СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку, 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на 2019-2020 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку, 7 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Свинецкая основная общеобразовательная школа»













Рабочая программа


По предмету: родной русский язык

Класс : 7

Количество часов по программе: 17ч.
































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа по родному русскому языку составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта образования, утверждённого приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;

  • авторской программы под редакцией Р.И.Альбетковой, Дрофа, 2013г. и учебного пособия «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс. Р.И.Альбеткова, М.- Дрофа, 2013;

  • Учебного плана МОУ «Свинецкая основная общеобразовательная школа» на 2019 – 2020 учебный год.

Учебный предмет «Родной русский язык и родная русская литература» является одной из частей образовательной области «Филология». В учебном плане ОУ занимает 34 часа, т. е. 1 час в неделю (0,5ч. – родной русский язык, 0,5ч. – родная русская литература)

Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.

Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.

Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.

Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.

Данная программа предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.

В 7 классе изучают разновидности употребления языка, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.

В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.

Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. На уроках осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык» ученик должен:

знать/понимать

· богатство лексики русского языка;

· особенности употребления лексики русского языка;

· эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

· особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

· определять лексическое значение слова;

· определять виды лексических единиц;

· различать жанры народной словесности;

· различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

· выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;

· пересказывать прозу;

· работать со словарями;

· находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

· строить диалог;

· создание собственных текстов различных типов речи;

· создание собственных текстов различных жанров;

· употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

· творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ (17 ч.)



п/п

Тема урока

Кол-во час.

Дата


план

факт

Домашнее задание

Язык и культура – 5 ч.

1.

Инструктаж по Т.Б. Русский язык как развивающееся явление.

1



Подготовить сообщение

2.

Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы.

1



Упр.27 стр.18

3.

Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности.

1



Упр.44 стр.26

4.

Употребление устаревшей лексики в новом контексте.

1



Упр.54 стр.35

5.

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.


1



Упр.64 стр.43

Культура речи – 6 ч.

6.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение.

1



Упр.70 стр.49


7.

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях.

1



Упр.76 стр.54


8.

Трудные случаи употребления паронимов.

1



Упр.88 стр.60


9.

Типичные грамматические ошибки.

1



Упр.102 стр.68


10.

Традиции русской речевой манеры общения.

1



Упр.107 стр.72


11.

Нормы русского речевого и невербального этикета.

1



Упр.115 стр.79


Речь. Текст – 6 ч.

12.

Традиции русского речевого обращения.

1



Упр.122 стр.84


13.

Текст. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы.

1



Упр.129 стр.89-90


14.

Разговорная речь. Спор и дискуссия.

1



Упр.144 стр.98


15.

Публицистический стиль. Путевые заметки.

1



Упр.149 стр.103


16.

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

1



Упр.154 стр106


17.

Язык художественной литературы. Притча.

1



Упр.160 стр.110










УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  • Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс. – М.: Дрофа, 2017.


  • Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс». – М.: Дрофа, 2017.





Тематический план (родной русский язык)


Наименование разделов

Всего часов

1

Язык и культура

5

2

Культура речи

6

3

Речь. Текст

6


Всего

17






















3