МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОСИНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена на заседании Принята на заседании Утверждаю.
ШМО учителей гуманитарного цикла. педагогического совета. Директор школы________ /В,И.Карелов/
/Протокол № 1 от 31.08.2022г./ /Протокол № 1 от 31.08.2022г./ /Приказ от 31.08.2022г. № 145/
Руководитель ШМО _____/Боева Т. Н./ Председатель _________ /В.И.Карелов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
Класс – 7
Количество часов – 34
Уровень – базовый
Срок реализации – 2022 - 2023 учебный год
Учитель – Боева Тамара Николаевна
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предметной области «Родной русский язык» должно обеспечивать:
Личностные результаты
1. Гражданское воспитание включает:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинств у людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой ,социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотическое воспитание предусматривает:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетическое воспитание предполагает:
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
6. Трудовое воспитание реализуется посредством:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание включает:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле ,природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Предметные результаты:
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I. Язык и культура.
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел II. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет.
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. Понятие о табуированной лексике. Этическая ошибка.
Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата по плану | Приме чание | Основные направления воспитательной деятельности |
| Раздел I. Язык и культура | | | | |
1 | Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка. | 1 | 06.09 | | 8,1 |
2 | Устаревшие слова. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох. | 1 | 13.09 | | 3 |
3 | Архаизмы. Группы лексических единиц по степени устарелости. | 1 | 20.09 | | 3,5 |
4 | Употребление устаревшей лексики в новом контексте | 1 | 27.09 | | 3 |
5 | Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | 1 | 04.10 | | 3 |
| Раздел II. Культура речи. | | | | |
6 | Основные орфоэпические нормы современного русского языка. | | 11.10 | | 3 |
7 | Нормы постановки ударения в отдельных грамматических формах причастий. | 1 | 18.10 | | 3 |
8 | Нормы постановки ударения в деепричастиях, наречиях. | 1 | 25.10 | | 3 |
9 | Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами. | 1 | 08.11 | | 3 |
10 | Паронимы и точность речи. | 1 | 15.11 | | 3 |
11 | Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи. | 1 | 22.11 | | 3 |
12 | Нормы употребления отдельных грамматических форм глаголов. | 1 | 29.11 | | 3 |
13 | Нормы образования причастий. | 1 | 06.12 | | 3 |
14 | Нормы образования деепричастий, наречий. | 1 | 13.12 | | 3,5 |
15 | Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные. | 1 | 20.12 | | 3,2 |
16 | Типичные грамматические ошибки в речи. | 1 | 27.12 | | 3 |
| 3.Речевой этикет. | | | | |
17 | Традиции русской речевой манеры общения. | 1 | 17.01 | | 3 |
18 | Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. | 1 | 24.01 | | 3,4 |
19 | Понятие об этической ошибке, табуированной лексике. | 1 | 31.01 | | 3,4 |
| Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст. | | | | |
| 1.Язык и речь. Виды речевой деятельности. | | | | |
20 | Традиции русского речевого общения. | 1 | 07.02 | | 3 |
21 | Коммуникативные стратегии и тактики устного общения. | 1 | 14.02 | | 3 |
| 2.Текст как единица языка и речи. | | | | |
22 | Текст, основные признаки текста. Виды абзацев. | 1 | 21.02 | | 3 |
23 | Основные виды текстовых структур. | 1 | 28.02 | | 3 |
24 | Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. | 1 | 07.03 | | 3 |
25 | Тексты аргументированного типа: рассуждение. | 1 | 14.03 | | 3 |
26 | Тексты аргументированного типа: доказательство. | 1 | 21.03 | | 3 |
27 | Тексты аргументированного типа: объяснение. | 1 | 11.04 | | 3 |
| 3.Функциональные разновидности языка. | | | | |
28 | Разговорная речь. Беседа. | 1 | 18.04 | | 3 |
29 | Диктант в рамках промежуточной аттестации. | 1 | 25.04 | | 3 |
30 | Спор, виды споров. Правила поведения в споре. | 1 | 02.05 | | 3,4 |
31 | Публицистический стиль. Особенности и основные черты. Путевые записки. | 1 | 16.05 | | 2,3 |
32 | Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | 1 | 23.05 | | 3 |
33 | Язык художественной литературы. Притча. | 1 | 30.05 | | 3 |
34 | Резервный урок | 1 | | | |
Тематический план
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел I. Язык и культура | 5 ч. |
2 | Раздел II. Культура речи. | 13 ч. |
3 | 1.Основные орфоэпические нормы современного русского языка. | 3 |
4 | 2.Основные лексические нормы современного русского языка. | 2 |
5 | 3.Основные грамматические нормы современного русского языка. | 5 |
6 | 3.Речевой этикет. | 3 |
7 | Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст. | 16 ч. |
8 | 1.Язык и речь. Виды речевой деятельности. | 2 |
9 | 2.Текст как единица языка и речи. | 6 |
10 | 3.Функциональные разновидности языка. | 8 |
| Итого | 34 часа |