеологии истории и культуры народа

1

10

Современные фразеологизмы

1

11

Проверочная работа №1 (Представление результатов проектных, исследовательских работ)

1


Раздел 2. Культура речи

11

12

Стилистические особенности произношения и ударения

1

13

Нормы произношения отдельных грамматических форм

1

14

Синонимы и точность речи

1

15

Антонимы и точность речи

1

16

Лексические омонимы и точность речи


17

Особенности склонения имён собственных

1

18

Нормы употребления имён существительных

1

19

Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений

1

20

Речевой этикет

1

21

Речевой этикет


22

Проверочная работа № 2 (Представление результатов проектных, исследовательских работ)

1


Раздел 3. Речь. Текст

13

23

Эффективные приёмы чтения

1

24

Эффективные приёмы чтения


25

Этапы работы с текстом


26

Этапы работы с текстом


27

Тематическое единство языка

1

28

Тексты описательного типа

1

29

Тексты описательного типа


30

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина


31

Научный стиль. Словарная статья.

1

32

Научное сообщение. Устный ответ


33

Научное сообщение. Устный ответ


34

Виды ответов

1

35

Проверочная работа № 3 (Представление результатов проектных, исследовательских работ)

1


ИТОГО

Из них п/р


35

3

Лист изменений и дополнений


Дата

Изменение, причина