Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Брянска
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №__ от______________ Председатель МО О.В.Гасилина ___________/__________________ | Согласовано зам.директора по УВР ____Е.Г. Мефед_________ Дата____________________ | Утверждаю директор школы _____________Т.В. Тэугес Приказ №__ от___________ |
Рабочая программа
по родному языку (русскому)
для 7 класса
на 2019-2020 учебный год
2019 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса родного языка (русского) для 7 класса соответствует:
- федеральному государственному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями)
- Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ (статья 7).
-Федеральному закону от 3 августа 2018 года «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
- Закону Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- учебному плану МБОУ СОШ №2 им. Героя России М.А. Мясникова на 2019-2020 учебный год;
и составлена на основе:
-требований федерального образовательного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной язык (русский)». Входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература»
- Примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года №2/18).
Программа рассчитана на базовый уровень преподавания предмета.
В связи с отсутствием УМК по предмету «Родной язык (русский), используется следующее учебное пособие:
- Русский родной язык (5-9) классы. Авторы: Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г.. М. «Просвещение» 2019
-учебное пособие «Русский родной язык» .7 класс.Авторы: Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г.. М. «Просвещение» 2019
В программе используются следующие формы контроля: 1 тестирование, 1 контрольная работа, 1 контрольный диктант
Изменения , внесённые в авторскую программу и их обоснование:
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №2 имени Героя России М.А. Мясникова - Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования была сокращена с 35 до 17 часов:
№п/п | Название раздела | Кол-во часов в Примерной программе | Кол-во часов в рабочей программе |
1 | Язык и культура | 10 | 4 |
2 | Культура речи | 10 | 7 |
3 | Речь. Речевая деятельность. Текст | 10 | 6 |
4 | Резерв учебного времени | 5 | 0 |
В программе не предусмотрено проведение промежуточной аттестации. В связи с этим данный час взят из раздела «Речь. Речевая деятельность. Текст»
2. Содержание учебного предмета «Родной русский язык»
«Родной русский язык» (17 часов.)
Раздел 1. Язык и культура (4 часа)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (7 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ нагору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС;
Предметные результаты изучения родного(русского) языка включают:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Навыки смыслового чтения и работы с текстом
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Речь и речевое общение:
допускать существование различных точек зрения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
Предметные результаты изучения родному (русскому) языку
Обучающийся научится:
осознавать язык как средство для межнационального общения;
позитивно относиться к родному (русскому) языку как к средству освоения культуры, традиций русского народа ,взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию.
совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объем используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
реализовать в устном и письменном общении (в том числе, с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении в межнациональном общении;
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий в межнациональном общении;
сформировать отношение к правильной устной и письменной речи как к показателям культуры человека;
использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Метапредметные результаты:
Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате освоения знаний. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Личностные результаты изучения предмета:
осознание этнической принадлежности, знание истории, родного (русского) языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
3. Календарно-тематическое планирование
№п/п | Разделы курса, темы уроков | Количество часов | Тип урока | Дата | Примечание | | |
| план | факт | |
| Раздел 1. Язык и культура(4часа) | | | | | | |
1. | Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. | 1 | Урок открытия нового знания | | | | |
2. | Устаревшие слова. Историзмы .Архаизмы как слова. Имеющиеся в современном русском языке синонимы. | 1 | Урок открытия нового знания | | | | |
3. | Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор. Диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п. ) | 1 | Урок общеметодологической направленности | | | | |
4. | Лексические заимствования последних десятилетий.. Проверочное тестирование | 1 | Урок общеметодологической направленности | | | | |
| Раздел 2. Культура речи(7 часов ) | | | | | | |
5. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях, кратких формах страдательных причастий прошедшего времени, деепричастиях, наречиях. | 1 | Урок открытия нового знания | | | | |
6. | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи. | 1 | Урок общеметодологической направленности | | | | | |
7. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. | 1 | Урок общеметодологической направленности | | | |
8. | Варианты грамматической нормы : литературные и разговорные падежные формы глаголов ,причастий, деепричастий, наречий. | 1 | Урок общеметодологической направленности | | | | |
9 | Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висячий-висящий, горящий-горячий. | 1 | Урок общеметодологической направленности | | | |
10. | Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы. Контрольная работа | 1 | Урок общеметодологической направленности | | | |
11. | Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения . Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. | 1 | Урок общеметодологической направленности | | | | |
| Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст ( 6часов ) | | | | | | | |
12. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения .: | 1 | Урок открытия нового знания | | | |
13. | Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. | 1 | Урок общеметодологической направленности | | | |
14. | Заголовки текстов, их типы. Тексты аргументативного типа : рассуждение, доказательство, объяснение. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. | 1 | Урок общеметодологической направленности | | | | |
15 | Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | 1 | Урок общеметодологической направленности | | | |
16 | Контрольный диктант . промежуточная аттестация | 1 | Урок развивающего контроля | | | | |
17. | Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча | 1 | Урок общеметодологической направленности | | | | | |
11