Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО приказом № 45 от 31 августа 2020 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Родной русский язык»
в соответствии с ФК ГОС
для 7 Г класса
Составитель:
Ананьева Анастасия Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
г. Воскресенск
2020 год
Рабочая программа по учебному предмету «Родной русский язык» для 7 Г класса составлена в соответствии с:
Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденным приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с ФК ГОС МОУ «СОШ № 9»;
Авторской программой «Русский язык» (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. —М.: Просвещение, 2016).
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15);
Примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организация, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18) (О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.).
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Русский родной язык» 7 класс, авторы: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. – М.: Просвещение. 2020.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение учебного предмета «Родной русского язык» отводится в 7 классе – 0,5 часа в неделю (17 часов в год, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной русский язык»
По окончании 7 класса учащиеся должны
знать/понимать:
определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил,
обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
уметь:
производить морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.
выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.
адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда.
описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).
грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национальнокультурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Содержание учебного предмета «Родной русский язык»
Язык и культура (5 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
Культура речи (5 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Паронимы и точность речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Речевой этикет.
Речь. Речевая деятельность (7 ч)
Традиции русского речевого общения. Текст как единица языка и речи. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Разговорная речь. Публицистический стиль. Язык художественной литературы.
Учебно-тематический план
Название блока | Кол-во часов |
«Язык и культура» | 5 |
«Культура речи» | 5 |
«Речь. Речевая деятельность. Текст» | 7 |
ИТОГО | 17 |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/Белякова О.А./
«31» августа 2020 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО
учителей гуманитарных дисциплин,
рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от «28» августа 2020 г.
Руководитель ШМО _____________ /Хуртина Л.А./