Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Свинецкая основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
По предмету: родной русский язык
Класс : 7
Количество часов по программе: 17ч.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по родному русскому языку составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта образования, утверждённого приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;
авторской программы под редакцией Р.И.Альбетковой, Дрофа, 2013г. и учебного пособия «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс. Р.И.Альбеткова, М.- Дрофа, 2013;
Учебного плана МОУ «Свинецкая основная общеобразовательная школа» на 2019 – 2020 учебный год.
Учебный предмет «Родной русский язык и родная русская литература» является одной из частей образовательной области «Филология». В учебном плане ОУ занимает 34 часа, т. е. 1 час в неделю (0,5ч. – родной русский язык, 0,5ч. – родная русская литература)
Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.
Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
Данная программа предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.
В 7 классе изучают разновидности употребления языка, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.
В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.
Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. На уроках осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык» ученик должен:
знать/понимать
· богатство лексики русского языка;
· особенности употребления лексики русского языка;
· эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
· особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
· определять лексическое значение слова;
· определять виды лексических единиц;
· различать жанры народной словесности;
· различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
· выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
· пересказывать прозу;
· работать со словарями;
· находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
· строить диалог;
· создание собственных текстов различных типов речи;
· создание собственных текстов различных жанров;
· употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
· творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ (17 ч.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Дата | |
план | факт | Домашнее задание |
Язык и культура – 5 ч. |
1. | Инструктаж по Т.Б. Русский язык как развивающееся явление. | 1 | | | Подготовить сообщение |
2. | Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы. | 1 | | | Упр.27 стр.18 |
3. | Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. | 1 | | | Упр.44 стр.26 |
4. | Употребление устаревшей лексики в новом контексте. | 1 | | | Упр.54 стр.35 |
5. | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | 1 | | | Упр.64 стр.43 |
Культура речи – 6 ч. |
6. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. | 1 | | | Упр.70 стр.49 | |
7. | Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях. | 1 | | | Упр.76 стр.54 | |
8. | Трудные случаи употребления паронимов. | 1 | | | Упр.88 стр.60 | |
9. | Типичные грамматические ошибки. | 1 | | | Упр.102 стр.68 | |
10. | Традиции русской речевой манеры общения. | 1 | | | Упр.107 стр.72 | |
11. | Нормы русского речевого и невербального этикета. | 1 | | | Упр.115 стр.79 | |
Речь. Текст – 6 ч. |
12. | Традиции русского речевого обращения. | 1 | | | Упр.122 стр.84 | |
13. | Текст. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. | 1 | | | Упр.129 стр.89-90 | |
14. | Разговорная речь. Спор и дискуссия. | 1 | | | Упр.144 стр.98 | |
15. | Публицистический стиль. Путевые заметки. | 1 | | | Упр.149 стр.103 | |
16. | Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | 1 | | | Упр.154 стр106 | |
17. | Язык художественной литературы. Притча. | 1 | | | Упр.160 стр.110 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс. – М.: Дрофа, 2017.
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс». – М.: Дрофа, 2017.
Тематический план (родной русский язык)
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Язык и культура | 5 |
2 | Культура речи | 6 |
3 | Речь. Текст | 6 |
| Всего | 17 |
3